Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель исследования. Рассмотреть опыт реализации гуманистических принципов в образовательном процессе.
Задачи исследования.
•исследовать возникновение явления гуманизма в истории педагогической мысли;
•изучить психологические аспекты гуманизации образования;
•выявить современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы;
•рассмотреть опыт коллектива учителей лицея г. Луховицы;
•систематизировать результаты работы по гуманизации педагогической системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Генезис гуманизма в педагогической мысли 6
1.2. Психологический аспект гуманизации образования 16
1.3. Современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Изучение опыта коллектива учителей лицея г. Луховицы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
В начальной школе развитие умений рефлексивной деятельности тесно связано с развитием умений самооценки, на которую прежде всего влияет оценочная деятельность учителя. Условия формирования самооценки учащихся являются их учебная деятельность, объективность оценки учителя, благоприятный психологический климат, доброжелательность при вынесении оценки. Развитие умений анализа, самоанализа и самооценки возможно через вовлечение детей в рефлексивную деятельность на уроках.
В начальной школе критериями сформировавшейся самооценки являются:
Процесс образования и воспитания в сегодняшней школе, и в первую очередь в начальной, должен быть организован таким образом, чтобы он формировал у учащихся индивидуальный стиль жизни, т.е. помогал реализовать все лучшее, достойное, что заложено в личности от рождения. А это даст возможность растущему человеку занять в самостоятельной жизни то место, которое соответствует его интересам, способностям и возможностям, т.е. работа, деятельность будут приносить ему моральное удовлетворение, что очень много значит для обретения смысла жизни.
Существующее
в настоящее время традиционное
обучение не ставит перед собой названных
целей и задач – оно
В настоящее время как никогда актуальной является формирование творческой, мыслящей, активной личности. Поэтому образовательная система должна быть организована так, чтобы главной ее целью стало определение и развитие психологических ресурсов, задатков, способностей, заложенных в личности самой природой.
Я бы хотела рассказать об учителе начальных классов лицея г. Луховицы Софьи Ивановне Кабановой. Она обладает такими качествами, как коммуникабельность, т.е. умение быстро устанавливать контакт с людьми; эмпатичность – улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам; красноречивость – умение внушать и убеждать словом; визуальность – внешняя привлекательность учителя. Учитель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и позы, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.
Гуманный подход Софьи Ивановны осуществляется при создании комплекса условий: кадровых, мотивационных, информационных, организационных, психолого-педагогических, научно-материальных, научно-методических и эстетических. Эти условия могут:
Методы, приёмы ведения уроков Софьи Ивановны неординарные, реализующие развитие навыков самостоятельной работы: дидактические игры, конкурсы, уроки-исследования, предметные пятиминутки. Главный принцип работы – создание психологического комфорта на уроках, при котором каждый ребёнок работает спокойно, без принуждения.
Софья Ивановна одна из первых в районе начала применять методику Л. В. Занкова.
Жизненность данной системы в лицее объясняется прежде всего тем, что в ней реализуются те идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью. В ней решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без принуждения, как развить у них устойчивый интерес к занятиям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным.
Так как дети получают не готовые знания, а добывают их сами, находясь в поисковой деятельности, конечно, можно сказать, что не все дети могут сделать правильный вывод, но даже при участии в совместной деятельности ребёнок чувствует себя соавтором, участником в выполнении заданий, раз от разу накапливает умения и развивает способность к самостоятельной деятельности.
При работе с детьми перед Софьей Ивановной встаёт главная проблема – неустойчивое внимание ребёнка, в следствие чего нет способности длительно удерживать материал, который даёт учитель. Поэтому основные методы обучения в этот период, которые она применяет, - доверительные беседы, подобные тем, которые ребёнок ведёт в кругу семьи или сверстников, учебные экскурсии, познавательные игры, практические работы, ориентированные на организацию наблюдения детей и их практические действия.
Очень важным условием эффективности обучения является то, чтобы ребёнок работал свободно, чтобы были созданы для него комфортные условия. Софья Ивановна внимательно выслушивает каждого ученика, принимает любой его ответ, так как важно, чтобы дети сами оценивали себя, сравнивали свои ответы с ответами своих одноклассников.
Развитие детей идёт тогда,
когда ребёнок работает по своим
способностям. Поэтому Софья Ивановна
хорошо знает психологические
Выполняя один из принципов обучения по системе Л.В. Занкова – обучение на высоком уровне трудности, Софья Ивановна следит за тем, чтобы каждый ученик не потерял интерес к знаниям: продумывает проблемный вопрос, подбирает материал доступный для всех детей, включает в работу всех учеников.
Таким образом, доброжелательные отношения учителя и ученика дают возможность свободно чувствовать, что между ними нет никакой преграды. Поэтому учитель - гуманист – это учитель, уважающий, понимающий и ценящий своих учеников.
Нами было проведено анкетирование учителей в лицее г.Луховицы. Цель данного исследования – выявить отношение учителей к проблеме гуманизации образования, основываясь на их собственном опыте. [см. приложение]
В ходе анкетирования было опрошено 10 учителей.
Проведённое анкетирование
выявило положительное
На основе вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что проблема гуманизации школьной системы образования является актуальной проблемой для современных школ.
Таким образом, подводя итоги по главе II, мы можем сделать выводы, что в последние годы произошли глобальные изменения в обществе, обусловленные, прежде всего, гуманизацией общественной жизни. Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. [20, 76]
Идеи активности ученика в обучении, развитие самостоятельности и активной жизненной позиции, самоуправления и выбора, ситуации успеха, ненасильственного воспитания, воспитания как совершенствования саморазвития личности, природо- и культуросообразность педагогического процесса, методы обучения, стимулирующие развитие личности - эти и многие другие идеи и опыт составляют золотой запас отечественной педагогики. Сегодня происходит серьезная смена многих ценностей общества, культуры и образования. Поэтому единственный коренной переворот, который должен произойти и уже происходит, это переворот в сознании каждого педагога, в его системе ценностных ориентаций, который и повлечет за собой изменения в акцентах педагогической деятельности, в подходах к содержанию образования, методикам и технологиям.
Итак, образование в его исконном смысле как образование, формирование человека само по себе гуманистично. Ведь согласно определению, гуманизм – это то, что отвечает природе человека, его интересам, его формированию и реализации. В условиях возрастающих сложностей, противоречивой динамики общественной жизни именно гуманизация образования позволит формировать личность таким образом, чтобы она оказалась достаточно зрелой, готовой к жизненным испытаниям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, идеи и принципы гуманизма, выработанные на протяжении тысячелетий, освещают сегодня путь человечества к подлинному процветанию. Эволюция гуманистических идей и элементов реального гуманизма позволяет нам утверждать и надеяться, что будет, наконец, создано общество, в котором в полной мере осуществится раскрытие сущности человека, а именно - быть творцом знаний, условия для этого должны быть созданы изменениями сферы образования в направлении ее гуманизации.
Характерной чертой современной школы все в большей степени становится ее необычайность, непохожесть на ту школу, которая была совсем недавно. Главный признак отличий - появление новых учебников, новых программ, предметов, слов, переполняющих образовательное пространство.
Так, слово "личность"
прочно вошло не только в
научные статьи, но и в обыденный
язык современного учителя.
Гуманистической продолжают
считать педагогику, которая определяет,
предписывает и наставляет на
истинный путь на том
В ходе работы я проследила возникновение идеи гуманизма в истории педагогической мысли, изучила психологические аспекты исследуемой проблемы, обобщила современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.
Таким образом, с позиций гуманизма индивидуальный подход – важнейший принцип обучения и воспитания, так как его реализация предполагает обеспечение гармоничного, целостного развития личности.