Личностно-ориентированный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Рассмотреть опыт реализации гуманистических принципов в образовательном процессе.
Задачи исследования.
•исследовать возникновение явления гуманизма в истории педагогической мысли;
•изучить психологические аспекты гуманизации образования;
•выявить современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы;
•рассмотреть опыт коллектива учителей лицея г. Луховицы;
•систематизировать результаты работы по гуманизации педагогической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Генезис гуманизма в педагогической мысли 6
1.2. Психологический аспект гуманизации образования 16
1.3. Современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Изучение опыта коллектива учителей лицея г. Луховицы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.80 Кб (Скачать)

Министерство Образования  и Науки Российской Федерации

ГУО ВПО «Московский Государственный  Областной Социально Гуманитарный Институт»

Факультет Иностранных Языков

Кафедра педагогики

 

 

Гуманизация образовательного процесса в современной школе

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Подготовила студентка 3 курса

Факультета иностранных  языков

Группа АФ 31(1)

Кабанова Любовь

 

 

Научный руководитель:

профессор кафедры педагогики

Андреева Г.А.

 

 

 

 

 

 

КОЛОМНА- 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6

1.1. Генезис гуманизма в педагогической  мысли 6

1.2. Психологический аспект гуманизации  образования 16

1.3. Современное состояние гуманизации  учебно-воспитательного процесса  общеобразовательной школы 19

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24

2.1. Изучение опыта коллектива учителей  лицея г. Луховицы 24

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 36

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  проблемы. Образование играет значительную роль в жизни человека, поскольку оно занимает большой временной отрезок в жизни человека, а подчас и продолжается всю его жизнь. Оно является одним из важнейших способов передачи научного знания и его приспособления к массовому сознанию. Кроме того, через образование передается тот набор духовно-нравственных идеалов и ценностей, который хранится в национальных культурах.

 В настоящее время  многие ученые и педагоги говорят  о кризисе системы образования  как у нас в стране, так и  за рубежом. Существует мнение, что главной причиной кризиса является то, что образование утратило свой ценностный аспект, оно не имеет гуманистического подтекста.

Прошлое столетие для отечественного образования ознаменовано качественно иным отношением к проблемам гуманизации, которые на сегодняшний день рассматриваются не только как идеология и стратегия для всего образовательного поля, но все больше внедряются в практику школы всех уровней, появляются гуманитарные технологии.

Поэтому одной из ведущих  тенденций развития системы образования  в современном обществе является идея его гуманизации. Гуманизация школы предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействия членов школьного коллектива. Исходя из этого, целью воспитания становится необходимость развития ценностно-ориентированной личности. Таким образом, владея системой ценностей и оценок, имея собственную позицию, человек сможет противостоять отрицательному влиянию извне и, в то же время, не будет рассматривать других людей в качестве материала для манипуляции или средства для достижения своих целей. Кроме того, важным является и такой принцип организации системы образования, как природосообразность, поскольку к моменту поступления в школу ребенок уже обладает определенным уровнем культуры и образования, который обеспечивается семьей, дошкольными учреждениями и средствами массовой информации. Суть этого принципа заключается в раскрытии способностей человека, заложенных в нем природой, поэтому образование ребенка следует осуществлять с учетом его внутренних потенциалов и того, что он уже накопил до поступления в школу, развивая и корректируя этот опыт. Следовательно, сущность гуманизации образования выражается в вере в доброе начало, заложенное в человеке природой, отсутствии авторитаризма одной культуры над другой и знании физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей ребенка.

В национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа» сказано: школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубока владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы. [11, 63]

Вопросам гуманизации  системы образования посвящены  психолого-педагогические и методические исследования последних лет таких  учёных, как Ш.А Амонашвили., В.Г Александрова., Н.А Алексеев., Л.А Байкова., М.Н Берулава., Е.В Бондаревская., Г.А Бордовский., В.Т Волов., Л.С.Выготский, В.В Давыдов., А.Я Данилюк., Л.В Занков., Д.Д Зуев, О.Ю Колпачёва., Н.Г Сидоркина., А.С Кравец., С.В Кульневич., А.Н Леонтьев, В.И Лещинский., А.С Макаренко., А.Маслоу, А.А Мелик-Пашев., Ю.М Орлов., А.А.Плигин, К.Роджерс, Н.Г Свинина., Ш.Г Хусаинов., И.Г Шендрик., Д.Б Эльконин., И.С Якиманская..

Объект исследования. Гуманистически ориентированный образовательный процесс.

Предмет исследования. Основные принципы, содержание, формы и методы гуманизации образовательного процесса.

Цель исследования. Рассмотреть опыт реализации гуманистических принципов в образовательном процессе.

Задачи исследования.

  • исследовать возникновение явления гуманизма в истории педагогической мысли;  
  • изучить психологические аспекты гуманизации образования;
  • выявить современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы;
  • рассмотреть опыт коллектива учителей лицея г. Луховицы;
  • систематизировать результаты работы по гуманизации педагогической системы.

Методы исследования.

  • анализ педагогической и психологической литературы;
  • изучение продуктов деятельности учителя;
  • методы сбора эмпирических данных, включая педагогическое наблюдение, анкетирование;
  • анализ содержания педагогических документов.

Теоретическая значимость. Результаты исследования поддерживают изучение  процесса гуманизации общеобразовательных учреждений и дают возможность получить дополнительное представление о состоянии этого процесса в современных условиях.

Практическая  значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ модернизации образовательных учреждений в контексте гуманизации обучения и воспитания учащихся разного возраста.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, содержащих 3 параграфа, в каждой заключения, приложения и библиографического списка, включающего в себя 31 наименования.  

ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Генезис гуманизма в педагогической мысли

 Гуманизм, являясь общественно-историческим  явлением, имеет определенные особенности проявления в различных социально-экономических условиях, у разных народов, в различных культурах и религиях. Идеи гуманизма имеют длительную историю. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности.

Впервые о гуманизме серьезно уже можно говорить на материале  эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения  поставила в центр внимания философии  образ самостоятельно мыслящего, всесторонне развитого человека. В человеке видели универсальную ценность, его мыслили титаном, неограниченный потенциал которого раскрывался в деятельности, познании, созидании. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой.

Одним из самых влиятельных  гуманистов был Эразм Роттердамский(1466 - 1536). В своём главном труде- «О первоначальном воспитании детей» - Э. Роттердамский заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.

Он отвергал господствовавшие в школах и университетах методы обучения, основанные на зубрёжке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание он рассматривал как формирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. "Людьми не рождаются, а воспитываются" – таково отличие человека от других живых существ. Благодаря разуму люди способны совершенствовать свою природу с помощью свободного образования, основанного на принципе свободы воли, мудрости и мастерства наставника.

Обращение к истокам педагогической классики позволяет глубже раскрыть суть современной педагогики как особой формы мышления, развивающейся на основе синтеза всех наук о человеке, где живое слово, живая мысль, живое чувство определяют качество, радость, интерес и смысл бытия.

Возрождая лучшие страницы отечественной педагогики, мы начинаем все глубже осознавать, что классическое педагогическое учение в своем генезисе восходит к религиозным истокам и, прежде всего, к христианству. Идеи христианской культуры стали ценностным основанием развития педагогической мысли Я.А. Коменского, нашли глубочайшее отражение в религиозной духовности И.Г. Песталоцци, пропитали жизненной силой педагогику К.Д. Ушинского и JI.H. Толстого, оказали существенное влияние на становление гуманистических воззрений А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Несмотря на то, что Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие вошли в педагогическую классику как педагоги светские, их религия - это религия великой любви к ребенку.

 С исторической точки  зрения развитие данной проблематики  в отечественной педагогике можно отсчитывать уже со времен деятельности классика русской педагогики К. Д. Ушинского, который разработал обширную методику педагогических приемов индивидуального подхода к детям, основу профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Он считает, что , "если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".[24, 34] Он подразумевает учёт индивидуальных склонностей и предпочтений в процессе воспитания и обучения. 

Достаточно убедительно  об этом писал JI. Н. Толстой, являясь одним из первых теоретиков школы свободного воспитания. Он указывал на важные принципы рассмотрения свойств человеческой индивидуальности, считая одним из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет свои определенные свойства: человек добрый, злой, умный, глупый, апатичный, энергичный и т. д. Люди не бывают такими. О человеке можно сказать, что чаще он бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен и наоборот; и будет неправильно, если об одном человеке мы скажем, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый.

Новый этап в развитии гуманизма  начался с возникновением марксизма, который отверг отвлечённую, внеисторическую  трактовку «природы человека» лишь как биологической «родовой сущности»  и утвердил её научное конкретно-историческое понимание. Марксизм отказался от абстрактного подхода к проблемам гуманизма и поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию гуманизма — социалистический гуманизм, вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого. Классики марксизма вооружили педагогику материалистическим подходом к воспитанию как объективному общественному явлению.

В России, после революции 1917 года, после изменения общественного  строя и общественной идеологии, понятие «индивидуальный подход»  рассматривалось как обязательное условие всестороннего развития личности. Советское воспитание, как известно, было направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность и индивидуальность.  С победой социализма сначала в СССР, идеи марксистского гуманизма получили реальное практическое подкрепление в гуманистических завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистический принцип: «Всё во имя человека, для блага человека».

Начало советского этапа  в истории отечественной педагогической науки характеризовалось дальнейшим развитием гуманистических идей в вопросах воспитания и образования. Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, занимавшиеся изучением природы ребенка и разработавшие основы педологии — все они олицетворяли своим творчеством продолжение традиций русской педагогики, направленное на улучшение жизни детей. Однако, начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х, в нашей стране идеи гуманизма и задачи народного образования резко разошлись. В просвещении утвердилась авторитарная педагогика, которая исходила из понимания человека не как основной ценности нашего общества, а как его главной производительной силы.

Наиболее широкое распространение  среди педагогической общественности получил опыт А. С. Макаренко. Он считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим при организации и воспитании детского коллектива. И был глубоко убежден: для того чтобы понять ребенка и установить причины его поведения, необходимо видеть не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором педагог отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к товарищам. А. С. Макаренко также придавал особое значение дошкольному периоду развития, так как полагал, что 90% всего воспитательного процесса заложено в ребёнке именно до пяти лет. [24, 78]

В области воспитания идеи изучения индивидуальных особенностей получили дальнейшее развитие и в работах В. А. Сухомлинского. Он писал, что без знания ребенка: его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания . Необычайно талантливый педагог находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств. Одним из наиболее важных средств её развития он считал природу, художественное слово, музыку, рисование, так как, по его мнению, индивидуальность раскрывается при соприкосновении с прекрасным. Он создал оригинальную систему воспитания, в основе которой находилось эмоциональное переживание ребенка при раскрытии его творческих способностей. [20, 46]

Информация о работе Личностно-ориентированный подход