Культуротворческие технологии в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и обобщение теоретического и практического опыта по проблеме использования культуротворческих технологий современных детских оздоровительных лагерей.

Содержание

Введение......................................................................................................................2

Глава 1. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система….5

1.1. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития………………………………...…………………………………..5

1. 2. Многообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерейю…………………………………………………………………………....10

Глава 2. Сущность и типология культуротворческих технологий…….....14

2.1. Культуротворчество как инструмент социализации личности………14

2.2. Виды самодеятельного творчества………………………………...………20

Глава 3.

Современное применение культуротворческих технологий в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях.......................................................................................................................27

Заключение ..............................................................................................................44
Библиография..........................................................................................................46

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

    Третий  этап – окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания здесь – воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Все это, по мнению Е.В. Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на принципы гуманизма. Внимание акцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению. Воспитательная система и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

    На  последующих этапах возможна перестройка  воспитательной системы. Она бывает вызвана усилением дезинтегрирующих явлений и иногда ведет к так  называемому кризису системы. Причины  возникновения кризисных явлений  различны, но чаще всего они сводятся к появлению усталости в коллективе, остановке в совершенствовании деятельности (содержания и методики), к дефициту творчества и новизны. Выход из создавшегося положения — обновление системы на основе реформ, развития творчества, создания инновационных психолого-педагогических условий, а иногда смены лидеров [11].

    Итак, можно говорить об определенной технологии и методике создания и развития воспитательной системы, а именно: выявлении ведущей  идеи, формулировке основных целей  и задач, формировании на их основе теоретической концепции, конкретизации составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определении и использовании вариативных педагогических технологий и методик, проектировании необходимых для этого условий.

    1.2. Многообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей

    В современном мире существуют многообразные  воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др.

       Труды С.Л.Рубинштейна, А.Г.Ковалева А.Г.Здравомыслова, П.В.Симонова, П.М.Ершова, Г.И.Щукиной, А.Б.Фоминой позволяют сформулировать основные теоретические позиции, на которых  возможно построение концепции и модели ДОЛ как открытой воспитательной системы. [2, 26-34 с.]

               Сегодня система дополнительного образования, и в том числе детские оздоровительные лагеря, вступили в новый этап – инновационный. Его доминантой является поиск новых форм воспитательной деятельности на основе авторских программ. В этой связи требуется переосмысление роли лагеря как учреждения дополнительного образования, как одного из основных социальных институтов сферы организации свободного времени детей и подростков.

      В новых социально-экономических условиях деятельность детских оздоровительных лагерей как открытых социально-педагогических институтов, обладающих значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом, способствующих восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих задатков, формирующих систему новых социальных связей, предлагающих широкий спектр форм работы, позволяющих учесть все аспекты жизни и деятельности ребенка, приобретает важное значение.

      Суть  педагогической стратегии, реализуемой  на базе ДОЛ, определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, необходимо всемерно содействовать развитию личности ребенка и значит - реализовать по отношению к нему комплекс педагогических задач. С другой - лагерь должен заинтересовать ребенка новизной форм и видов деятельности, включить его в общий процесс с той целью, чтобы в дальнейшем подросток сам принимал активное участие в заинтересовавшей его форме деятельности, предлагал свои идеи, содействовал реализации новых проектов. Условия детских оздоровительных лагерей уникальны с точки зрения самостоятельной жизнедеятельности личности. Именно в лагере ребенок на длительное время освобождается от авторитарного влияния школы, опеки и контроля родителей.

Детский оздоровительный лагерь располагает  значительными возможностями для развития и активизации познавательной мотивации детей, раскрытия творческого потенциала личности в сфере свободного времени. Одним из основных видов взаимодействия в структуре свободного времени детей в условиях лагеря является культурно-досуговая деятельность. [5,314 с.]

      Содержание  культурно-досуговой деятельности детей в лагере определяется культурно-досуговыми программами, предполагающими творческое развитие и самореализацию личности ребенка, развитие способности к  самопознанию и самосовершенствованию средствами искусства, пробуждение интереса детей к познанию культуры своего народа, формирование культурной, исторической, национальной памяти.

      Важное  место в сфере свободного времени  детей в лагере занимает спортивно-оздоровительная  деятельность. Она позволяет реализовать потребность ребенка в активном действии,  направлена на снятие накопленной за учебный год усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, привитие интереса к спорту, физическому развитию, обучение навыкам, необходимым в жизни (плавание, умение ориентироваться на местности, оказание первой медицинской помощи).

В содержании деятельности детских оздоровительных  лагерей немаловажна роль исследовательско-познавательной деятельности. Эта деятельность в  условиях лагеря может осуществляться в форме поисково-краеведческой работы на прилежащих к лагерю территориях; организации походов на непродолжительное время с изучением природных ресурсов местности, проведения экскурсионных программ, направленных на расширение кругозора детей.  Интересные экскурсии и маршруты в значительной мере способны расширить кругозор ребенка, оказать влияние на формирование у него эстетического вкуса. [8,17-21 с.]

В структуре  деятельности детских оздоровительных  лагерей важным компонентом является игровая деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, примерить на себя различные социальные роли, сформировать нравственные оценки, выступает важнейшим фактором объединения детей и взрослых. Через объединение с трудом, познанием, искусством, спортом, игра обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего гармонического развития личности.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о  том, что эффективность воспитательной деятельности в детском оздоровительном  лагере определяется мерой реализации целевых программ, реализующих педагогический потенциал ДОЛ посредством разнообразия содержательного заполнения свободного времени детей (культурно-досуговая, оздоровительная, исследовательско-познавательная, трудовая деятельность), направленного на раскрытие творческой индивидуальности ребенка в социальных взаимоотношениях; психологическую адаптацию детей в современной социокультурной ситуации средствами спорта, искусства, творчества, на основе личностно-ориентированных технологий. [12,132-143 с.]  

Главная задача оздоровительного лагеря –  это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. [16,34 с.]

 Другая важная особенность жизни в лагере - возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере — реализация этих возможностей.

 

     Глава 2.  Сущность и  типология культуротворческих технологий

2.1.  Культуротворчество как инструмент социализации личности

    Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое  распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.
    Научную основу культуротворческих технологий, связанных с ранним выявлением и  дифференциацией интересов детей, составляет учение о способностях (Л-СВыготский, Б.МТеплов, АМ.Матюшкин, ВДШадриков и др.). В соответствии с этим учением можно развести сами понятия способностей, одарённости и таланта, находящих отражение в социально-культурной деятельности.
    Способности - это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.С.Выготского, наследуются не способности, а возможности их развития - задатки.
    Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание  способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном  из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В  одаренности проявляется творческий потенциал человека.
    Талант - сочетание способностей, дающее возможность  самостоятельно и оригинально осуществить  какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.
    Диапазон  культуротворчества молодого человека существенно расширяется на последующем этапе - во время его профессиональной специализации, когда «багаж» его практических умений и навыков существенно обогащается за счет значительного расширения круга его социально-культурных контактов.
    Культуротворческие  технологии сопровождают человека и в период его профессиональной адаптации, включения в систему общественного разделения труда. Здесь они выполняют целый ряд важнейших функций, связанных не только с восстановлением сил личности, но и развитием ее творческих способностей. Наконец, культуротворческие технологии приобретают особую актуальность и на завершающем, четвертом этапе социализации, связанном либо с пенсионным возрастом, либо с постоянной или временной утратой трудоспособности. Именно в этот период самостоятельное или коллективное творчество помогает пожилым людям и инвалидам труда преодолеть возникающие ограничения, превратить свои творческие умения и навыки в средство социально-культурной самореабилитации.
    Технологии  художественно-творческой деятельности
    Репродуктивная  деятельность в сфере культуры и  искусства позволяет авторам  использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал  не только для своего блага, но и  для блага общества. Технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоровье. Это воздействие исходит из возможности невербальной, недирективной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи различных элементов искусства и творчества. Каждый из этих элементов является носителем собственных характерных черт и обладает индивидуальной силой воздействия на человека.
    Получают  развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров -публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.
    Активизируется  работа по возрождению утраченных художественно-бытовых  традиций. Одно из приоритетных направлений такой деятельности - развитие прикладных культуротворческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности. Говоря об этом виде социально-культурных технологий, следует подчеркнуть, что под художественным ремеслом в данном случае подразумевается производство материальных предметов, имеющих особое эстетическое качество. Оно осуществляется на основе воспроизводства художественных образцов с помощью техники или ручного труда, обеспечивающих высокий художественный уровень изделия. К числу художественно-творческих технологий относятся как традиционные, варьирующие свои образцы в пределах исторически сложившихся форм и стилей, так и современные, базирующиеся на поиске новых нестандартных решений. Последние представляют собой достаточно богатую и разнообразную сферу культуротворческой деятельности.
    Продуктом технологий бытового ремесла, в отличие  от художественного, являются изделия, которые украшают, эстетизируют повседневный быт, но при этом имеют сугубо утилитарное назначение. В отличие от преимущественно декоративных изделий художественных ремесел поделки для быта быстро выходят из обращения и заменяются новыми. Этот вид социально-культурных ремесленных технологий чрезвычайно многообразен (например, лозоплетение, изготовление красивой обуви, макраме).

Информация о работе Культуротворческие технологии в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях