Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель исследования. Рассмотреть опыт реализации гуманистических принципов в образовательном процессе.
Задачи исследования.
•исследовать возникновение явления гуманизма в истории педагогической мысли;
•изучить психологические аспекты гуманизации образования;
•выявить современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы;
•рассмотреть опыт коллектива учителей лицея г. Луховицы;
•систематизировать результаты работы по гуманизации педагогической системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Генезис гуманизма в педагогической мысли 6
1.2. Психологический аспект гуманизации образования 16
1.3. Современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Изучение опыта коллектива учителей лицея г. Луховицы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Представители
В то же время представители гуманистической психологии предложили конкретные формы и методы ненасильственной помощи человеку, который в ней нуждается: взаимодействие по принципу «старшего и младшего брата» с учетом «собственного стиля» обратившегося за помощью на основе невмешательства (А.Маслоу); безусловное, позитивное, безоценочное отношение к человеку, эмпатическое понимание и слушание, конгруэнтность (К.Роджерс). Гуманистическая психология способствует выявлению принципов, путей, форм и методов гуманистического взаимодействия учителя и ученика в педагогическом процессе. Итак, новый этап развития мировой педагогической мысли характеризуется следующими особенностями:
Итак, процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное – развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме.
В последние годы отечественная
система педагогического
Была разработана инновационная образовательная программа Герценовского университета "Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы". Суть этих технологий заключается в эффективном и целенаправленном воздействии на общественное сознание и общественные процессы. Эти технологии создают условия для большей открытости людей к прошлому, к будущему и открытости людей навстречу друг другу. Это нужно затем, чтобы преобразовать нынешнее общество в общество образованное и увлечённое. [11, 64]. Ядром гуманитарных технологий является понимание, деятельность по связыванию различных фактов в целостность путём придания им связующего смысла.
Гуманитарная сущность педагогического образования представляет собой подготовку современного педагога, способного видеть многообразие учащихся и сложности учебного процесса, способного реагировать на различные потребности учащихся.
Сегодня в обществе, в связи с его переходом в статус информационного, происходят глобальные изменения, связанные с доминированием новых технологий получения информации. Образование, которое не будет учитывать этих реалий, будет носить все менее значимый характер для развития личности.
Сегодня приоритетное развитие образования - это гуманизация, духовно-нравственное воспитание личности. Однако нельзя не заметить, что тот образ, на который ориентирована сегодня молодёжь, привлекательно и навязчиво подаётся средствами массовой информации, это образ негуманного человека. Именно этим обусловлен сейчас низкий уровень нравственности общества.
Сегодня образцом для
подражания является постоянно
что-то жующий и пьющий, сексуально
озабоченный субъект, цель
Гуманистический подход подразумевает
такую организацию обучения, в
которой применяется
Любые навыки, знания, умения, черты личности могут быть сформированы или изменены лишь в результате собственной активности человека — деятельности, инициированной им самим (внешние же воздействия могут стимулировать или тормозить, но никак не подменять эти процессы, причем всякое внешнее вмешательство в психику в обход собственной активности личности может оказаться губительным для человека).
Изучение проблемы гуманизации образования и воспитания в истории педагогики позволяет увидеть в гуманизации эффективное средство, способствующее формированию личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения, фактор ее гармонического развития, роста сущностных сил и способностей. Обобщая разные взгляды ученых на гуманизацию образования и воспитания, можно заключить, что гуманизация - это многоплановое социально - нравственное явление духовной жизни общества. В педагогике - это социально - педагогический феномен, который выступает и как педагогическое явление, и как педагогический процесс, и как педагогический принцип, и как педагогическая практика, и как педагогическая проблема, и как направление исследования педагогической действительности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что научная составляющая педагогической деятельности изменяет своё традиционное содержание. От поставок конечных, закрытых знаний о воспитании и обучении оно переориентируется на обоснование открытых ориентиров педагогической деятельности гуманистического типа.
Итак, подводя итоги по 1 главе, мы можем сделать вывод о том, что гуманизация образования представляет собой ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманность в психологии трактуется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи. [25, 21] Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих сознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
Проблема гуманизации
образования становится особенно актуальной
для нашей страны в связи с
неблагоприятной ситуацией
Таким образом, Гуманизация
- ключевой элемент нового педагогического
мышления, утверждающего полисубъектную
сущность образовательного процесса.
Основным смыслом образования в этом становится
развитие личности. А это означает изменение
задач, стоящих перед педагогом. Если раньше
он должен был передавать знания учащимся,
то гуманизация выдвигает другую задачу
- способствовать всеми возможными способами
развитию ребенка.
Проблемы личностно-
Самоактуализирующаяся и уникальная личность учителя с её неповторимым миром восприятия – основной инструмент в гуманистическом образовании. Цель гуманистического учителя в процессе обучения – расширять способности учащихся.
Во-первых, он должен быть открытым и восприимчивым к идеям, чувствам и поступкам учащихся, поддерживать и охотно рассматривать те вопросы, дела, которые их волнуют.
Во- вторых, поведение учителя должно способствовать активному размышлению учащихся над всем тем, что они делают, и самостоятельной оценке всего происходящего.
В- третьих, гуманистическое поведение должно быть персональным, т.е. индивидуально-направленным по отношению к каждому ученику.
В-четвёртых, поведение учителя должно быть истинным, подлинным, честным; показная открытость не вызывает доверия со стороны учащихся. [8, 125]
В реализации идеи гуманизации образования особое место занимает начальное обучение, которое наряду с воспитанием в семье оказывает исключительно важное значение на формирование личности. В связи с этим, несомненно, повышается ответственность начальной школы за формирование у детей не только знаний, умений и навыков, но также за выработку таких важнейших качеств личности, как гуманное отношение к людям, природе, умение творчески решать проблемы, выдвигаемые жизнью, во всем проявлять духовность. И все это, естественно, приходится реализовать главным образом в ведущей деятельности этого возраста – учебной.
В начальной школе целью учителя является нравственное и интеллектуальное развитие детей, которое включает в себя: