Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:30, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и обобщение теоретического и практического опыта по проблеме использования культуротворческих технологий современных детских оздоровительных лагерей.
Введение......................................................................................................................2
Глава 1. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система….5
1.1. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития………………………………...…………………………………..5
1. 2. Многообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерейю…………………………………………………………………………....10
Глава 2. Сущность и типология культуротворческих технологий…….....14
2.1. Культуротворчество как инструмент социализации личности………14
2.2. Виды самодеятельного творчества………………………………...………20
Глава 3.
Современное применение культуротворческих технологий в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях.......................................................................................................................27
Заключение ..............................................................................................................44
Библиография..........................................................................................................46
Содержание
Введение......................
Глава 1. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система….5
1.1.
Воспитательная система:
характеристика основных
компонентов и этапов
развития………………………………...…………………
1. 2.
Многообразие воспитательных
систем детских оздоровительных
лагерейю…………………………………………………………
Глава 2. Сущность и типология культуротворческих технологий…….....14
2.1. Культуротворчество как инструмент социализации личности………14
2.2. Виды самодеятельного творчества………………………………...………20
Глава 3.
Современное
применение культуротворческих
технологий в системе
организации досуга
детей в детских оздоровительных
лагерях.......................
Заключение ..............................
Введение
Проблема организации отдыха детей и подростков, особенно в летний период очень актуальна на сегодняшний день. Специалисты считают, что в перспективе организация детско-юношеского отдыха может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России.
Детский оздоровительный лагерь важная составляющая в становлении личности ребенка, поэтому к организации такого учреждения важно подходить системно, с полной ответственностью за результат. Тем более мы воспитываем наше будущее поколение.
Детские оздоровительные лагеря сегодня являются учреждениями дополнительного образования. В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:
В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на человека. В век информатизации, и повышающихся требований к формированию всесторонне развитой личности, ребенок в особенности становится объектом завышенных ожиданий общества. Это отражается и на организации досуга детей, особенно в системе детских оздоровительных лагерей. Последний тренд показывает, что стало «модно» отправлять детей в специализированные лагеря, где подрастающее поколение не только отдыхает, но и изучает что-то полезное для жизни. Доказательством тому служат огромное появление профильных лагерей со специальными программами, например, английские лагеря, где ребенок на протяжении смены изучает английский язык.
Также очень активно находят применение в профильных лагерях культуротворческие технологии: творчески формирующие; технологии самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества, любительского движения; технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей; технологиях возрождения традиционных форм социально–культурной деятельности (народных промыслов, ремесел, обрядов и др.)
На наш взгляд, постоянно повышающийся темп жизни ставит человека все чаще перед выбором, и это также отражается на ребенке. Как не растеряться в современном разнообразии предложенных программ досуга для детей?
Поэтому на сегодняшний день, эта проблема стоит особенно актуально, в нашем информационном мире нет возможности терять время, даже на отдыхе. Можно с уверенностью сказать, что организация детского и юношеского отдыха – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи воспитания достойного поколения, а культуротворческие технологии и есть тот инструментарий, который нужно развивать.
Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и обобщение теоретического и практического опыта по проблеме использования культуротворческих технологий современных детских оздоровительных лагерей.
Задачи исследования:
Объектом исследования курсовой работы является организация досуга детей в детском оздоровительном лагере, предметом исследования – культуротворческие технологии как компонент в системе организации досуга детей в детских оздоровительных лагерях.
В процессе исследования использовался комплекс методов исследования, адекватных решаемым задачам и специфике предмета научного анализа: теоретические (обобщение психологических, педагогических, социокультурных и др. подходов к изучаемому феномену, синтез эмпирического материала, моделирование)
1.1.Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке.
Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.
А.С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.
Среди
понятий «педагогическая
Учитывая это, рассмотрим само понятие «воспитательная система» как особую педагогическую категорию, связанную с другими, а также определим функции воспитательной системы, выявим закономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.
Прежде всего, дадим определение такой категории, как воспитание. В педагогике есть несколько определений. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой принято определение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение – вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.
Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, руководителями; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых). Педагогическая система, таким образом, - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.
Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.
В
педагогике давно получило признание
понятие «дидактическая система». Дидактическая
система включает в себя цели в
сфере образования, содержание образования,
процесс, методы и формы его организации.
Любое учебное заведение
Сам термин «воспитательная система» был придуман Л.И. Новиковой. Она представляла эту систему в виде целостного социального организма, функционирующего при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [12].
Воспитательная
система – это упорядоченная
целостная совокупность компонентов,
взаимодействие и интеграция которых
обуславливает наличие у
На разных этапах развития воспитательной системы позитивную роль могут играть как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы. Так, на этапе становления системы интеграция способствует созданию стабильной среды развития личности, усвоению норм поведения, способов деятельности и стилей общения, служит своеобразным средством социальной защиты. В то же время на других этапах излишняя упорядоченность может сдерживать активность личности, ее возможности в самоопределении, развитии себя как творческой индивидуальности. В этом случае элементы стихийности обеспечивают возможность обновления, свободного выбора и т.д.
Опыт показывает, что воспитательная система проходит в своем развитии три основных этапа.
Первый этап – становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура, устанавливаются связи между ее компонентами. Главная цель первого этапа — выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На данном этапе компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили общения, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Основными методами становления воспитательной системы являются методы убеждения, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темпы системообразования в этот период должны быть достаточно высокими.
Второй этап – отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, закрепляются традиции, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятельности, общения, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Трудности педагогического управления воспитательной системы школы на этом этапе связаны с согласованием темпов развития ученического и педагогического коллективов.