Коррекция речи детей с ффнр

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко - слоговой наполняемости слов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения фонематической системы у детей дошкольного возраста с речевой патологией………………..6

1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе…………………………..6

1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи….……………………………..10

Вывод по I главе………………………………………………………………....14

Глава 2. Методика исследования состояния фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста…..……………………………………..15

2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у старших дошкольников …………………………………………………………………...15

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
фонематического анализа у дошкольников с ФФНР…………………….……21

Вывод по II главе………………………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………. ….………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

основная курс 4.docx

— 76.18 Кб (Скачать)

    

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения фонематической   системы у детей дошкольного возраста с речевой патологией………………..6

 

1.1. Развитие фонематической  системы в онтогенезе…………………………..6

 

1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи….……………………………..10

 

Вывод по I главе………………………………………………………………....14

 

Глава 2. Методика исследования состояния фонематического анализа  у детей старшего дошкольного возраста…..……………………………………..15

 

2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у старших дошкольников …………………………………………………………………...15

 

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

фонематического анализа  у дошкольников с ФФНР…………………….……21

 

Вывод по II главе………………………………………………………………...25

 

Заключение……………………………………………………………………….28

 

Список литературы………. ….………………………………………………….30

 

Приложение ……………………………………………………………………...33  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение 

 

Речь не является врожденной способностью, а развивается в  процессе онтогенеза (индивидуального  развития организма от момента его  зарождения до конца жизни) параллельно  с физическим и умственным развитием  ребенка и служит показателем  его общего развития.

Полноценное гармоничное  развитие ребенка невозможно без  воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно  оформленной с точки зрения подбора  слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной  в плане звукопроизношения и  звуко - слоговой наполняемости слов.

Среди разнообразных речевых  расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение  процессов формирования произносительной системы родного языка у детей  с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.

Так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является актуальной.

Проблемой исследования является совершенствование методов диагностики фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение особенностей фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи.

Объектом исследования является формирования навыков фонематического анализа и коррекция звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является особенности фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи.

В качестве гипотезы  предполагается, что специально организованная система работы по коррекции звукового анализа детей  старшего дошкольного возраста позволит сформировать произносительную сторону речи   у данного контингента к моменту поступления в школу.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой  определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и  обобщить литературные данные, освещающие проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений фонематического анализа у детей с речевой патологией.

2. Апробировать методику исследования фонематического анализа у детей дошкольного возраста с ФФНР.

3. Проанализировать полученные  в результате эксперимента данные.

4. Составить предположительные  рекомендации по коррекции   нарушения произносительной стороны  речи.

  Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения, констатирующий эксперимент, анализ (количественный и качественный) результатов исследования.   

Теоретико-методологической основой исследования являются работы В.К. Орфинской, Р.Е. Левиной и других авторов о значении фонематических процессов в усвоении звуковой стороны речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ. 

 

1.1. Развитие фонематической  системы в онтогенезе. 

 

Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками. Фонемный период начинается с одного года и продолжается до семи лет. Фонематическая система включает фонематический слух, фонематическое восприятие, простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.

Функции фонематической системы  определила и раскрыла В.К. Орфинская  в 1960 году [18].

1. Смыслоразличительная  функция (изменение одной фонемы  или одного смыслоразличительного  признака приводит к изменению  смысла);

2. Слухопроизносительная  дифференциация фонем (фонематическое  восприятие: каждая фонема отличается  от всякой другой фонемы акустически  и артикуляционно);

3. Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие  его фонемы.

Фонематическая сторона  речи обеспечивается работой речеслухового  анализатора. Периферический отдел  его располагается в кортиевом  органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых  звуков.

Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично ее анализируя - определяя  направление и отдаленность источника  звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (8 пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний  мозг, медиальное коленчатое тело и  слуховое сияние).

Центральным отделом речеслухового  анализатора является височный отдел  доминантного по речи полушария (у правшей - левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности  его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.

В онтогенезе развитие и  становление фонематической стороны  речи происходит постепенно.

Фонематический слух у  ребенка начинает формироваться  очень рано. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Ж. Ж. Руссо  писал, что дети слышат разговор с  самого рождения, что с ними разговаривают  раньше, чем они могут понимать сказанное и, тем более, отвечать на голоса. Поэтому нельзя быть уверенным, что эти звуки воспринимаются их ухом также отчетливо, как нашим [18].

Для развития речи ребенка  очень важным является его полноценный  слух. Орган речи у маленьких детей  еще инертный, и лишь мало - помалу старается подражать окружающим звукам. Поэтому целесообразно, чтобы первые членораздельные звуки, которые ребенок слышит, были лёгкими и ясными.

В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже  у новорожденного ребенка. Первая реакция  на звук проявляется у малыша расширением  зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Через две недели можно  уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.

К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить  мелодичной песней (колыбельной). Полезно маленького ребенка забавлять песнями и веселыми и разнообразными звуками. И в то же время недопустимо, чтобы ребенка оглушали «множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего кроме интонации».

В конце второго месяца малыш определяет направление звучания, начинает поворачивать голову в сторону  говорящего или следить за ним  глазами.

В возрасте от 3 до 6 месяцев  основную семантическую нагрузку несет  интонация. В это время у ребенка  развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания: на ласковую – малыш оживляется, на резкую – плачет.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию  губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного  навыка артикулирования [22].

С 6 месяцев ребенок путем  подражания произносит отдельные фонемы, слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.). В дальнейшем путем подражания малыш перенимает постепенно все элементы звучащей речи: тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.

В последующие месяцы первого  года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок  начинает более тонко различать  звуки окружающего мира, голоса людей  и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте слово воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Входящие же в его состав звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. Если в конце первого года ребенок  улавливает в речи главным образом  интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно  дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов [22].

Нормально развивающийся  ребенок уже к 2 годам способен различать все тонкости родной речи, понимать, и реагировать на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска). Так формируется  фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий  различать и узнавать фонемы родного  языка. От 3 до 7 лет у ребенка все  более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.

К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала  гласные и согласные звуки, потом  мягкие и твердые согласные и, наконец - сонорные, шипящие и свистящие  звуки [22].

К 4 годам в норме ребенок  должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это  способность различать фонемы и  определять звуковой состав слова. К  этому же времени у ребенка  заканчивается формирование правильного  звукопроизношения.

Формирование правильного  произношения зависит от способности  ребенка к анализу и синтезу  речевых звуков, т.е. от определенного  уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем  данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и  кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую  роль играют первичные формы аналитико-синтетической  деятельности, благодаря которым  ребенок обобщает признаки   одних   фонем и отличает их от других  [22].

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и  кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. Недостаточность  анализа сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического  слуха достаточно для повседневного  общения, то его недостаточно для  овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И, Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М, Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического  слуха, при которых дети могли  бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова [22].

Д. Б. Эльконин назвал эти  специальные действия по анализу  звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением  грамоте эти действия формируются  в процессе специального обучения, при котором детей обучают  средствам звукового анализа [22].

Фонематический анализ –  это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Вывод: таким образом, фонематический анализ может быть элементарным и сложным. По данным В.К. Орфинской, элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Информация о работе Коррекция речи детей с ффнр