Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:30, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и обобщение теоретического и практического опыта по проблеме использования культуротворческих технологий современных детских оздоровительных лагерей.
Введение......................................................................................................................2
Глава 1. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система….5
1.1. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития………………………………...…………………………………..5
1. 2. Многообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерейю…………………………………………………………………………....10
Глава 2. Сущность и типология культуротворческих технологий…….....14
2.1. Культуротворчество как инструмент социализации личности………14
2.2. Виды самодеятельного творчества………………………………...………20
Глава 3.
Современное применение культуротворческих технологий в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях.......................................................................................................................27
Заключение ..............................................................................................................44
Библиография..........................................................................................................46
У старших подростков, как отмечают экопсихологи,
существуют свои особенности во взаимоотношениях
с природой. В этом возрасте начинает разрушаться
субъективное восприятие объектов природы,
характерное для подростков младшего
и среднего возраста. Некоторые подростки
старшего возраста могут жестоко обращаться
с представителями животного и растительного
мира. Им свойствен прагматизм, причём
прагматичное отношение к природе старшие
подростки часто демонстрируют для самоутверждения.
Ребята этого возраста предпочитают использовать
природу.
В летний период в центре им предлагается
программа оздоровительного эколого-туристского
лагеря «Робинзоны», дающая возможность
испытать себя в экстремальной ситуации
и научиться делать это безопасно для
природы и для себя. Природа — это система,
которая живёт по определённым законам.
Чтобы выжить, надо понять эти законы и
грамотно использовать их, не превышая
допустимого порога вмешательства в природные
экосистемы.
Цель программы — актуализация знаний
о физическом и духовном здоровье человека
как части природы, воспитание коллективизма
и осознание неповторимости каждого человека,
развитие коммуникативных умений, навыков
здорового образа жизни.
Программа двухнедельного оздоровительного эколого-туристского лагеря «Робинзоны» предполагает моделирование экстремальных ситуаций. Реализуемые в педагогических целях, они стали эффективным средством подготовки юных туристов к безопасному проведению походов различной категории сложности, экологосообразному взаимодействию с природой. Программа включает нравственную, психологическую и физическую подготовку юных туристов — риск-тренинг «24 часа выживания». Это участие в тренировочных походах по пяти неизвестным маршрутам. В походах проверяются не только качество приобретённых знаний, умений и навыков, но и сплочённость микрогрупп, умение их членов действовать в полном согласии друг с другом в экстремальных условиях. Знакомство с пятью дистанциями даёт возможность участникам будущего риск-тренинга «24 часа выживания» снять отрицательные эмоции, связанные со страхом перед неизвестностью, снизить уровень тревожности.
В тренировочных походах руководитель
объединения в действия воспитанников
практически не вмешивается. Он подключается
лишь тогда, когда ситуация начинает угрожать
здоровью ребят. В остальных случаях он
на общих правах и, так же как и все, подчиняется
командиру, который принимает решения
по выходу из экстремальной ситуации.
Участники сами выбирают маршрут, решают,
какое снаряжение брать, а при необходимости
сами ищут выход из создавшегося положения.
На пути движения приходится преодолевать
различные естественные препятствия,
используя подручные средства, разводить
костёр без спичек, готовить обед, используя
встретившиеся в пути растения. Двигаясь
по маршруту, путешественники находят
на карте определённый участок и, добравшись
до него, составляют физико-географическую
характеристику местности: определяют
тип растительного сообщества, характер
рельефа, особенности почвы, глубину залегания
вод, связи между этими природными компонентами,
а также видовой состав растений и животных,
простейшие связи между ними — пространственные,
временные, пищевые. Путешественники наносят
на карту участки антропогенного воздействия
человека и дают им оценку.
Риск-тренинг «24 часа выживания» представляет
собой марш-бросок микрокоманды по пяти
теперь уже известным маршрутам с выполнением
заданий — преодоление естественных препятствий
при минимуме снаряжения, отработка различных
вариантов ориентирования, определения
ширины реки, организации походного быта,
приготовления пищи из дикорастущих растений
без костра, описание своего самочувствия
и эмоций в дневнике, организация ночлега.
Анализ результатов реализации программы
оздоровительного эколого-туристского
лагеря «Робинзоны» показывает, что участие
в походах с экстремальными ситуациями
помогает старшим подросткам воспринимать
туризм как гуманную форму общения с природой,
овладевать умением организовывать жизнедеятельность
в своеобразных условиях естественной
природной среды, разрабатывать стратегию
и тактику эколого-сообразного группового
взаимодействия с природой. Это помогает
увидеть её величие и могущество, понять,
что безопасное взаимодействие с Природой
возможно только на основе диалога с ней
и только для людей сильных, мужественных
и благородных.
Содержание программы
летней смены старшеклассников «Земляне»
базируется на идее культуры как одного
из первопринципов развития современной
цивилизации. Основная цель программы
— способствовать формированию научной
картины мира, экологической ответственности
в процессе такой экологической экспедиции.
В экспедиции земляне собирают материал для учебно-исследовательского проекта, с которым они могут выступить на юношеских чтениях, посвящённых В.И. Вернадскому, в новом учебном году в центре, поучаствовать в областных и Всероссийских конкурсах, а результаты своих исследований предоставить СМИ для информации населения или в комитет по природным ресурсам. Так, в 2003 году один из воспитанников детского экологического центра, разработав учебно-исследовательский проект по теме «Сравнительная характеристика реки Цны до и после г. Моршанска», стал дипломантом высшей степени Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов, который проводился некоммерческим партнёрством по содействию химическому и экологическому образованию в г. Москве.
Результаты исследования показывают, что участие в экспедициях и работа над учебно-исследовательскими проектами способствуют познавательному интересу старшеклассников к общим законам природы и человеческого бытия. Научно-мировоззренческие взгляды становятся основой их духовной культуры, формируется лично значимое восприятие экологических проблем, ориентация на их посильное решение. [3]
Программа лагеря
«5 звезд»
1. Основные танцевальные направления
- диско и хип-хоп. Занятия по этим направлениям
в лагере "Пять звезд" проводятся
через день, а в лагере "Аллея звезд"
расписание основных танцевальных занятий
составляется дополнительно. Занятие
длится 30-45 минут, что зависит от возраста
детей. Для занятий необходимо иметь сменную
обувь
- любую, удобную для ребенка.
Для каждого отряда выбирается своя музыкальная
композиция и танцевальная постановка,
включающая в себя перестроения и выполнения
характерных элементов танцевального
направления. Все танцы разучиваются "с
нуля" и являются новыми для всех детей.
Именно поэтому, уровень танцевальной
подготовки не имеет большого значения.
На гала-концерте "Парад звезд", который
проходит в последний день смены, все отряды
показывают свои постановки диско и хип-хоп.
Так как эти направления являются основными,
то в постановках принимают участие абсолютно
все дети.
2. Дополнительные танцевальные направления - мастер-классы по аэробике, черлидингу, латине, RnB, восточному танцу. Посещение мастер-классов - по пожеланию ребенка. На каждом мастер-классе также разучиваются танцевальные постановки, которые исполняются на гала-концерте "Парад звезд". В течение смены всем детям будет предоставлена возможность посещать все мастер-классы. Чем больше мастер-классов будет посещать ребенок, тем в большем количестве номеров он примет участие на гала-концерте.
3. Анимацонная
и спортивная программы. В
4. Постановка
мюзикла - ноу-хау танцевального лагеря
"5 звезд". Мюзикл в нашем лагере -
это музыкальная танцевально-театральная
постановка, в основе которой сценарий
известного произведения, передаланный
на современный лад. Все действия обыгрываются
с помощью танца. В нашем мюзикле звучит
музыка разных жанров: от вальса до хип-хопа.
У каждого отряда или группы несколько
танцевальных партий. В мюзикле принимают
участие абсолютно все дети. Премьера
мюзикла - второе отделение гала-концерта
"Парад звезд". [24]
4. Физкультурно-оздоровительная самодеятельность
«Ладожские
приключения» - познавательно-приключенческая
программа, построенная на общении с северной
природой, углублении полученных в школе
знаний и применении их на практике. Она
позволяет участникам расширить свой
кругозор и получить новые навыки, жизненный
опыт. Юные путешественники познакомятся
с основами скалолазания в естественных
условиях, управления весельной лодкой,
туристической байдаркой и парусным катамараном,
научатся владеть спортивным луком, стрелять
из пневматического ружья, арбалета. Ребят
ждут мастер-классы по туризму, увлекательный
2-дневный пеший и водный поход, походная
баня.
Познакомятся участники программы и с
легендами Приозерского края, посетят
подворье Валаамского монастыря, увидят
мощные стены Староладожской крепости,
занимавшей господствующее положение
на начальном участке великого водного
пути «из варяг в греки», финские культовые
сооружения и памятники второй мировой
войны. Участников программы ждут прогулки
по песчаным дюнам и прибрежным сосновым
лесам Ладоги.
Ребята поймут, что можно не бояться больших
лесных массивов и водных пространств,
научатся вести себя на воде в экстремальной
ситуации, управлять парусным катамараном
и гребными маломерными судами, преодолевать
естественные препятствия на пересеченной
местности, оборудовать полевой лагерь,
готовить еду в походных условиях из продуктов,
добытых и собственным трудом, - ведь в
этих местах можно встретить не только
язя, щуку, жереха, судака, но и ладожского
лосося.
Программа
Озеро
Мастер-классы по управлению
- парусными катамаранами «Простор»;
- весельными лодками;
- туристическими байдарками «Таймень»;
Основы поведения на воде;
Спортивная рыбалка;
Плавание.
Лес
- ориентирование на местности;
- организация бивуака;
- оказание первой медицинской помощи;
- мастер-класс по сборке походного рюкзака;
- лекция «Лесная кладовая: плоды кустарников,
травы, грибы».
Спорт
- стрельба из лука, арбалета, пневматического
оружия;
- мастер-классы по игровым видам спорта;
- туристическая полоса препятствий;
- веревочный тренинг.
Походы
- поход на скалы с прохождением трассы;
- занимательная геология;
- приключенческий 2-дневный поход «Что
скрывает лес?»;
- ночное ориентирование в лесу и на воде.
Экскурсии (возможны изменения)
- Острова Валаам и Каневец с посещением
монастыря - одной из главных православных
святынь
- Оборонительные сооружения времен ВОВ
- Староладожская крепость [23]
Программа
«Остров героев»
Уникальная авторская программа-2011 в Валдайском
Заповеднике с он-лайн трансляцией
Приключенческая программа "Остров
героев" - это большая интерактивная
он-лайн игра с 24-часовой трансляцией на
основном сайте лагеря. И родители, и друзья
участников через сайт смогут постоянно
следить за игрой, голосовать и даже помочь
Участнику в сложной игре или ситуации.
Жизнь лагеря поделена на 2 равносильных
прайда (Прайд с анг. - стая львов). У каждой
команды Прайда своя территория, свои
внутренние законы, свой совет, место для
тренировок, мастер классы и инструктора.
Потому что каждый день в борьбе за звание
"Герой Острова" нашим Прайдам придется
многому научиться и помериться силой
в самых разных состязаниях. Цель каждой
команды - стать первой. Но не только победа
над соперником принесет Прайдам победу
и возможность попасть на остров. В конце
игры Прайдам придется объединить свои
силы, чтобы сразиться с более сильным
противником. По Легенде Острова "Остров
героев" примет на свою Землю только
самых честных и отважных. [26]
Прикладное творчество было очень распространено в классической системе детских лагерей в СССР. Как правило, в лагерях было организовано великое разнообразие кружков по поделке чего-либо. И до сих пор такие лагеря сохранились, с крепкими традициями.
ДОЛ ВВС. им. Н.Д.
Гулаева является тому подтверждением,
стоит только взглянуть на его кружки
и студии:
-занятия по живописи, рисованию и моделированию
-компьютерная студия
-звукозаписывающая студия
-танцевальная студия
-театральная студия
-фотостудия
-студия бисероплтения
-студия оригами
-студия "Высокая мода"
-разучивание песен, стихов
- изготовление предметов обихода и народного
творчества (плетение)
- Проведение шахматных турниров
- решение задач тактических и на логическое
мышление
- Проведение викторин, интеллектуальных
турниров и конкурсов
- Проведение литературно-поэтических
вечеров
- Коммуникативные игры и тренинги
- Досуговые мероприятия
- Просмотры мультфильмов, художественных
фильмов, мировых турниров по спутниковой
связи на широком экране
- Вечерний костер (организация посиделок
у ночного костра с песнями под гитару,
жареным хлебом, печеной картошкой)
- Пешие походы
- Встречи с известными людьми (первая
учительница Путина, легендарный
летчик К. Обойщиков и т.п.)
-караоке-вечера
-гала-концерты
-костюмированные выступления и концерты
-дискотеки [26]
На наш взгляд в этот раздел хочется добавить уникальную программу
«Диалог культур»
Цель программы
больше узнать про другие культуры, увидеть
сходства и различия и понимать, как использовать
это знание. А также использовать весь
свой творческий потенциал, придумывая
свою собственную культуру. Общаясь с
представителями других, в том числе «изобретенных»
народов, мы научимся находить с ними общий
язык, слушать и слышать собеседника, сотрудничать
и договариваться. На территории Этномира
собраны жилища различных народов – монгольские
и киргизские юрты, русское подворье с
самой большой в мире русской печью, сибирское
подворье с настоящим чумом из оленьих
шкур, индейские типи и вигвамы.
Юрточный лагерь находится совсем недалеко от Москвы – в Калужской области, в экологически чистом районе, - где встречаются разные люди, народы, традиции, взгляды на жизнь. Именно здесь уже второй год подряд проводится программу, посвященную диалогу культур. Что такое культура? Как знание и понимание особенностей культуры других людей, народов, государств помогает нам общаться друг с другом? В юрточном лагере дети будут работать над созданием уникальной народности с неповторимыми традициями, новым языком, собственной культурой и редкими ремеслами. Одновременно, узнавая много нового о культурах и народностях, представленных на территории лагеря - русской, индийской, китайской и монгольской. [26]
Также в это направление можно включить различные лагеря актива. Основная цель этих лагерей - содействие личностному самоопределению и формированию активной гражданской позиции у молодого человека. В рамках этих лагерей подростки развивают свой творческий потенциал, коммуникативные навыки, приобретают знания и умения в решении организационных вопросов. Для лагерей актива характерен высокий уровень мотивации и заинтересованности их участников. Для повышения эффективности результатов таких программ следует включать в них те виды деятельности, в которых участники могут применять полученные знания на практике, а также привлекать подростков к планированию и организации смен таких лагерей. [21]
Заключение
Таким образом, современное применение культуротворческих технологий в системе организации досуга детских оздоровительных лагерей используется довольно активно.