Культуротворческие технологии в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и обобщение теоретического и практического опыта по проблеме использования культуротворческих технологий современных детских оздоровительных лагерей.

Содержание

Введение......................................................................................................................2

Глава 1. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система….5

1.1. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития………………………………...…………………………………..5

1. 2. Многообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерейю…………………………………………………………………………....10

Глава 2. Сущность и типология культуротворческих технологий…….....14

2.1. Культуротворчество как инструмент социализации личности………14

2.2. Виды самодеятельного творчества………………………………...………20

Глава 3.

Современное применение культуротворческих технологий в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях.......................................................................................................................27

Заключение ..............................................................................................................44
Библиография..........................................................................................................46

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

        У старших подростков, как отмечают экопсихологи, существуют свои особенности во взаимоотношениях с природой. В этом возрасте начинает разрушаться субъективное восприятие объектов природы, характерное для подростков младшего и среднего возраста. Некоторые подростки старшего возраста могут жестоко обращаться с представителями животного и растительного мира. Им свойствен прагматизм, причём прагматичное отношение к природе старшие подростки часто демонстрируют для самоутверждения. Ребята этого возраста предпочитают использовать природу. 
В летний период в центре им предлагается программа оздоровительного эколого-туристского лагеря «Робинзоны», дающая возможность испытать себя в экстремальной ситуации и научиться делать это безопасно для природы и для себя. Природа — это система, которая живёт по определённым законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и грамотно использовать их, не превышая допустимого порога вмешательства в природные экосистемы. 
Цель программы — актуализация знаний о физическом и духовном здоровье человека как части природы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого человека, развитие коммуникативных умений, навыков здорового образа жизни.

              Программа двухнедельного оздоровительного эколого-туристского лагеря «Робинзоны» предполагает моделирование экстремальных ситуаций. Реализуемые в педагогических целях, они стали эффективным средством подготовки юных туристов к безопасному проведению походов различной категории сложности, экологосообразному взаимодействию с природой. Программа включает нравственную, психологическую и физическую подготовку юных туристов — риск-тренинг «24 часа выживания». Это участие в тренировочных походах по пяти неизвестным маршрутам. В походах проверяются не только качество приобретённых знаний, умений и навыков, но и сплочённость микрогрупп, умение их членов действовать в полном согласии друг с другом в экстремальных условиях. Знакомство с пятью дистанциями даёт возможность участникам будущего риск-тренинга «24 часа выживания» снять отрицательные эмоции, связанные со страхом перед неизвестностью, снизить уровень тревожности.

       В тренировочных походах руководитель объединения в действия воспитанников практически не вмешивается. Он подключается лишь тогда, когда ситуация начинает угрожать здоровью ребят. В остальных случаях он на общих правах и, так же как и все, подчиняется командиру, который принимает решения по выходу из экстремальной ситуации. Участники сами выбирают маршрут, решают, какое снаряжение брать, а при необходимости сами ищут выход из создавшегося положения. На пути движения приходится преодолевать различные естественные препятствия, используя подручные средства, разводить костёр без спичек, готовить обед, используя встретившиеся в пути растения. Двигаясь по маршруту, путешественники находят на карте определённый участок и, добравшись до него, составляют физико-географическую характеристику местности: определяют тип растительного сообщества, характер рельефа, особенности почвы, глубину залегания вод, связи между этими природными компонентами, а также видовой состав растений и животных, простейшие связи между ними — пространственные, временные, пищевые. Путешественники наносят на карту участки антропогенного воздействия человека и дают им оценку. 
 
Риск-тренинг «24 часа выживания» представляет собой марш-бросок микрокоманды по пяти теперь уже известным маршрутам с выполнением заданий — преодоление естественных препятствий при минимуме снаряжения, отработка различных вариантов ориентирования, определения ширины реки, организации походного быта, приготовления пищи из дикорастущих растений без костра, описание своего самочувствия и эмоций в дневнике, организация ночлега.

       Анализ результатов реализации программы оздоровительного эколого-туристского лагеря «Робинзоны» показывает, что участие в походах с экстремальными ситуациями помогает старшим подросткам воспринимать туризм как гуманную форму общения с природой, овладевать умением организовывать жизнедеятельность в своеобразных условиях естественной природной среды, разрабатывать стратегию и тактику эколого-сообразного группового взаимодействия с природой. Это помогает увидеть её величие и могущество, понять, что безопасное взаимодействие с Природой возможно только на основе диалога с ней и только для людей сильных, мужественных и благородных. 
        Содержание программы летней смены старшеклассников «Земляне» базируется на идее культуры как одного из первопринципов развития современной цивилизации. Основная цель программы — способствовать формированию научной картины мира, экологической ответственности в процессе такой экологической экспедиции.

В экспедиции земляне собирают материал для учебно-исследовательского проекта, с которым они могут выступить на юношеских чтениях, посвящённых В.И. Вернадскому, в новом учебном году в центре, поучаствовать в областных и Всероссийских конкурсах, а результаты своих исследований предоставить СМИ для информации населения или в комитет по природным ресурсам. Так, в 2003 году один из воспитанников детского экологического центра, разработав учебно-исследовательский проект по теме «Сравнительная характеристика реки Цны до и после г. Моршанска», стал дипломантом высшей степени Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов, который проводился некоммерческим партнёрством по содействию химическому и экологическому образованию в г. Москве.

Результаты  исследования показывают, что участие  в экспедициях и работа над  учебно-исследовательскими проектами способствуют познавательному интересу старшеклассников к общим законам природы и человеческого бытия. Научно-мировоззренческие взгляды становятся основой их духовной культуры, формируется лично значимое восприятие экологических проблем, ориентация на их посильное решение. [3]

  1. Художественное творчество

Программа лагеря «5 звезд» 
1. Основные танцевальные направления - диско и хип-хоп. Занятия по этим направлениям в лагере "Пять звезд" проводятся через день, а в лагере "Аллея звезд" расписание основных танцевальных занятий составляется дополнительно. Занятие длится 30-45 минут, что зависит от возраста детей. Для занятий необходимо иметь сменную обувь  
- любую, удобную для ребенка. 
Для каждого отряда выбирается своя музыкальная композиция и танцевальная постановка, включающая в себя перестроения и выполнения характерных элементов танцевального направления. Все танцы разучиваются "с нуля" и являются новыми для всех детей. Именно поэтому, уровень танцевальной подготовки не имеет большого значения. 
На гала-концерте "Парад звезд", который проходит в  последний день смены, все отряды показывают свои постановки диско и хип-хоп. Так как эти направления являются основными, то в постановках принимают участие абсолютно все дети.

2. Дополнительные  танцевальные направления - мастер-классы по аэробике, черлидингу, латине, RnB, восточному танцу. Посещение мастер-классов - по пожеланию ребенка. На каждом мастер-классе также разучиваются танцевальные постановки, которые исполняются на гала-концерте "Парад звезд". В течение смены всем детям будет предоставлена возможность посещать все мастер-классы. Чем больше мастер-классов будет посещать ребенок, тем в большем количестве номеров он примет участие на гала-концерте.

3. Анимацонная  и спортивная программы. В течение  всей смены дети примут участие в различных творческих и развлекательных мероприятиях. Часть  мероприятий, такие как "Большие гонки", Танцевальный баттл, интеллектуальное шоу,  проводятся по готовому сценарию. Другие мероприятия, такие как "Минута славы", "Евровидение по-нашему", КВН, требуют дополнительной подготовки. Все дети примут участие в составлении сценариев выступления, в распределении ролей и создании сценических образов, в изготовлении костюмов, реквизита и оформления.

4. Постановка мюзикла - ноу-хау танцевального лагеря "5 звезд". Мюзикл в нашем лагере - это музыкальная танцевально-театральная постановка, в основе которой сценарий известного произведения, передаланный на современный лад. Все действия обыгрываются с помощью танца. В нашем мюзикле звучит музыка разных жанров: от вальса до хип-хопа. У каждого отряда или группы несколько танцевальных партий. В мюзикле принимают участие абсолютно все дети. Премьера мюзикла - второе отделение гала-концерта "Парад звезд". [24] 

      4. Физкультурно-оздоровительная самодеятельность

    ЛАДОЖСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (Детский туристический лагерь)

    «Ладожские  приключения» - познавательно-приключенческая программа, построенная на общении с северной природой, углублении полученных в школе знаний и применении их на практике. Она позволяет участникам расширить свой кругозор и получить новые навыки, жизненный опыт. Юные путешественники познакомятся с основами скалолазания в естественных условиях, управления весельной лодкой, туристической байдаркой и парусным катамараном, научатся владеть спортивным луком, стрелять из пневматического ружья, арбалета. Ребят ждут мастер-классы по туризму, увлекательный 2-дневный пеший и водный поход, походная баня.  
Познакомятся участники программы и с легендами Приозерского края, посетят подворье Валаамского монастыря, увидят мощные стены Староладожской крепости, занимавшей господствующее положение на начальном участке великого водного пути «из варяг в греки», финские культовые сооружения и памятники второй мировой войны. Участников программы ждут прогулки по песчаным дюнам и прибрежным сосновым лесам Ладоги. 
 
Ребята поймут, что можно не бояться больших лесных массивов и водных пространств, научатся вести себя на воде в экстремальной ситуации, управлять парусным катамараном и гребными маломерными судами, преодолевать естественные препятствия на пересеченной местности, оборудовать полевой лагерь, готовить еду в походных условиях из продуктов, добытых и собственным трудом, - ведь в этих местах можно встретить не только язя, щуку, жереха, судака, но и ладожского лосося.

Программа 
Озеро 
Мастер-классы по управлению 
- парусными катамаранами «Простор»; 
- весельными лодками; 
- туристическими байдарками «Таймень»; 
Основы поведения на воде; 
Спортивная рыбалка; 
Плавание. 
Лес 
- ориентирование на местности; 
- организация бивуака; 
- оказание первой медицинской помощи; 
- мастер-класс по сборке походного рюкзака; 
- лекция «Лесная кладовая: плоды кустарников, травы, грибы». 
Спорт 
- стрельба из лука, арбалета, пневматического оружия; 
- мастер-классы по игровым видам спорта; 
- туристическая полоса препятствий; 
- веревочный тренинг. 
Походы 
- поход на скалы с прохождением трассы; 
- занимательная геология; 
- приключенческий 2-дневный поход «Что скрывает лес?»; 
- ночное ориентирование в лесу и на воде. 
Экскурсии (возможны изменения) 
- Острова Валаам и Каневец с посещением монастыря - одной из главных православных святынь  
- Оборонительные сооружения времен ВОВ  
- Староладожская крепость  [23]
 

Программа «Остров героев» 
 
Уникальная авторская программа-2011 в Валдайском Заповеднике с он-лайн трансляцией 
Приключенческая программа "Остров героев" - это большая интерактивная он-лайн игра с 24-часовой трансляцией на основном сайте лагеря. И родители, и друзья участников через сайт смогут постоянно следить за игрой, голосовать и даже помочь Участнику в сложной игре или ситуации. 
Жизнь лагеря поделена на 2 равносильных прайда (Прайд с анг. - стая львов). У каждой команды Прайда своя территория, свои внутренние законы, свой совет, место для тренировок, мастер классы и инструктора. Потому что каждый день в борьбе за звание "Герой Острова" нашим Прайдам придется многому научиться и помериться силой в самых разных состязаниях. Цель каждой команды - стать первой. Но не только победа над соперником принесет Прайдам победу и возможность попасть на остров. В конце игры Прайдам придется объединить свои силы, чтобы сразиться с более сильным противником. По Легенде Острова "Остров героев" примет на свою Землю только самых честных и отважных. [26]
 

  1. Прикладное  творчество

Прикладное  творчество было очень распространено в классической системе детских лагерей в СССР. Как правило, в лагерях было организовано великое разнообразие кружков по поделке чего-либо. И до сих пор такие лагеря сохранились, с крепкими традициями.

ДОЛ ВВС. им. Н.Д. Гулаева  является тому подтверждением, стоит только взглянуть на его кружки и студии: 
-занятия по живописи, рисованию и моделированию 
-компьютерная студия 
-звукозаписывающая студия 
-танцевальная студия 
-театральная студия 
-фотостудия 
-студия бисероплтения 
-студия оригами 
-студия "Высокая мода" 
-разучивание песен, стихов 
- изготовление предметов обихода и народного творчества (плетение) 
- Проведение шахматных турниров 
- решение задач тактических и на логическое мышление 
- Проведение викторин, интеллектуальных турниров и конкурсов 
- Проведение литературно-поэтических вечеров 
- Коммуникативные игры и тренинги 
- Досуговые мероприятия 
- Просмотры мультфильмов, художественных фильмов, мировых турниров по спутниковой связи на широком экране 
- Вечерний костер (организация посиделок у ночного костра с песнями под гитару, жареным хлебом, печеной картошкой) 
- Пешие походы 
- Встречи с известными людьми (первая учительница Путина, легендарный 
летчик К. Обойщиков и т.п.) 
-караоке-вечера 
-гала-концерты 
-костюмированные выступления и концерты 
-дискотеки [26]

  1. Социально-политическая самодеятельность

На наш взгляд в этот раздел хочется добавить уникальную программу

 «Диалог культур»   
Цель программы больше узнать про другие культуры, увидеть сходства и различия и понимать, как использовать это знание. А также использовать весь свой творческий потенциал, придумывая свою собственную культуру. Общаясь с представителями других, в том числе «изобретенных» народов, мы научимся находить с ними общий язык, слушать и слышать собеседника, сотрудничать и договариваться.  На территории Этномира собраны жилища различных народов – монгольские и киргизские юрты, русское подворье с самой большой в мире русской печью, сибирское подворье с настоящим чумом из оленьих шкур, индейские типи и вигвамы.

Юрточный лагерь находится совсем недалеко от Москвы – в Калужской области, в экологически чистом районе, - где встречаются разные люди, народы, традиции, взгляды на жизнь. Именно здесь уже второй год подряд  проводится программу, посвященную диалогу культур. Что такое культура? Как знание и понимание особенностей культуры других людей, народов, государств помогает нам общаться друг с другом? В юрточном лагере дети будут работать над созданием уникальной народности с неповторимыми традициями, новым языком, собственной культурой и редкими ремеслами. Одновременно, узнавая много нового о культурах и народностях, представленных на территории лагеря - русской, индийской, китайской и монгольской. [26]

Также в это  направление можно включить различные  лагеря актива. Основная цель этих лагерей - содействие личностному самоопределению и формированию активной гражданской позиции у молодого человека. В рамках этих лагерей  подростки развивают свой творческий  потенциал, коммуникативные   навыки,   приобретают   знания   и   умения   в   решении   организационных вопросов. Для лагерей актива характерен высокий уровень мотивации    и    заинтересованности    их    участников.    Для    повышения эффективности результатов таких программ следует включать в них те виды деятельности, в которых участники могут применять полученные знания на практике, а также привлекать подростков к планированию и организации смен таких лагерей. [21]

 

 

Заключение

Таким образом, современное применение культуротворческих технологий в системе организации досуга детских оздоровительных лагерей используется довольно активно.

Информация о работе Культуротворческие технологии в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях