Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель исследования. Рассмотреть опыт реализации гуманистических принципов в образовательном процессе.
Задачи исследования.
•исследовать возникновение явления гуманизма в истории педагогической мысли;
•изучить психологические аспекты гуманизации образования;
•выявить современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы;
•рассмотреть опыт коллектива учителей лицея г. Луховицы;
•систематизировать результаты работы по гуманизации педагогической системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Генезис гуманизма в педагогической мысли 6
1.2. Психологический аспект гуманизации образования 16
1.3. Современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Изучение опыта коллектива учителей лицея г. Луховицы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
ГУО ВПО «Московский
Факультет Иностранных Языков
Кафедра педагогики
Гуманизация образовательного процесса в современной школе
КУРСОВАЯ РАБОТА
Подготовила студентка 3 курса
Факультета иностранных языков
Группа АФ 31(1)
Кабанова Любовь
Научный руководитель:
профессор кафедры педагогики
Андреева Г.А.
КОЛОМНА- 2012
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1.
Генезис гуманизма в
1.2.
Психологический аспект
1.3.
Современное состояние
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1.
Изучение опыта коллектива
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Актуальность проблемы. Образование играет значительную роль в жизни человека, поскольку оно занимает большой временной отрезок в жизни человека, а подчас и продолжается всю его жизнь. Оно является одним из важнейших способов передачи научного знания и его приспособления к массовому сознанию. Кроме того, через образование передается тот набор духовно-нравственных идеалов и ценностей, который хранится в национальных культурах.
В настоящее время
многие ученые и педагоги
Прошлое столетие для отечественного образования ознаменовано качественно иным отношением к проблемам гуманизации, которые на сегодняшний день рассматриваются не только как идеология и стратегия для всего образовательного поля, но все больше внедряются в практику школы всех уровней, появляются гуманитарные технологии.
Поэтому одной из ведущих тенденций развития системы образования в современном обществе является идея его гуманизации. Гуманизация школы предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействия членов школьного коллектива. Исходя из этого, целью воспитания становится необходимость развития ценностно-ориентированной личности. Таким образом, владея системой ценностей и оценок, имея собственную позицию, человек сможет противостоять отрицательному влиянию извне и, в то же время, не будет рассматривать других людей в качестве материала для манипуляции или средства для достижения своих целей. Кроме того, важным является и такой принцип организации системы образования, как природосообразность, поскольку к моменту поступления в школу ребенок уже обладает определенным уровнем культуры и образования, который обеспечивается семьей, дошкольными учреждениями и средствами массовой информации. Суть этого принципа заключается в раскрытии способностей человека, заложенных в нем природой, поэтому образование ребенка следует осуществлять с учетом его внутренних потенциалов и того, что он уже накопил до поступления в школу, развивая и корректируя этот опыт. Следовательно, сущность гуманизации образования выражается в вере в доброе начало, заложенное в человеке природой, отсутствии авторитаризма одной культуры над другой и знании физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей ребенка.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубока владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы. [11, 63]
Вопросам гуманизации системы образования посвящены психолого-педагогические и методические исследования последних лет таких учёных, как Ш.А Амонашвили., В.Г Александрова., Н.А Алексеев., Л.А Байкова., М.Н Берулава., Е.В Бондаревская., Г.А Бордовский., В.Т Волов., Л.С.Выготский, В.В Давыдов., А.Я Данилюк., Л.В Занков., Д.Д Зуев, О.Ю Колпачёва., Н.Г Сидоркина., А.С Кравец., С.В Кульневич., А.Н Леонтьев, В.И Лещинский., А.С Макаренко., А.Маслоу, А.А Мелик-Пашев., Ю.М Орлов., А.А.Плигин, К.Роджерс, Н.Г Свинина., Ш.Г Хусаинов., И.Г Шендрик., Д.Б Эльконин., И.С Якиманская..
Объект исследования. Гуманистически ориентированный образовательный процесс.
Предмет исследования. Основные принципы, содержание, формы и методы гуманизации образовательного процесса.
Цель исследования. Рассмотреть опыт реализации гуманистических принципов в образовательном процессе.
Задачи исследования.
Методы исследования.
Теоретическая значимость. Результаты исследования поддерживают изучение процесса гуманизации общеобразовательных учреждений и дают возможность получить дополнительное представление о состоянии этого процесса в современных условиях.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ модернизации образовательных учреждений в контексте гуманизации обучения и воспитания учащихся разного возраста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из
введения, 2-х глав, содержащих 3 параграфа,
в каждой заключения, приложения и библиографического
списка, включающего в себя 31 наименования.
Гуманизм, являясь общественно-
Впервые о гуманизме серьезно уже можно говорить на материале эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения поставила в центр внимания философии образ самостоятельно мыслящего, всесторонне развитого человека. В человеке видели универсальную ценность, его мыслили титаном, неограниченный потенциал которого раскрывался в деятельности, познании, созидании. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой.
Одним из самых влиятельных гуманистов был Эразм Роттердамский(1466 - 1536). В своём главном труде- «О первоначальном воспитании детей» - Э. Роттердамский заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Он отвергал господствовавшие в школах и университетах методы обучения, основанные на зубрёжке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание он рассматривал как формирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. "Людьми не рождаются, а воспитываются" – таково отличие человека от других живых существ. Благодаря разуму люди способны совершенствовать свою природу с помощью свободного образования, основанного на принципе свободы воли, мудрости и мастерства наставника.
Обращение к истокам педагогической классики позволяет глубже раскрыть суть современной педагогики как особой формы мышления, развивающейся на основе синтеза всех наук о человеке, где живое слово, живая мысль, живое чувство определяют качество, радость, интерес и смысл бытия.
Возрождая лучшие страницы отечественной педагогики, мы начинаем все глубже осознавать, что классическое педагогическое учение в своем генезисе восходит к религиозным истокам и, прежде всего, к христианству. Идеи христианской культуры стали ценностным основанием развития педагогической мысли Я.А. Коменского, нашли глубочайшее отражение в религиозной духовности И.Г. Песталоцци, пропитали жизненной силой педагогику К.Д. Ушинского и JI.H. Толстого, оказали существенное влияние на становление гуманистических воззрений А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Несмотря на то, что Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие вошли в педагогическую классику как педагоги светские, их религия - это религия великой любви к ребенку.
С исторической точки
зрения развитие данной
Достаточно убедительно об этом писал JI. Н. Толстой, являясь одним из первых теоретиков школы свободного воспитания. Он указывал на важные принципы рассмотрения свойств человеческой индивидуальности, считая одним из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет свои определенные свойства: человек добрый, злой, умный, глупый, апатичный, энергичный и т. д. Люди не бывают такими. О человеке можно сказать, что чаще он бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен и наоборот; и будет неправильно, если об одном человеке мы скажем, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый.
Новый этап в развитии гуманизма начался с возникновением марксизма, который отверг отвлечённую, внеисторическую трактовку «природы человека» лишь как биологической «родовой сущности» и утвердил её научное конкретно-историческое понимание. Марксизм отказался от абстрактного подхода к проблемам гуманизма и поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию гуманизма — социалистический гуманизм, вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого. Классики марксизма вооружили педагогику материалистическим подходом к воспитанию как объективному общественному явлению.
В России, после революции
1917 года, после изменения общественного
строя и общественной идеологии,
понятие «индивидуальный
Начало советского этапа
в истории отечественной
Наиболее широкое
В области воспитания идеи изучения индивидуальных особенностей получили дальнейшее развитие и в работах В. А. Сухомлинского. Он писал, что без знания ребенка: его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания . Необычайно талантливый педагог находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств. Одним из наиболее важных средств её развития он считал природу, художественное слово, музыку, рисование, так как, по его мнению, индивидуальность раскрывается при соприкосновении с прекрасным. Он создал оригинальную систему воспитания, в основе которой находилось эмоциональное переживание ребенка при раскрытии его творческих способностей. [20, 46]