Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:12, курсовая работа
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко - слоговой наполняемости слов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения фонематической системы у детей дошкольного возраста с речевой патологией………………..6
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе…………………………..6
1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи….……………………………..10
Вывод по I главе………………………………………………………………....14
Глава 2. Методика исследования состояния фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста…..……………………………………..15
2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у старших дошкольников …………………………………………………………………...15
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
фонематического анализа у дошкольников с ФФНР…………………….……21
Вывод по II главе………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………. ….………………………………………………….30
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Методика 6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.
Материалом исследования служили слова: сом, дым, стол, мост, спина, бочка.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слова и дает испытуемому следующую инструкцию: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».
Критерий оценки результатов исследования методики 6 (II группы):
4 балла – задание выполнено
испытуемым самостоятельно, точно
определено место звука в
3 балла – ребенок
2 балла – испытуемый
самостоятельно выполняет
1 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но затрудняется назвать место звука в слове, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
фонематического анализа у дошкольников с ФФНР
Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало следующие результаты:
Фамилия, имя ребёнка |
Исследование фонематического анализа | ||||||||||
Простые формы |
Сложные формы | ||||||||||
Задание №1 |
Задание №2 |
Задание №1 |
Задание №2 |
Задание №3 |
Задание №4 |
Задание №5 |
Задание №6 | ||||
а) |
б) |
в) | |||||||||
гл. |
сог. | ||||||||||
Виктория С. |
4б |
4б |
2б |
1б |
4б |
4б |
1б |
1б |
1б |
0б |
0б |
Дмитрий С. |
4б |
4б |
2б |
1б |
4б |
1б |
1б |
2б |
0б |
0б |
0б |
Светлана Д. |
4б |
4б |
1б |
1б |
4б |
1б |
1б |
2б |
0б |
0б |
0б |
Владимир А. |
4б |
4б |
1б |
0б |
4б |
0б |
0б |
1б |
0б |
0б |
0б |
Татьяна Н. |
4б |
4б |
3б |
3б |
4б |
4б |
1б |
3б |
2б |
0б |
0б |
Руслан К. |
4б |
4б |
2б |
1б |
4б |
3б |
1б |
3б |
0б |
0б |
0б |
Евгения Б. |
4б |
4б |
1б |
0б |
4б |
1б |
1б |
1б |
0б |
0б |
0б |
Николай Г. |
4б |
4б |
3б |
1б |
4б |
4б |
1б |
3б |
1б |
0б |
0б |
Виктория С. |
4б |
4б |
1б |
0б |
4б |
0б |
0б |
1б |
0б |
0б |
0б |
Сергей С. |
4б |
4б |
1б |
0б |
4б |
3б |
1б |
1б |
0б |
0б |
0б |
Средний балл |
4б |
4б |
1,7б |
0,8б |
4б |
2,1б |
0,8б |
1,8б |
0,4б |
0б |
0б |
Рассмотрев полученные данные по исследованию простых форм фонематического анализа можно сказать, что все дошкольники с предложенными заданиями справились отлично, они не вызывали сложностей, дети показали высокий результат – 4 балла.
Исследование сложных форм фонематического анализа:
- задание, по вычленению первого согласного звука из слов двое дошкольников выполнили самостоятельно, допустив единичные ошибки типа: «трава» - вместо [т] называли стечение согласных звуков «тр» - 3 балла. Трое испытуемых справились с заданием самостоятельно, на 2 балла. К ошибкам предыдущей группы добавились следующие: вместо начального согласного [щ], в слове «щука», дети называли слог «щу»; вместо [т], в слове «трава», называли слог «тра». Требовалось интонирование начального звука логопедом. Пятеро дошкольников пытались справиться с заданием самостоятельно, но допускали те же ошибки, что и дети предыдущей группы, только их количество возросло. Интонирование звука логопедом не помогало, результат – 1 балл.
- при вычленении последнего звука из слов, самостоятельно справился с заданием один ребенок, он допустил единственную ошибку: вместо конечного гласного [а] в слове «муха» ребенок назвал слог «ха». Его результат – 3 балла. У пятерых детей исследование показало результат – 1 балл. К ошибке допущенной ребенком предыдущей группы, добавились ошибки типа: вместо конечного согласного [к] в слове «танк» называли [т], слог «та»; вместо конечного согласного [н] в слове «барабан» называли [р]; вместо конечного согласного [ч] в слове «ключ» называли «клю». Интонирование конечного звука логопедом не помогало. Не смогли справиться с заданием четыре человека. Помощь экспериментатора не помогала – 0 баллов.
По результатам выполненных заданий на определение места звука в слове, можно сказать следующее:
– с определением звука в начале слова, все дети справились самостоятельно, точно, без ошибок, показав результат – 4 балла.
– определение звука в конце слова, не вызвало затруднений у троих испытуемых – 4 балла. Выполнили упражнение, но допустили единичные ошибки двое детей, а именно: при определении на слух наличия согласного звука в конце слова, дети отвечали, что заданный звук слышится в начале слова – 3 балла. Результат 1 балл – показали трое дошкольников. Они допустили те же ошибки, что и дети предыдущей группы, только их число возросло, не помогало даже интонирование заданного звука логопедом. Не смогли справиться с заданием двое детей, помощь логопеда не помогала, их результат – 0 баллов.
– задание, на определение места ударной гласной в слове (начало, середина, конец), вызвало большие затруднения. Восемь испытуемых определили наличие гласного звука только в начале слова. Трудности вызывало определение наличия звука в конце или середине слова, интонирование заданного звука экспериментатором не помогало. Они показали результат – 1 балл. Двое дошкольников отказались выполнять предложенное задание, отмолчавшись – 0 баллов.
– при определении места согласного звука в слове (начало, середина, конец) – самостоятельно справились с заданием трое детей, трудным для них оказалось определение наличия согласного звука в середине слова, их результат – 3 балла. Выполнили упражнение удовлетворительно двое испытуемых, они испытывали те же трудности, что и дети предыдущей группы, а так же сложным для них оказалось определение наличия согласного звука в конце слова. Требовалось интонирование заданного звука логопедом – 2 балла. У пятерых дошкольников исследование показало результат – 1 балл. Допущенные ошибки аналогичны ошибкам детей предыдущей группы, плюс они затрудняются и при определении наличия звука в начале слова, помощь экспериментатора не помогала.
Результаты исследования у дошкольников с ФФНР последовательного анализа показали, что самостоятельно, после второго предъявления, определил последовательность звуков в односложных словах (суп, кот), только один ребенок, его результат – 2 балла. В двусложных словах, состоящих из двух открытых слогов и со стечением согласных звуков в середине допустил ошибки: «лапа» - «ла», [п], «па», «каша» - «ка», [ш], «ша»; «банка» - «ба», [н], «ка», «тапки» - «та», [п], «ки». Двое детей при исследовании показали результат - 1 балл. Они пытались справиться с заданием, но испытывали большие трудности уже при последовательном анализе слов состоящих из 3-х звуков. Наводящие вопросы логопеда не помогали. Допущенные ошибки: «суп» - «су», [п]; «шу», [п]; «кот» - «ко», [т]; [о], [т]; «лапа» - «ла», «па»; «каша» - «ка», «ша»; «банка» - «ба», [к], «ка»; «ба», [н], «ка», [а]; «тапки» - «ап», «ки»; «та», «ки». Отказались выполнять задание семеро испытуемых, сказав: «Я не знаю» или просто отмолчавшись – 0 баллов.
Никто из детей экспериментальной группы не справился с количественным анализом – 0 баллов. Причина, нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Ошибки детей: «бык», «кит» - 1 звук, 2 звука; «ваза», «луна» - 1 звук, 2 звука; «сумка», «батон» - 2 звука, 3 звука.
Позиционный анализ не доступен дошкольникам данной группы, они не различают понятия «перед» - «после» – 0 баллов.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила определить уровни сформированности фонематического анализа у дошкольников экспериментальной группы с ФФНР.
Высокий уровень сформированности (I уровень) фонематического анализа не отмечается у дошкольников эксперементальной группы. Детям с высоким уровнем сформированности данного процесса доступны как простые, так и сложные формы фонематического анализа. Для них характерно правильное и четкое выполнение всех заданий предъявленных логопедом.
Средний уровень сформированности (II уровень) фонематического анализа так же не омечался у детей эксперементальной группы. У дошкольников, относящихся к данной группе фонематический анализ сформирован, однако встречаются единичные ошибки при: вычленении первого (последнего) согласного звука в слове; определении последовательности, количества звуков в слове, определении места звука в слове по отношению к другим звукам (сложные формы фонематического анализа.
Низкий уровень
Очень низкий уровень сформированности (IV уровень) фонематического анализа показали шесть испытуемых экспериментальной группы, их средний балл от 1,1 до 1,7. Эти процессы у детей не сформированы, им не доступны даже простые формы фонематического анализа, которые при нормальном онтогенезе формируются спонтанно - это выделение заданного звука на фоне слова; выделение начального ударного гласного из слова.
В процентном соотношении результаты исследования могут быть представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
Проведенное исследование состояния
фонематического анализа у
- у детей с ФФНР фонематические
процессы, а именно фонематический
анализ и синтез сформированы
гораздо хуже, чем у их ровесников
с нормальным речевым
- большие затруднения
у детей экспериментальной
- дошкольникам с ФФНР
особенно трудно дается
- основная сложность
Вывод: таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической логопедической работы с указанным контингентом детей.
Вывод по II главе
В процессе проведенного эксперимента выяснилось, что работа по развитию фонематического анализа у дошкольников с ФФНР имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при организации коррекционно-логопедической помощи.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что фонематический анализ это сложная мыслительная операция, которая у детей с ФФНР появляется лишь в процессе специального обучения. Специально организованная система работы позволит сформировать звуковой анализ у данного контингента детей к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы.
Заключение
Данное исследование посвящено проблеме изучения состояния фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Анализ литературных данных, касающихся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, показал, что у дошкольников с ФФНР своевременно не формируются и отстают от возрастной нормы как простые, так и сложные формы фонематического анализа. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, В.К. Орфинская и др. Проведенный теоретический анализ позволил апробировать методику исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на основе методических рекомендаций изложенных в трудах Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева.