Как
известно, на протяжении конца XIX и всего
XX веков многие разновидности ремесел
интенсивно «вымывались», особенно это
касалось технологий ремесел, связанных
с утилитарными нуждами и потребностями
крестьянских хозяйств, изменением быта.
Исчезновение этих самобытных по своей
природе социально-культурных технологий
было связано с разными причинами: конкуренцией
со стороны машинного производства, утратой
источников необходимого сырья и материалов,
естественным уходом из жизни самих авторов
технологий.
Проблема
возвращения утраченных технологий,
восстановления их в буквальном смысле
этого слова практически неразрешима.
По мнению специалистов, здесь можно говорить
лишь об их консервации, фиксировании
отдельных технологических способов и
приемов для последующего их воспроизведения
в творческой деятельности современных
мастеров-прикладников. Но даже такая
консервация сама по себе является исключительно
сложным и трудоемким делом.
Другая
проблема касается критериев оценки
качества изделий, созданных с помощью
технологий художественно-бытовых
промыслов и ремесел. Здесь возникает
множество вопросов, среди которых:
насколько ярко выражены в изделии
традиционность и самобытный характер,
отвечает ли оно уровню промыслового эталона,
не допущено ли нарушения авторского права
на технологию его изготовления и другие.
По
богатству и разнообразию технологий
художественных и бытовых ремесел
многие субъекты Российской Федерации
представляют собой уникальные регионы.
На их территориях культивируется широкий
спектр ремесел бытового и художественно-декоративного
направлений, использующих как ручной
труд, так и промышленное производство,
поставленное на «поток». Далеко не все
из этих технологий дошли до нашего времени,
одни из них, как и прежде, остаются профессиональным
секретом, частной собственностью кустарей-одиночек,
другие сконцентрированы в крупных промысловых
артелях и промышленных цехах.
Художественно-развивающие
технологии
Самодеятельное
искусство, долгие годы функционировавшее
преимущественно в зрелищно-сценических
формах, возвращается в народ. Повышается
интерес к традициям бытового
музицирования, оживляется семейная самодеятельность.
Обогащается массовое любительство при
проведении праздников и обрядов. Самодеятельное
искусство становится основой возрождающихся
народных гуляний, посиделок, вечеров
отдыха и других традиционных форм массового
досуга.
Растет
чисто студий, мастерских, творческих
лабораторий, художественно-творческих
товариществ. Дифференциация художественных
потребностей и интересов населения обусловливает
появление многочисленных клубных школ,
курсов, любительских объединений, центров
эстетического воспитания.
Рельефно
проявляющаяся тенденция к синтезу культуры
и быта становится основой создания таких
коллективов, как студии и кружки художественного
моделирования одежды, студии текстильного
творчества, ковроткачества, вышивки,
макраме, художественной обработки дерева,
камня, металла, кости и т. д. Важнейшую
социально-культурную роль играют те художественно
развивающие технологии, которые обеспечивают
участие детей и взрослых в художественной
жизни своего региона, разнообразие форм
их творческой самореализации и социальных
ролей, возможных направлений творческого
саморазвития.
Среди
таких технологий особое место принадлежит
организации круглогодичных либо сезонных
(летних, зимних) центров и лагерей
художественного развития. Преимущественный
их контингент составляют дети, не только
интересующиеся различными видами и жанрами
искусства, но и активно овладевающие
навыками художественного и прикладного
творчества. Это учащиеся музыкальных
школ и школ искусств, участники детских
самодеятельных коллективов, дети, проявившие
себя в тех или иных видах авторского творчества.
На базе центров и лагерей осуществляются
разнопрофильные тематические проекты
и программы, предполагающие множество
вариантов творческих занятий и творческого
сотрудничества, общение с деятелями культуры
и искусства, организацию фестивалей,
конкурсов, марафонов, праздников, проведение
экскурсий и путешествий художественно-культурной,
исторической или экологической направленности,
участие в благотворительных акциях, гастрольно-туристических
поездках с концертами по пути следования.
Повышается
значение самодеятельного искусства
в развитии различных субкультур.
В рамках этого процесса активно
формируется устойчивая локальная
культура, дифференцированная в соответствии
с наличием определенных групп населения
региона.
Существенно
меняются формы руководства самодеятельным
творчеством. Вводятся в действие естественные
механизмы его развития. Активизируются
факторы его саморегуляции. Упрощается
характер планирования, учета и отчетности.
Отменяется жесткий контроль за репертуаром,
выставочной и концертной деятельностью.
Упрощается система регистрации любительских
объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые
центры начинают уделять большое внимание
неинституциональным формам самодеятельности
по месту жительства. Расширяются масштабы
самодеятельности, развивающейся вне
рамок учреждений культуры.
В
системе самодеятельного художественного
творчества реализуется отход от
прямого дублирования структур профессионального
искусства.
Осуществляется
интенсивный рост любительства, ориентированного
на фольклор и оригинальные виды современного
народного творчества. Акцент переносится
на культуротворческие процессы в открытой
социальной среде. Основным принципом
развития самодеятельности становится
принцип художественного плюрализма.
Возрастает доверие к продуктивным возможностям
любителя. Происходит активное сближение
и пересечение профессиональных и непрофессиональных
структур. Юридически закрепляется правовой
статус мастеров народного искусства.
Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся
художественным явлениям. Открывается
простор для свободного творческого поиска
в кружках, студиях, лабораториях, мастерских,
объединениях и других самодеятельных
коллективах. Широко реализуется право
на художественный эксперимент.
2.2.
Виды самодеятельного
творчества
По
содержанию деятельности все самодеятельное
творчество условно можно разделить
на 6 видов:
- Художественное
творчество
- Техническое
творчество
- Прикладное
творчество
- Естественнонаучное
творчество
- Социально-политическая
самодеятельность
- Физкультурно-оздоровительная
самодеятельность
Дадим
подробную характеристику каждому
из них.
Техническое
творчество
Техническое
творчество – процесс по освоению технических
знаний и созданию технических систем
на основе предшествующего опыта и знаний.
Целью
технического творчества является развитие
технических способностей личности, формирование
его технического решения.
Содержание
технического творчества – моделирование,
конструирование, радиолюбительство,
электроника, картинг, обобщение всего
технического опыта и его пропаганда.
Стимул
– научно-технический прогресс.
Классификация
технического творчества
I.
По степени связи с техникой
1.
Чисто технические виды (моделирование,
конструирование, компьютерное программирование
и т.д.);
2.
С преобладанием эстетического момента
(кино и фотолюбительство, художественное
литье, кузнецкое дело и т.п.);
3.
Со спортивной доминантой (картинг,
авиамодельный спорт, дельтапланеризм
и др.).
II.
По содержанию деятельности
1.
Техническое творчество, связанное
с новейшими областями техники (электроника,
компьютерная техника);
2.
Техническое творчество, связанное
с традиционными областями техники
(механика);
3.
Техническое творчество, связанное
с ремеслами, соединенными с
простейшей «древней техникой»
(плотницкое дело, художественная
обработка металла, камня и
др.).
III.
По степени творческого вклада
1.
Конструирование и создание принципиально
новых материальных систем. Возможно
решение на уровне изобретения.
2.
Повторение известных технических
систем с небольшими изменениями.
3.
Моделирование.
4.
Мастерское овладение эксплуатацией
чего-либо (починка, виртуозная работа
с готовой «покупной» системой).
Существует
техническое творчество в профессиональной
сфере (Всероссийское общество изобретателей
и рационализаторов – ВОИР, Бюро рационализаторов
и изобретателей при заводах – БРИЗ), а
также техническое творчество, не связанное
с профессиональной производственной
деятельностью. Оно может быть как неорганизованной,
так и организованной любительской деятельностью,
представленной такими формами как станции
юных техников и юношеские технические
клубы.
Прикладное
творчество
Прикладное
творчество – процесс по самостоятельному
созданию овеществленных предметов, имеющих
утилитарное значение.
Цели
прикладного творчества:
-
воспитание художественного творчества
или создание реальных вещей
через внедрение художественного
вкуса;
-
овладение определенными навыками
и умениями;
-
ликвидация профессиональной ограниченности
личности.
Содержание
прикладного творчества – кройка и шитье,
вязание, вышивание, выжигание, резьба
по дереву, мягкая игрушка, аппликация,
икебана, гильоширование (выжигание по
шелку), пейчворг (лоскутная техника), таксидермия,
плетение соломкой, лепка из соленого
теста и др.
Прикладное
творчество синтезирует в себе художественное
и техническое творчество, оно
носит утилитарное значение, так
как все изделия используются
в быту. Коллективы прикладного творчества
одними из первых в российской культурно-досуговой
практике стали работать на самоокупаемой
основе.
Естественнонаучное
творчество
Естественнонаучное
творчество – это процесс по развитию
логических способностей личности.
Цель
естественнонаучного творчества – дисциплинировать
мышление человека, научить его логически
мыслить.
В
культурно-досуговой деятельности
элементы научного творчества связаны
с:
а)
Гуманитарными исследованиями –
объединения краеведческой, поисковой
направленности, клубы Брейн-ринг, искусствоведческие
клубы по интересам (Клубы любителей чтения,
любителей фантастики, поэзии, балета,
театра, литературные и музыкальные гостиные
и т.д.);
б)
Естественнонаучными исследованиями
– объединения экологической
направленности, объединения, связанные
с такими науками как астрономия, археология,
геология, биология, зоология (Клубы любителей
кактусов, аквариумистов, кошек, собак,
экзотических животных, голубей и птиц,
уфологии и т.д.).
Формы
работы – экспедиции, научные конференции,
семинары, выставки.
Социально-политическая
самодеятельность
Два
вида объединений социально-политической
самодеятельности:
1.
Объединения политической направленности
ставят перед собой политические
цели и задачи. Это могут быть
массовые движения, к примеру,
Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии.
2.
Объединения социальной направленности
ставят перед собой цель –
защищать социальные права отдельных
категорий граждан. К ним относятся
Клубы ветеранов Великой отечественной
войны и труда, войны в Афганистане,
Чечне, Союз чернобыльцев, Комитет
защиты жертв сталинских репрессий, Комитет
малолетних узников фашизма, Союз многодетных
семей и т.д.