Культуротворческие технологии в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и обобщение теоретического и практического опыта по проблеме использования культуротворческих технологий современных детских оздоровительных лагерей.

Содержание

Введение......................................................................................................................2

Глава 1. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система….5

1.1. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития………………………………...…………………………………..5

1. 2. Многообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерейю…………………………………………………………………………....10

Глава 2. Сущность и типология культуротворческих технологий…….....14

2.1. Культуротворчество как инструмент социализации личности………14

2.2. Виды самодеятельного творчества………………………………...………20

Глава 3.

Современное применение культуротворческих технологий в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях.......................................................................................................................27

Заключение ..............................................................................................................44
Библиография..........................................................................................................46

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать)
    Как известно, на протяжении конца XIX и всего XX веков многие разновидности ремесел  интенсивно «вымывались», особенно это касалось технологий ремесел, связанных с утилитарными нуждами и потребностями крестьянских хозяйств, изменением быта. Исчезновение этих самобытных по своей природе социально-культурных технологий было связано с разными причинами: конкуренцией со стороны машинного производства, утратой источников необходимого сырья и материалов, естественным уходом из жизни самих авторов технологий.
    Проблема  возвращения утраченных технологий, восстановления их в буквальном смысле этого слова практически неразрешима. По мнению специалистов, здесь можно говорить лишь об их консервации, фиксировании отдельных технологических способов и приемов для последующего их воспроизведения в творческой деятельности современных мастеров-прикладников. Но даже такая консервация сама по себе является исключительно сложным и трудоемким делом.
    Другая  проблема касается критериев оценки качества изделий, созданных с помощью  технологий художественно-бытовых  промыслов и ремесел. Здесь возникает  множество вопросов, среди которых: насколько ярко выражены в изделии традиционность и самобытный характер, отвечает ли оно уровню промыслового эталона, не допущено ли нарушения авторского права на технологию его изготовления и другие.
    По  богатству и разнообразию технологий художественных и бытовых ремесел многие субъекты Российской Федерации представляют собой уникальные регионы. На их территориях культивируется широкий спектр ремесел бытового и художественно-декоративного направлений, использующих как ручной труд, так и промышленное производство, поставленное на «поток». Далеко не все из этих технологий дошли до нашего времени, одни из них, как и прежде, остаются профессиональным секретом, частной собственностью кустарей-одиночек, другие сконцентрированы в крупных промысловых артелях и промышленных цехах.
    Художественно-развивающие  технологии
    Самодеятельное  искусство, долгие годы функционировавшее  преимущественно в зрелищно-сценических  формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.
    Растет  чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.
    Рельефно  проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т. д. Важнейшую социально-культурную роль играют те художественно развивающие технологии, которые обеспечивают участие детей и взрослых в художественной жизни своего региона, разнообразие форм их творческой самореализации и социальных ролей, возможных направлений творческого саморазвития.
    Среди таких технологий особое место принадлежит  организации круглогодичных либо сезонных (летних, зимних) центров и лагерей  художественного развития. Преимущественный их контингент составляют дети, не только интересующиеся различными видами и жанрами искусства, но и активно овладевающие навыками художественного и прикладного творчества. Это учащиеся музыкальных школ и школ искусств, участники детских самодеятельных коллективов, дети, проявившие себя в тех или иных видах авторского творчества. На базе центров и лагерей осуществляются разнопрофильные тематические проекты и программы, предполагающие множество вариантов творческих занятий и творческого сотрудничества, общение с деятелями культуры и искусства, организацию фестивалей, конкурсов, марафонов, праздников, проведение экскурсий и путешествий художественно-культурной, исторической или экологической направленности, участие в благотворительных акциях, гастрольно-туристических поездках с концертами по пути следования.
    Повышается  значение самодеятельного искусства  в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно  формируется устойчивая локальная  культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения  региона.
    Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.
    В системе самодеятельного художественного  творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального  искусства.
    Осуществляется  интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой социальной среде. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближение и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искусства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлениям. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право на художественный эксперимент.
 

2.2. Виды самодеятельного творчества 

      По  содержанию деятельности все самодеятельное творчество условно можно разделить  на 6 видов:

    1. Художественное творчество
    2. Техническое творчество
    3. Прикладное творчество
    4. Естественнонаучное творчество
    5. Социально-политическая самодеятельность
    6. Физкультурно-оздоровительная самодеятельность

      Дадим подробную характеристику каждому  из них.

      Техническое творчество

      Техническое творчество – процесс по освоению технических знаний и созданию технических систем на основе предшествующего опыта и знаний.

      Целью технического творчества является развитие технических способностей личности, формирование его технического решения.

      Содержание технического творчества – моделирование, конструирование, радиолюбительство, электроника, картинг, обобщение всего технического опыта и его пропаганда.

      Стимул – научно-технический прогресс.

      Классификация технического творчества

      I. По степени связи с техникой

      1. Чисто технические виды (моделирование,  конструирование, компьютерное программирование  и т.д.);

      2. С преобладанием эстетического момента (кино и фотолюбительство, художественное литье, кузнецкое дело и т.п.);

      3. Со спортивной доминантой (картинг,  авиамодельный спорт, дельтапланеризм  и др.).

      II. По содержанию деятельности

      1. Техническое творчество, связанное  с новейшими областями техники (электроника, компьютерная техника);

      2. Техническое творчество, связанное  с традиционными областями техники  (механика);

      3. Техническое творчество, связанное  с ремеслами, соединенными с  простейшей «древней техникой»  (плотницкое дело, художественная  обработка металла, камня и  др.).

      III. По степени творческого вклада

      1. Конструирование и создание принципиально  новых материальных систем. Возможно решение на уровне изобретения.

      2. Повторение известных технических  систем с небольшими изменениями.

      3. Моделирование.

      4. Мастерское овладение эксплуатацией  чего-либо (починка, виртуозная работа  с готовой «покупной» системой).

      Существует техническое творчество в профессиональной сфере (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов – ВОИР, Бюро рационализаторов и изобретателей при заводах – БРИЗ), а также техническое творчество, не связанное с профессиональной производственной деятельностью. Оно может быть как неорганизованной, так и организованной любительской деятельностью, представленной такими формами как станции юных техников и юношеские технические клубы.

      Прикладное  творчество

      Прикладное  творчество – процесс по самостоятельному созданию овеществленных предметов, имеющих утилитарное значение.

      Цели  прикладного творчества:

      - воспитание художественного творчества  или создание реальных вещей  через внедрение художественного  вкуса;

      - овладение определенными навыками  и умениями;

      - ликвидация профессиональной ограниченности личности.

      Содержание прикладного творчества – кройка и шитье, вязание, вышивание, выжигание, резьба по дереву, мягкая игрушка, аппликация, икебана, гильоширование (выжигание по шелку), пейчворг (лоскутная техника), таксидермия, плетение соломкой, лепка из соленого теста и др.

      Прикладное  творчество синтезирует в себе художественное и техническое творчество, оно  носит утилитарное значение, так  как все изделия используются в быту. Коллективы прикладного творчества одними из первых в российской культурно-досуговой практике стали работать на самоокупаемой основе.

      Естественнонаучное  творчество

      Естественнонаучное  творчество – это процесс по развитию логических способностей личности.

      Цель естественнонаучного творчества – дисциплинировать мышление человека, научить его логически мыслить.

      В культурно-досуговой деятельности элементы научного творчества связаны  с:

      а) Гуманитарными исследованиями –  объединения краеведческой, поисковой  направленности, клубы Брейн-ринг, искусствоведческие клубы по интересам (Клубы любителей чтения, любителей фантастики, поэзии, балета, театра, литературные и музыкальные гостиные и т.д.);

      б) Естественнонаучными исследованиями – объединения экологической  направленности, объединения, связанные  с такими науками как астрономия, археология, геология, биология, зоология (Клубы любителей кактусов, аквариумистов, кошек, собак, экзотических животных, голубей и птиц, уфологии и т.д.).

      Формы работы – экспедиции, научные конференции, семинары, выставки.

      Социально-политическая самодеятельность

      Два вида объединений социально-политической самодеятельности:

      1. Объединения политической направленности  ставят перед собой политические  цели и задачи. Это могут быть  массовые движения, к примеру,  Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии.

      2. Объединения социальной направленности  ставят перед собой цель –  защищать социальные права отдельных  категорий граждан. К ним относятся  Клубы ветеранов Великой отечественной  войны и труда, войны в Афганистане,  Чечне, Союз чернобыльцев, Комитет  защиты жертв сталинских репрессий, Комитет малолетних узников фашизма, Союз многодетных семей и т.д. 

Информация о работе Культуротворческие технологии в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях