Личностно-ориентированный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Рассмотреть опыт реализации гуманистических принципов в образовательном процессе.
Задачи исследования.
•исследовать возникновение явления гуманизма в истории педагогической мысли;
•изучить психологические аспекты гуманизации образования;
•выявить современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы;
•рассмотреть опыт коллектива учителей лицея г. Луховицы;
•систематизировать результаты работы по гуманизации педагогической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Генезис гуманизма в педагогической мысли 6
1.2. Психологический аспект гуманизации образования 16
1.3. Современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Изучение опыта коллектива учителей лицея г. Луховицы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.80 Кб (Скачать)

В начальной школе развитие умений рефлексивной деятельности тесно  связано с развитием умений самооценки, на которую прежде всего влияет оценочная деятельность учителя. Условия формирования самооценки учащихся являются их учебная деятельность, объективность оценки учителя, благоприятный психологический климат, доброжелательность при вынесении оценки. Развитие умений анализа, самоанализа и самооценки возможно через вовлечение детей в рефлексивную деятельность на уроках.

В начальной школе критериями сформировавшейся самооценки являются:

  • интерес к деятельности самооценивания;
  • наличие знаний о нормах поведения, общения, выполнения заданий учебно-познавательной деятельности ;
  • владение разными способами самооценивания, способность к развёрнутой самооценке.

Процесс образования  и воспитания в сегодняшней школе, и в первую очередь в начальной, должен быть организован таким образом, чтобы он формировал у учащихся индивидуальный стиль жизни, т.е. помогал реализовать все лучшее, достойное, что заложено в личности от рождения. А это даст возможность растущему человеку занять в самостоятельной жизни то место, которое соответствует его интересам, способностям и возможностям, т.е. работа, деятельность будут приносить ему моральное удовлетворение, что очень много значит для обретения смысла жизни.

Существующее  в настоящее время традиционное обучение не ставит перед собой названных  целей и задач – оно ограничивается передачей учащимся определенных знаний, формированием навыков и умений и подготовкой к выполнению определенных функций в будущей самостоятельной жизни. Понятно, что такой стиль обучения приводит к формированию личности заранее заданного типа, у которой не происходит в полной мере развитие способностей, заложенных в ней природой. При таком обучении позиция учителя авторитарна, ученик для такого педагога – только «объект» обучения и воспитания, он пассивен, бездеятелен, инертен. Ясен и результат такой учебной деятельности: невысокое качество знаний, неготовность к самостоятельной деятельности, неумение пополнять свои знания самообразованием. [28, 44]

В настоящее время  как никогда актуальной является формирование творческой, мыслящей, активной личности. Поэтому образовательная система должна быть организована так, чтобы главной ее целью стало определение и развитие психологических ресурсов, задатков, способностей, заложенных в личности самой природой.

Я бы хотела рассказать об учителе  начальных классов лицея г. Луховицы Софьи Ивановне Кабановой. Она обладает такими качествами, как коммуникабельность, т.е. умение быстро устанавливать контакт с людьми; эмпатичность – улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам; красноречивость – умение внушать и убеждать словом; визуальность – внешняя привлекательность учителя. Учитель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и позы, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.

Гуманный подход Софьи  Ивановны осуществляется при создании комплекса условий: кадровых, мотивационных, информационных, организационных, психолого-педагогических, научно-материальных, научно-методических и эстетических. Эти условия могут:

  • раскрыть интеллектуальные, творческие, организаторские и конструкторские способности;
  • обеспечить самостоятельную познавательную и творческую активность личности школьника;
  • способствовать применению форм и методов собственной деятельности;
  • расширить объем знаний с помощью дополнительных источников;
  • увлечь научно-исследовательской деятельностью;
  • стимулировать самообразование, самосовершенствование, самореализацию и самоактуализацию.

Методы, приёмы ведения уроков Софьи Ивановны  неординарные, реализующие развитие навыков самостоятельной работы: дидактические игры, конкурсы, уроки-исследования, предметные пятиминутки. Главный принцип работы – создание психологического комфорта на уроках, при котором каждый ребёнок работает спокойно, без принуждения.

Софья Ивановна одна из первых в районе начала применять методику Л. В. Занкова.

 Жизненность данной  системы в лицее объясняется прежде всего тем, что в ней реализуются те идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью. В ней решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без принуждения, как развить у них устойчивый интерес к занятиям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным.

Так как дети получают не готовые знания, а добывают их сами, находясь в поисковой деятельности, конечно, можно сказать, что не все  дети могут сделать правильный вывод, но даже при участии в совместной деятельности ребёнок чувствует  себя соавтором, участником в выполнении заданий, раз от разу накапливает умения и развивает способность к самостоятельной деятельности.

При работе с детьми перед Софьей Ивановной встаёт главная проблема – неустойчивое внимание ребёнка, в следствие чего нет способности длительно удерживать материал, который даёт учитель. Поэтому основные методы обучения в этот период, которые она применяет, - доверительные беседы, подобные тем, которые ребёнок ведёт в кругу семьи или сверстников, учебные экскурсии, познавательные игры, практические работы, ориентированные на организацию наблюдения детей и их практические действия.

Очень важным условием эффективности  обучения является то, чтобы ребёнок работал свободно, чтобы были созданы для него комфортные условия. Софья Ивановна внимательно выслушивает каждого ученика, принимает любой его ответ, так как важно, чтобы дети сами оценивали себя, сравнивали свои ответы с ответами своих одноклассников.

Развитие детей идёт тогда, когда ребёнок работает по своим  способностям. Поэтому Софья Ивановна хорошо знает психологические особенности  каждого ученика, чтобы организовать процесс обучения каждого ребёнка.

Выполняя один из принципов  обучения по системе Л.В. Занкова – обучение на высоком уровне трудности, Софья Ивановна следит за тем, чтобы каждый ученик не потерял интерес к знаниям: продумывает проблемный вопрос, подбирает материал доступный для всех детей, включает в работу всех учеников.

Таким образом, доброжелательные отношения учителя и ученика  дают возможность свободно чувствовать, что между ними нет никакой  преграды. Поэтому учитель - гуманист – это учитель, уважающий, понимающий и ценящий своих учеников.

Нами было проведено анкетирование учителей в лицее г.Луховицы. Цель данного исследования – выявить отношение учителей к проблеме гуманизации образования, основываясь на их собственном опыте. [см. приложение]

В ходе анкетирования было опрошено 10 учителей.

Проведённое анкетирование  выявило положительное отношение  учителей к гуманизации образовательного процесса. По мнению коллектива учителей лицея, реализация гуманизации в учебно-воспитательном процессе в современных условиях вполне реальна(80%). Рассматривая факторы, сдерживающие процессы гуманизации образования и воспитания, учителя выделили: общая ситуация в обществе и стране, излишняя регламентация педагогической деятельности и отсутствие конкретных методик технологии процесса гуманизации. Каждого педагог вкладывает свой личный смысл в понятие «гуманизация учебно-воспитательного процесса» , но для большинства самым важным в своей собственной педагогической деятельности является формирование личности(70%). По мнению учителей Лицея, основной целью учебно-воспитательного процесса в школе должно быть гармоничное и всестороннее развитие личности ребёнка в соответствии с установленными нормативами (60%). По мнению учительского коллектива школы, учитель должен не только учить ребёнка, но и воспитывать (60%). С утверждением «дети одного возраста, в принципе, одинаковы» они полностью не согласны(100%). Большинство учителей частично согласились, что на их уроках чаще всего царит творческая атмосфера(70%). Также 60% опрошенных частично согласились с утверждением, что педагог и ученик чаще всего должны соблюдать дистанцию. Учителя полностью согласны, что педагогический коллектив школы – коллектив единомышленников(100%). Также они частично согласны, что на их уроках всегда дисциплина и порядок(100%). Учительский коллектив Лицея считает неправильным поделить классы на обучение одаренных, средних и слабых учеников(60%).

На основе вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что проблема гуманизации школьной системы образования является актуальной проблемой для современных школ.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ  II

Таким образом, подводя итоги  по главе II, мы можем сделать выводы, что в последние годы произошли глобальные изменения в обществе, обусловленные, прежде всего, гуманизацией общественной жизни. Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. [20, 76]

Идеи активности ученика  в обучении, развитие самостоятельности  и активной жизненной позиции, самоуправления и выбора, ситуации успеха, ненасильственного воспитания, воспитания как совершенствования саморазвития личности, природо- и культуросообразность педагогического процесса, методы обучения, стимулирующие развитие личности - эти и многие другие идеи и опыт составляют золотой запас отечественной педагогики. Сегодня происходит серьезная смена многих ценностей общества, культуры и образования. Поэтому единственный коренной переворот, который должен произойти и уже происходит, это переворот в сознании каждого педагога, в его системе ценностных ориентаций, который и повлечет за собой изменения в акцентах педагогической деятельности, в подходах к содержанию образования, методикам и технологиям.

Итак, образование в его исконном смысле как образование, формирование человека само по себе гуманистично. Ведь согласно определению, гуманизм – это то, что отвечает природе человека, его интересам, его формированию и реализации. В условиях возрастающих сложностей, противоречивой динамики общественной жизни именно гуманизация образования позволит формировать личность таким образом, чтобы она оказалась достаточно зрелой, готовой к жизненным испытаниям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, идеи и принципы гуманизма, выработанные на протяжении тысячелетий, освещают сегодня путь человечества к подлинному процветанию. Эволюция гуманистических идей и элементов реального гуманизма позволяет нам утверждать и надеяться, что будет, наконец, создано общество, в котором в полной мере осуществится раскрытие сущности человека, а именно - быть творцом знаний, условия для этого должны быть созданы изменениями сферы образования в направлении ее гуманизации.

Характерной чертой современной  школы все в большей степени  становится ее необычайность, непохожесть на ту школу, которая была совсем недавно. Главный признак отличий - появление новых учебников, новых программ, предметов, слов, переполняющих образовательное пространство.

 Так, слово "личность" прочно вошло не только в  научные статьи, но и в обыденный  язык современного учителя. Оно  стало стержневым понятием, которое связывает учебники, программы и определяет всю педагогическую деятельность. Но точнее будет сказать, что слово "личность" должно связывать, направлять, определять эту деятельность. Должно, потому что личность законодательно определена главной ценностью образования. Должно потому, что личность ученика, личность учителя до сих пор таковой ценностью не является.[20, 3]

 Гуманистической продолжают  считать педагогику, которая определяет, предписывает и наставляет на  истинный путь на том основании,  что она заботится о человеке.

В ходе работы я проследила возникновение идеи гуманизма в  истории педагогической мысли, изучила психологические аспекты исследуемой проблемы, обобщила современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Таким образом, с позиций  гуманизма индивидуальный подход –  важнейший принцип обучения и воспитания, так как его реализация предполагает обеспечение гармоничного, целостного развития личности.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Александрова В.Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики. // Педагогика.- 2008. - №-6. - С. 42-47.
  2. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. - Тюмень: ТГУ, 1997.
  3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1997.
  5. Байкова, Л.А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения. 2-е изд., испр. И доп.: Монография. – Рязань, 2004.
  6. Белогуров А.Ю., Чеджемов С.Р. Коста Хегуров- просветитель и гуманист. // Педагогика. - 2009. - №-10.- С. 81-89.
  7. Берулава М.Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации. // Педагогика. - 2008. - №-7.- С. 3-7.
  8. Блинов В.М. На пути к идеалу гуманистического учителя. // Педагогика.- 2007. - №-2.- С. 123-130.
  9. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры. // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. -Ростов н/Д, 1993.
  10. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания. // Педагогика. - 2007. - №-8.- С. 44-51.
  11. Бордовский Г.А. Особенности развития современного педагогического образования. // Педагогика.- 2010. - №-5.- С. 60-67.
  12. Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования. // Педагогика.- 2007. -№-7.- С. 108-112.
  13. Данилюк А.Я.Принципы модернизации педагогического образования. // Педагогика. - 2010. -.№-5.- С. 29-40.
  14. Джуринский А.В. История зарубежной педагогики. - М.: ФОРУМ-ИНФРА – М, 1998.
  15. Занков Л. В. Обучение и развитие. – М.: Педагогика, 1975.
  16. Зуев Д.Д.Какой должна быть педагогика XXI века? // Педагогика. - 2003. - №-7. -С. 38-47.
  17. Колпачева О.Ю., Сикоркина Н.Г. Гуманизация и личностно-развивающие технологии образования. // Педагогика. - 2006. - №-9.- С.121-132.
  18. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. // Вестник Воронежского государственного университета: Проблемы высшего образования.- Воронеж: ВГУ. - 2003
  19. Кульневич С.В. Педагогика личности. Ч. 1. Стратегия и тактика личностного воспитания: Учеб. пособие. - Изд. 4-е, испр. и доп. -Воронеж, 1997.
  20. Лещинский В.И. Педагогика личности. Педагогическая технология. - Воронеж: ВГПИ, 1997.
  21. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности. // Вопросы психологии. - 1989. - № 5.- С. 66-74.
  22. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М: Педагогика, 1991.
  23. Плигин А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: Монография. - М.: «КСП +», 2003.
  24. Психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1980.
  25. Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно- ориентированного образования. // Педагогика. - 2001. - №-7. -С. 52-61.
  26. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. - 1987.
  27. Хамидов М.М. Психология гуманистического образования в начальной школе: возможности и реалии. // Наука и школа. - 2006. - №-5.- С. 44-56.
  28. Хусаинов Ш.Г. Личностно ориентированное образование в национальной школе. // Педагогика. - 2007. - №-1.- С. 52-61.
  29. Шаталова Л.И. Гуманистическая направленность преподавателя высшей школы. // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №-1. -С. 27-36.
  30. Шендрик И.Г.Самореализация личности в контексте проектирования образования.// Педагогика. - 2004. - №-4. -С.36-43.

Информация о работе Личностно-ориентированный подход