Личностно-ориентированный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Рассмотреть опыт реализации гуманистических принципов в образовательном процессе.
Задачи исследования.
•исследовать возникновение явления гуманизма в истории педагогической мысли;
•изучить психологические аспекты гуманизации образования;
•выявить современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы;
•рассмотреть опыт коллектива учителей лицея г. Луховицы;
•систематизировать результаты работы по гуманизации педагогической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Генезис гуманизма в педагогической мысли 6
1.2. Психологический аспект гуманизации образования 16
1.3. Современное состояние гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 23
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Изучение опыта коллектива учителей лицея г. Луховицы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.80 Кб (Скачать)

 Представители гуманистической  психологии разработали некоторую  обобщенную модель зрелой личности - это личность, актуализирующаяся и самоактуализирующаяся, независимая и ответственная, способная постигать и реализовывать ценности, находить смысл жизни. Это - личность, обращенная к своему собственному опыту, умеющая жить в настоящем, находить поддержку в самом себе, преодолевать различного рода психологические защиты, выходить из тупиковых ситуаций. Разумеется, это лишь некоторый идеал, задающий на психологическом уровне ориентиры для каждого конкретного человека. Продвижение к этому идеалу и есть путь духовных исканий и устремлений личности.

В то же время представители  гуманистической психологии предложили конкретные формы и методы ненасильственной помощи человеку, который в ней нуждается: взаимодействие по принципу «старшего и младшего брата» с учетом «собственного стиля» обратившегося за помощью на основе невмешательства (А.Маслоу); безусловное, позитивное, безоценочное отношение к человеку, эмпатическое понимание и слушание, конгруэнтность (К.Роджерс). Гуманистическая психология способствует выявлению принципов, путей, форм и методов гуманистического взаимодействия учителя и ученика в педагогическом процессе. Итак, новый этап развития мировой педагогической мысли характеризуется следующими особенностями:

  • меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников;
  • изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.п., в связи с чем меняется ее роль в педагогическом процессе, она становится ее системообразующим началом;
  • подвергается пересмотру отношение к ученику как объекту педагогических воздействий и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. Создание условий для развития и осознания им субъектного опыта, индивидуально-личностных особенностей, свойств, педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваться как главные цели гуманистического образования;
  • в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Наряду с интериоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализации), большое значение придается персонализации, самоидентификации, стремлению к самоактуализации, самореализации и другим механизмам индивидуального развития, что также свидетельствует о гуманистической направленности образовательного процесса. [27, 38]

Итак, процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное – развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме.

1.3. Современное  состояние гуманизации учебно-воспитательного  процесса общеобразовательной школы

В последние годы отечественная  система педагогического образования  находится в состоянии перманентного  реформирования, которое в разные периоды проходило под разными названиями. Главные вызовы, стоящие перед системой образования, порождены прежде всего процессом глобализации, изменением социально-экономической ситуации, информатизацией общества, интенсивным развитием технологий, приводящим к сокращению "периода полураспада компетентности специалиста", пониманием необходимости непрерывности и возвратности образования. Попытки найти адекватные ответы на эти вызовы обусловили развитие инновационной активности в педагогическом образовании.

Была разработана инновационная образовательная программа Герценовского университета "Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы". Суть этих технологий заключается в эффективном и целенаправленном воздействии на общественное сознание и общественные процессы. Эти технологии создают условия для большей открытости людей к прошлому, к будущему и открытости  людей навстречу друг другу. Это нужно затем, чтобы преобразовать нынешнее  общество в общество образованное и увлечённое. [11, 64]. Ядром гуманитарных технологий является понимание, деятельность по связыванию различных фактов в целостность путём придания им связующего смысла.

Гуманитарная сущность педагогического  образования представляет собой  подготовку современного педагога, способного видеть многообразие учащихся и сложности  учебного процесса, способного реагировать  на различные потребности учащихся.

Сегодня в обществе, в  связи с его переходом в  статус информационного, происходят глобальные изменения, связанные с доминированием новых технологий получения информации. Образование, которое не будет учитывать этих реалий, будет носить все менее значимый характер для развития личности.

Сегодня приоритетное развитие образования - это гуманизация, духовно-нравственное воспитание личности. Однако нельзя не заметить, что тот образ, на который ориентирована сегодня молодёжь, привлекательно и навязчиво подаётся средствами массовой информации, это образ негуманного человека. Именно этим обусловлен сейчас низкий уровень нравственности общества.

 Сегодня образцом для  подражания является постоянно  что-то жующий и пьющий, сексуально  озабоченный субъект, цель жизни  которого — выиграть миллион.  В сфере его жизненных интересов  отсутствует патриотизм, желание  создать семью, вырастить детей,  помочь другим людям, уважение  к старикам, умение радоваться  не только пиву и жвачке, но  и общению с культурой.

Гуманистический подход подразумевает  такую организацию обучения, в  которой применяется совокупность средств, обеспечивающих удовлетворение базовых потребностей личности: в  комфортных взаимоотношениях, в реализации творческого потенциала, в познании в соответствии с доминирующей когнитивной стратегией. Целью реформирования образования в школе и вузе является создание условий для развития у обучающихся механизмов самообучения и самовоспитания. [7, 6]. В русле гуманистической парадигмы развитие личности будет эффективно при условии реализации следующих положений.

  1. Приоритетной должна быть ориентация на трансцендентные мотивы жизнедеятельности (истинный смысл своей жизни человек может найти только в других людях, в том, чтобы быть нужным им, в деле, которому он предан; при таком понимании он максимально реализует себя).
  2. Конструктивное воздействие на становление личности возможно лишь при учете ее индивидуальности.
  3. Развитие личности должно осуществляться исходя из представления об активном, творческом характере человеческой психики. Недопустимо прямое вмешательство в психику или непосредственное изменение ее атрибутов и составляющие.

Любые навыки, знания, умения, черты личности могут быть сформированы или изменены лишь в результате собственной активности человека — деятельности, инициированной им самим (внешние же воздействия могут стимулировать или тормозить, но никак не подменять эти процессы, причем всякое внешнее вмешательство в психику в обход собственной активности личности может оказаться губительным для человека).

  1. Развитие личности должно осуществляться не только с опорой на рациональную сферу, но и на процессы, составляющие сферу бессознательного.
  2. Воздействие педагога и психолога должно ориентироваться не на коррекцию личности с позиций объектного манипулирования, а на создание условий для ее развития через удовлетворение базовых потребностей, на формирование механизмов самообучения и самовоспитания.
  3. Развитие личности будет эффективным в том случае, если в нем будут в максимальной степени использованы возможности подражания продуктивным социокультурным образцам поведения и деятельности, прежде всего творческим, гуманистически ориентированным личностям — их отношению к делу, к жизни в целом.
  4. Нравственное и профессиональное становление личности будет эффективным при обеспечении формирования у нее диапазона ролевого поведения.
  5. Становление личности возможно лишь при наличии у нее мотивационно-значимых жизненных перспектив.[7, 8]

Изучение проблемы гуманизации  образования и воспитания в истории  педагогики позволяет увидеть в гуманизации эффективное средство, способствующее формированию личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения, фактор ее гармонического развития, роста сущностных сил и способностей. Обобщая разные взгляды ученых на гуманизацию образования и воспитания, можно заключить, что гуманизация - это многоплановое социально - нравственное явление духовной жизни общества. В педагогике - это социально - педагогический феномен, который выступает и как педагогическое явление, и как педагогический процесс, и как педагогический принцип, и как педагогическая практика, и как педагогическая проблема, и как направление исследования педагогической действительности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что научная составляющая педагогической деятельности изменяет своё традиционное содержание. От поставок конечных, закрытых знаний о воспитании и обучении оно переориентируется на обоснование открытых ориентиров педагогической деятельности гуманистического типа.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Итак, подводя итоги по 1 главе, мы можем сделать вывод  о том, что гуманизация образования представляет собой ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманность в психологии трактуется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое  существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи. [25, 21] Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих сознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

Проблема гуманизации  образования становится особенно актуальной для нашей страны в связи с  неблагоприятной ситуацией социального  развития сложившейся в последние годы. Данная ситуация в значительной мере затрудняет создание тех условий межличностных отношений в обществе, которые бы способствовали самоактуализации личности. В настоящее время происходит массовая криминализация молодежной культуры. Наблюдается массовая дегуманизация в межгрупповых и межличностных отношениях молодежи. Причины этого - это социально-культурные условия, приводящие к деградации общества.

Таким образом, Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. 

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Изучение опыта  коллектива учителей лицея г. Луховицы

Проблемы личностно-ориентированного и развивающего образования были, есть и  будут в центре внимания учёных-педагогов и практиков. Пик же их актуализации приходится на наше время. Социальный заказ на самостоятельных и ответственных выпускников общеобразовательных учреждений обусловлен гуманистической концепцией образования.

Самоактуализирующаяся и уникальная личность учителя с её неповторимым миром восприятия – основной инструмент в гуманистическом образовании. Цель гуманистического учителя в процессе обучения – расширять способности учащихся.

Во-первых, он должен быть открытым и восприимчивым к идеям, чувствам и поступкам учащихся, поддерживать и охотно рассматривать те вопросы, дела, которые их волнуют.

Во- вторых, поведение учителя  должно способствовать активному размышлению учащихся над всем тем, что они делают, и самостоятельной оценке всего происходящего.

В- третьих, гуманистическое  поведение должно быть персональным, т.е. индивидуально-направленным по отношению  к каждому ученику.

В-четвёртых, поведение учителя  должно быть истинным, подлинным, честным; показная открытость не вызывает доверия  со стороны учащихся. [8, 125]

В реализации идеи гуманизации образования особое место занимает начальное обучение, которое наряду с воспитанием в семье оказывает исключительно важное значение на формирование личности. В связи с этим, несомненно, повышается ответственность начальной школы за формирование у детей не только знаний, умений и навыков, но также за выработку таких важнейших качеств личности, как гуманное отношение к людям, природе, умение творчески решать проблемы, выдвигаемые жизнью, во всем проявлять духовность. И все это, естественно, приходится реализовать главным образом в ведущей деятельности этого возраста – учебной.

В начальной школе целью  учителя является нравственное и  интеллектуальное развитие детей, которое включает в себя:

  • развитие познавательного процесса, познавательной мотивации, познавательной активности;
  • овладение умениями анализа и оценки, самоанализа и  самооценки;
  • овладение правилами поведения, основными нравственными нормами;
  • развитие умений организации самостоятельной учебной деятельности.[5, 149]

Информация о работе Личностно-ориентированный подход