Личностно-ориентированный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Рассмотреть опыт реализации гуманистических принципов в образовательном процессе.
Задачи исследования.
•исследовать возникновение явления гуманизма в истории педагогической мысли;
•изучить психологические аспекты гуманизации образования;
•выявить современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы;
•рассмотреть опыт коллектива учителей лицея г. Луховицы;
•систематизировать результаты работы по гуманизации педагогической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Генезис гуманизма в педагогической мысли 6
1.2. Психологический аспект гуманизации образования 16
1.3. Современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Изучение опыта коллектива учителей лицея г. Луховицы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.80 Кб (Скачать)

В 60-е - 80-е годы, развивая идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, исследователи-практики под руководством В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина предприняли попытки существенно усилить развивающую составляющую в обучении.

Л.В. Занков отдает приоритет развитию гармоничной личности, самыми важными составляющими которой являются ум, воля, сфера чувств. Развитие конкретных качеств, таких, как память, внимание, воображение, становится следствием, а не целью процесса воспитания и обучения ребенка. Таким образом, обучение ориентируется на более высокий уровень развития, а не на уже имеющиеся особенности детского мышления. Процесс обучения обязательно должен базироваться на принципе сотрудничества педагога с ребенком, признающем за ним право иметь свой склад ума и особенности характера, но в то же время предполагающем поиск необходимого решения различных задач повышенного уровня трудности. Принцип повышенной трудности обучения, увеличение темпа усвоения материала, концентрация внимания ученика на осознанности процесса усвоения знаний составляют базу концепции Занкова и действуют только в комплексной обучающей программе, которая в обязательном порядке дополняется внеклассной работой. Причем эта программа предполагает оптимальное общее развитие каждого ребенка, независимо от уровня его способностей. В ходе обучения у ребенка создается целостное представление о картине мира. Вопросы, которые педагог ставит перед учениками, формулируются в более общем виде, чем это принято при обычной системе обучения. Уточнение и детализация проблемы или задания самими учениками побуждает их мышление к самостоятельной работе. [20, 54]

Потенциал системы Занкова  практически неисчерпаем, поскольку  развивающее обучение стимулирует детей к поиску разных путей решения задач, исправлению ошибок, выработке принципа сознательной деятельности, способствует формированию гармоничных отношений между детьми с разным уровнем одаренности. Гуманизм и плодотворность такой обучающей системы постоянно увеличивает количество приверженцев теории Л. Занкова.

Особенностью психолого-педагогической концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В  результате обучения по системе Эльконина- Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Именно в процессе учебного общения у младших школьников появляется и быстро крепнет чувство уважения к другому человеку, к его позиции, мысли, которое отделяется от личных симпатий и антипатий, как бы "поднимаясь" над ними. Новым содержанием наполняется столь присущее уже ребенку-дошкольнику чувство справедливости. Интенсивно формируется чувство собственной ответственности за общее дело. Иными словами, учение, приобретающее форму общения, стимулирует развитие того комплекса чувств, которые в конечном итоге определяют нравственный облик личности. [24, 92]

Наследуя идеи гуманной педагогики, Ш.А. Амонашвили раскрывает уникальные возможности развития личности как ученика, так и учителя, открывает свой путь к высокой духовности.

Он предлагает философско-педагогическое понимание целостности природы ребенка. Педагог деликатен в своих высказываниях и в силу этого основу гуманно-личностной педагогики выстраивает на допущениях, фундаментальных аксиоматических началах, составляющих Истину мировой классики. Суть их складывается из трех следующих положений:

  • признается реальность, действительность Высшего мира, Высшей силы, Логоса, Бога, Абсолюта, Творца;
  • признается бессмертие души человека, ее устремленность к вечному совершенствованию и восхождению;
  • земная жизнь принимается как отрезок пути вечного совершенствования и восхождения.

Из этих допущений вытекает:

  • каждый ребенок (человек) есть явление в нашей земной жизни;
  • каждый ребенок есть носитель своего предназначения на Земле, своей миссии;
  • в каждом ребенке заключена неограниченная энергия его духа.

Эти идеи Ш.А. Амонашвили раскрывает в трактате "Школа Жизни", где сочетая теорию и практику, он обосновывает классическую формулу, гласящую, что ребёнок не готовиться к жизни, он уже живёт, и раскрывает секреты - как воспитывать в нём жизнь с помощью самой жизни.[1,46]

Гуманное педагогическое мышление позволяет по-своему расставить приоритеты, подчёркивая, прежде всего, не ценность знания, а ценность человека, для которого эти знания - уникальная возможность собственного развития, становления.

В настоящий момент в теории образования сложилось два основных подхода в разработке личностно-ориентированного образования: личностно- культурологический (Е. В. Бондаревская) и субъектно-личностный (И. С. Якиманская), которые не противоречат друг другу, а скорее могут взаимно дополняться.

Е. В. Бондаревская является автором культурологической концепции личностно-ориентированного образования. Она предполагает создание целостного личностно-ориентированного педагогического процесса; считает культуросообразность ведущим принципом педагогического процесса. В ее модели ученик развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры - ее носитель, хранитель, пользователь, творец.

Основные ценности культурологического личностно-ориентированного образования:

  • человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;
  • образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы;
  • творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве". [24,40]

 В концепции образования  Е. В. Бондаревской личностно-ориентированное воспитание в дошкольном и младшем возрасте - это процесс "вскармливания" и обеспечения здоровья ребёнка, развития его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы в этом возрасте включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание.

 В подростковом возрасте - это процесс интенсивного физического  и социального созревания личности, создающей предпосылки начала процесса культурной самоидентификации, вхождение в мир национальной культуры, её понимания, согласия с культурой, обретения позиций человека культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте - включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в культурное творчество.

 Наконец, в старшем  школьном возрасте смысловое  значение приобретают процессы  духовно-нравственной автономизации  личности, физического и нравственного самосовершенствования, вхождение в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие.

 Приоритетное значение  в системе культурологического  личностно-ориентированного образования  в младшем возрасте приобретают  технологии развивающего обучения, в подростковом возрасте - технологии, имеющие ценностно-ориентационный характер (например, проблемное обучение, стимулирующее способности к выбору и ориентации, и другие технологии, развёртывающиеся на ситуативной основе); в старшем школьном возрасте - технологии рефлексивно-творческого обучения.

И. С. Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предполагающий отношение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости. Без этого невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

 В концепции И. С.  Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их "окультуривание", превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам.

 И. С. Якиманская считает также необходимым в построении модели личностно-ориентированного образования различать следующие термины:

Индивид - человек как  представитель рода, обладающий определёнными  генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами (биоритмы, строение организма, психофизиологические особенности).

Индивидуальность (от лат. "особь") - единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития.

Личность - человек как  носитель социальных отношений, имеющий  устойчивую систему общественно  значимых ценностей, определяющих его  принадлежность к той или иной социальной группе .[24,13]

Таким образом, сущность принципа гуманизма состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой  и с педагогами, в приоритетах  человеческих ценностей над производственными, экономическими, административными.

 

1.2. Психологический  аспект гуманизации образования

 Гуманистический подход  как самостоятельное направление  в науке выделился в 50-е годы XX ст. сначала в рамках психологических исследований. Сторонники его рассматривали человека как неповторимую уникальную целостность, которой присуща определенная степень свободы от внешней детерминации благодаря ценностям, которыми он руководствуется. Человек - это активное творческое существо, «открытая возможность самоактуализации».

В современном пониманий  гуманистическая психология - это  направление в психологической  науке и практике, «признающее  целостность и уникальную неповторимость каждой личности, которая способна строить самостоятельно свой жизненный  путь, продвигаться в своем высшем духовном развитии». Гуманистическая психология пронизана верой в человека, его потенциальные и актуальные возможности, способность к постижению и реализации ценностей высшего порядка. Гуманистический подход в психологии связан с именами          К .Г ольдштейна, А.Маслоу, Дж.Олпорта, К.Роджерса, К.Хорни, В.Франкла и др. В странах СНГ такие исследования проводились К.Абульхановой-Славской, В.Давыдовым, И.Зимней, В.Мараловым, В.Моляко, В.Столиным, И.Якиманской и другими.

Одним из важнейших для  гуманистической педагогики является понятие “самоактуализация”, введенное  в психологию благодаря работам  А.Маслоу. В это понятие он вкладывал множество смыслов, но наиболее значимым в русле рассматриваемой нами проблемы является следующее: самоактуализация - это стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций.[25, 170] 

Это полное использование  самим человеком талантов, способностей, возможностей и т.п. В приложении к теории и практике педагогических процессов идеи А.Маслоу находят отражение в положении о том, что главной задачей учителя является обучение не как таковое, т.е. целенаправленный процесс, а как стремление помочь человеку обнаружить то, что в нем заложено.

Таким образом, учение, направляемое извне, должно уступить место учению, направляемому изнутри, благодаря чему открывается путь к самоактуализации личности. Кроме того, важно, чтобы ребенок вырастал в атмосфере, сводящей к минимуму отрицательные состояния (страхи, тревожность и проч.).

Центральное место К.Роджерс отводит не процессу преподавания, а процессу учения. Он выдвигает положение о двух типах учения - «когнитивном» и «опытном». К.Роджерс, критически оценивая теории, в основе которых лежит понятие «усвоение знаний», был убежден, что ценным является только учение, основанное на собственном опыте, только оно становится значимым для личностного развития учащихся, их эмоциональной сферы и несущим в то же время значительный когнитивный потенциал. Таким образом, основная цель педагога — помочь детям достичь полноты своего самосуществования, стимулировать тенденцию к личностному росту, создавать для этого необходимую атмосферу. [27, 24]

Информация о работе Личностно-ориентированный подход