Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:30, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и обобщение теоретического и практического опыта по проблеме использования культуротворческих технологий современных детских оздоровительных лагерей.
Введение......................................................................................................................2
Глава 1. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система….5
1.1. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития………………………………...…………………………………..5
1. 2. Многообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерейю…………………………………………………………………………....10
Глава 2. Сущность и типология культуротворческих технологий…….....14
2.1. Культуротворчество как инструмент социализации личности………14
2.2. Виды самодеятельного творчества………………………………...………20
Глава 3.
Современное применение культуротворческих технологий в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях.......................................................................................................................27
Заключение ..............................................................................................................44
Библиография..........................................................................................................46
Физкультурно-
Коллективы
физкультурно-оздоровительной
К первому направлению относятся клубы любителей бега, клубы здоровья, туристические клубы, клубы аэробики (шейпинга, фитнеса), клубы атлетической гимнастики, клубы любителей пэйтбола, боулинга, бильярда, городков, армреслинга, дартса, экстремальных видов деятельности и др.
Ко второму направлению относятся клубы закаливания или клубы моржей; объединения, пропагандирующие учение Порфирия Иванова и имеющие одно название - «Озарение», объединения, пропагандирующие здоровое питание, клубы вегетарианцев, клубы трезвости и т.п.
Художественное творчество
Художественное творчество – процесс по созданию новых, никогда не бывших оригинальных, общественно-значимых духовных ценностей на основе предшествующего опыта и знаний.
Цели самодеятельного художественного творчества:
-
воспитание эстетического
-
развитие творческих
- пропаганда искусства.
Существует 2 уровня художественного творчества:
1 уровень – репродуктивный (исполнительский)
2 уровень – созидательный (непосредственно творчество)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО = ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Классификация художественной самодеятельности
I. По ориентации на основные пласты художественной культуры
1.
Художественная
2.
Художественная
3.
Художественная
II. По типам творчества
1.
Исполнительская
2. Авторская и авторско-исполнительская самодеятельность (самодеятельные композиторы, литературные объединения, студии изобразительного искусства, клубы самодеятельной песни – КСП, театр малых форм и т.п.);
3.
Импровизационная
III. По степени организованности и субъекту организации
1.
Неорганизованная или
2. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, Клуб деловых женщин или клуб «Грация», телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»);
3. Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социально-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически-направляемая.
IV. По преобладающему виду деятельности
1. Объединения учебного типа (студии)
2.
Объединения познавательного и
художественно-
3.
Художественно-
4. Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я – спортивная семья»);
5.
Творческие объединения (
6. Объединения комплексного типа.
V. По месту локализации (расположения)
1.
Сельская художественная
2.
Художественная
3.
Художественная
VI. По возрастному составу
1. Детская художественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст, подростки, юношество);
2.
Художественная
3.
Разновозрастные по составу
Глава
3. Современное применение
культуротворческих
технологий в системе
организации досуга
детей в детских оздоровительных
лагерях
По данным Росстата РФ, в 2010г. на территории России зарегистрировано 50,2 тыс. действующих детских оздоровительных учреждений, из которых 37,8 тыс. - для школьников с дневным пребыванием, 4,7 тыс. - труда и отдыха, 3,5 тыс. - профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и другие, 0,3 тыс. — санаторного типа. [27, 160 c.]
В последнее время наблюдается ускоренный
рост узкоспециализированных детских
лагерей отдыха. Различная направленность
и тематика лагерей позволяет ребенку
пройти базовый курс обучения, детально
изучить интересующее его занятие. Приобретенные
навыки, умения, возможно, станут повседневным
хобби или даже будут неотъемлемы в будущей
профессии. В основном такие лагеря создаются
людьми, увлеченными своим ремеслом. Каждый
лагерь в лучшей форме передает атмосферу
того знания, которым обладают его организаторы.
Разнообразие тематических детских лагерей
дает возможность каждому родителю выбрать
наиболее подходящую программу для своего
ребенка. Многие лагеря предлагают как
продолжительные каникулярные программы,
так и краткосрочные - лагеря выходного
дня. В результате, ребенок получает шанс
посетить сразу несколько лагерей в период
школьных каникул. [20]
Проанализировав
огромное количество программ детских
лагерей, мы решили привести примеры
использования
На наш взгляд ярким примером может являться программа «Страна КОМПЬЮТЕРиЯ»
Приоритетами
образовательной программы
Все граждане Страны «КОМПЬЮТЕРиЯ» учатся использовать информационные технологии в повседневной жизни. Здесь ведется электронное сопровождение проектов, готовятся представления выполненной работы. Занятия продолжаются по 1 или 2 академических часа в день (это зависит от возраста) под руководством квалифицированных преподавателей.
На итоговой конференции средствами информационных технологий демонстрируются самые яркие события компьютерского года. Ценным для участников мероприятия является опыт публичного выступления перед большой аудиторией.
Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», организующий ИКТ-обучение имеет 15-летний опыт работы (Лицензия № 289590 от 25.03.2009 г.).
В феврале 2011г. Учебный центр "КОМПЬЮТЕРиЯ" получил СЕРТИФИКАТ ИСО, подтверждающий соответствие качества программы требованиям международных стандартов.
За смену каждый ребенок выполняет не менее одного проекта. Проектом может быть презентация, сайт, мультфильм, видеоролик или другой информационный продукт. Свои достижения ребята показывают на конференциях. [22]
Летний лагерь
«Эко-лагерь Белое море» для детей и
подростков базируется на берегу Белого
моря в Карелии на границе с Мурманской
областью на территории дайв-центра «Полярный
круг». Уникальная природа Русского севера
издавна манит к себе путешественников
и исследователей. Живописные ландшафты,
бескрайние морские просторы, каменные
лабиринты, дольмены и стоянки древних
людей до сих пор хранят неразгаданные
загадки и тайны. На необитаемых островах
Белого моря гнездится множество морских
птиц, а подводный мир богат морскими обитателями,
здесь живут полярные киты — белухи,встречаются
мягкие кораллы, актинии, губки, морские
звезды, крабы, морские ежи и креветки.
Это прекрасное место для организации
детского отдыха летом. Во время нашей
программы дети встретятся с природой
Русского севера, познакомятся с историей
региона, посетят интересные экскурсии,
примут участие в морских прогулках и
спортивных, туристических соревнованиях,
а также, с помощью инструкторов-биологов
МГУ проведут практические научные исследования
и лабораторные работы.
Программа
- Cноркелинг с белухами. (дополнительно)
Для всех, кто хочет поближе увидеть животных
в естественной среде, мы предлагаем плавание
в гидрокостюме с маской и трубкой вместе
в белухами. Во время такого плавания можно
поиграть с белухой, покататься, аккуратно
держась за спинной плавник и увидеть
животное под водой. Сноркелинг доступен
для всех, включая детей. Это прекрасное
занятие для детского активного отдыха
летом проводится в гидрокостюмах. Перед
сноркелингом инструктор рассказывает
о белухах и проводит инструктаж.
- Изучение обитателей Белого моря, собранных
на берегу и поднятых из морских глубин.
- Создание морских аквариумов и уход за
ними.
- Работа с микроскопом.
- Знакомство с экосистемами местности.
Пешие прогулки.
- Рассказы об обитателях северного края:
медведях, волках, тюленях, белухах, лосях,
гагах, бакланах и полярных совах.
- Построение муравейника.
- Морские прогулки на катерах и лодках.
- Экскурсии на необитаемые беломорские
острова, скалистый остров Кастьян со
сбором мидий, прогулка на Карьер и Биостанцию
московского университета.
- Знакомство с полярными китами – белухами.
- Самостоятельная иследовательская работа.
- Конференции.
- Туристические навыки. Постановка палатки,
разведение костра, приготовление еды
на костре, навыки ориентирования в лесу.
- Рыбная ловля, гребля.
- Детский туризм: поход на острова на 1
ночь. Занятия по выживанию в условиях
крайнего севера.
- Спортивные игры: футбол, волейбол, эстафеты.
- Интеллектуальные игры. Развивающие
психологические программы [25]
Программа «Чистая Земля — XXI век». Детский экологический центр г. Моршанска
Включает
такие подпрограммы, как «Айболята»,
«Разведчики природы», «Светлячки»
(младшие школьники), «Следопыты», «Исследователи»,
«Спасатели», «Робинзоны» (подростки),
«Земляне», «Младший инструктор экотуризма»(старшеклассники).
Для воспитанников центра организуются
стационарные и передвижные оздоровительные
эколого-туристские лагеря, многодневные
походы и экспедиции. Выбор формы деятельности
обусловливается возрастными особенностями
ребят.
Лагерная
смена «К Берендею» представляет
собой единый спектакль, в котором
играют и дети, и взрослые. В первый
день происходит «завязка» всех событий
— встреча добрых и злых сил. В
последующие дни дети и взрослые
делают добрые дела, чтобы встретиться
с царём Берендеем. Они «строят» город
Экоград, в который будут ежедневно приезжать
на автобусе, чтобы общаться с его жителями.
Строительные бригады — «пчёлки», «муравьи»
и другие — отправляются в лес, чтобы выполнить
посильную работу — убирают его территорию,
а в конце дня рассказывают, каким они
хотят видеть Экоград.
На экологической тропе дети «встречаются»
со злой Кикиморой, с «разбойниками». Но
ничто не может остановить их на пути к
лесному царю Берендею. Встреча с Берендеем
— это кульминация, во время которой добро
одерживает победу над злом. Добрые Нимфы
помогают детям увидеть Берендея, которого
они приглашают на бал цветов. Берендей
доволен юными экологами, он вручает им
подарки и прощается до следующего лета.
Наступает развязка: все отрицательные
герои признают своё поражение и выражают
желание тоже стать добрыми.
Для подростков младшего и среднего возраста
функционирует недельный оздоровительный
эколого-туристский лагерь «Спасатели»,
который завершается двухдневным походом
для воспитанников, занимавшихся в течение
учебного года по программе «Следопыты»,
трёхдневным — по программе «Исследователи»
и пятидневным — по программе «Спасатели».
В основе содержания программы лагеря
— идея единства человека и природы, ответственности
каждого за её благополучие, сохранность.
Следопыты и исследователи в процессе
подготовки к однодневному походу, путешествуя
по учебным экологическим тропам, активизируют
приобретённые экологические и краеведческие
знания. Изучая жизнь близлежащих к городу
природных сообществ в условиях лета,
ребята выполняют различные задания: составляют
палитру красок летнего леса, луга, находят
в лесу или на лугу примеры симметрии,
прислушиваются к звукам утреннего леса
и делятся своими впечатлениями, дают
встретившимся растениям и животным видовые
названия, например, одуванчик пушистый,
стрекоза легкокрылая, шмель гудящий и
т.д. Отрабатывая туристские знания и умения,
дети участвуют в соревнованиях по технике
пешего туризма, а исследователи — в соревнованиях
по ориентированию. После обеда проводятся
уже знакомые и полюбившиеся в учебном
году экологические игры: «Экологическая
пирамида», «Сеть питания», «Ноев ковчег»,
«Лесное ателье», «Наш тотем», психологические
тренинги, выполняются творческие работы,
проводятся конкурсы, собираются в поход.
Юные туристы-спасатели добираются до
конечного пункта маршрута на байдарках
в течение четырёх дней, на пятый день
устраивается «дневка», во время которой
путешественники совершают краеведческую
экскурсию, анализируют с помощью педагога
собранный материал. Программа похода
включает очистку встретившихся родников,
уборку мусора на берегах во время привала,
умение вычерчивать ленту маршрута движения.
Послеобеденный отдых посвящается часу
наедине с природой. В это время можно
полежать на траве, наблюдая за облаками
и летающими птицами, посидеть на берегу
реки под деревом с закрытыми глазами
и послушать звуки знойного летнего дня
либо лесную тишину. Затем знакомство
с краеведческими достопримечательностями,
с растительным и животным миром, овладение
навыками гидрометрических измерений,
определение чистоты воды с помощью биоиндикации.
Отрабатываются также навыки спасения
на воде. Перед ужином — подвижные игры.
Вечером подводим итоги дня: проводим
беседы, конкурсы, поём у костра. Спасателям
также предлагаем вспомнить примеры взаимодействия
человека и природы, которые им пришлось
наблюдать в течение дня. В подростковом
возрасте возрастает значимость игровых
ролей командира, гидролога, зоолога, эколога,
кострового, фотографа, и это помощники
педагога, с ними он обсуждает выбор средств
и способов действия, даёт оценку результату
выполняемых учебных и трудовых действий.