Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:12, курсовая работа
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко - слоговой наполняемости слов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения фонематической системы у детей дошкольного возраста с речевой патологией………………..6
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе…………………………..6
1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи….……………………………..10
Вывод по I главе………………………………………………………………....14
Глава 2. Методика исследования состояния фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста…..……………………………………..15
2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у старших дошкольников …………………………………………………………………...15
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
фонематического анализа у дошкольников с ФФНР…………………….……21
Вывод по II главе………………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………. ….………………………………………………….30
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения фонематической системы у детей дошкольного возраста с речевой патологией………………..6
1.1. Развитие фонематической
системы в онтогенезе…………………………
1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи….……………………………..10
Вывод по I главе……………………………………………………………….
Глава 2. Методика исследования
состояния фонематического
2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у старших дошкольников …………………………………………………………………...15
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
фонематического анализа у дошкольников с ФФНР…………………….……21
Вывод по II главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы………. ….………………………………………………….30
Приложение ……………………………………………………………………...
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко - слоговой наполняемости слов.
Среди разнообразных речевых
расстройств в детском возрасте
часто встречается фонетико-
Так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является актуальной.
Проблемой исследования является совершенствование методов диагностики фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение особенностей фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи.
Объектом исследования является формирования навыков фонематического анализа и коррекция звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является особенности фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи.
В качестве гипотезы предполагается, что специально организованная система работы по коррекции звукового анализа детей старшего дошкольного возраста позволит сформировать произносительную сторону речи у данного контингента к моменту поступления в школу.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, освещающие проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений фонематического анализа у детей с речевой патологией.
2. Апробировать методику исследования фонематического анализа у детей дошкольного возраста с ФФНР.
3. Проанализировать полученные
в результате эксперимента
4. Составить предположительные
рекомендации по коррекции
нарушения произносительной
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения, констатирующий эксперимент, анализ (количественный и качественный) результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы В.К. Орфинской, Р.Е. Левиной и других авторов о значении фонематических процессов в усвоении звуковой стороны речи.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.
1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе.
Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками. Фонемный период начинается с одного года и продолжается до семи лет. Фонематическая система включает фонематический слух, фонематическое восприятие, простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.
Функции фонематической системы определила и раскрыла В.К. Орфинская в 1960 году [18].
1. Смыслоразличительная
функция (изменение одной
2. Слухопроизносительная
дифференциация фонем (
3. Фонематический анализ,
т.е. разложение слова на
Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.
Проводниковый отдел передает
информацию к коре головного мозга,
частично ее анализируя - определяя
направление и отдаленность источника
звука. Данная функция обеспечивается
большим количеством
Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей - левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.
В онтогенезе развитие и становление фонематической стороны речи происходит постепенно.
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Ж. Ж. Руссо писал, что дети слышат разговор с самого рождения, что с ними разговаривают раньше, чем они могут понимать сказанное и, тем более, отвечать на голоса. Поэтому нельзя быть уверенным, что эти звуки воспринимаются их ухом также отчетливо, как нашим [18].
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Орган речи у маленьких детей еще инертный, и лишь мало - помалу старается подражать окружающим звукам. Поэтому целесообразно, чтобы первые членораздельные звуки, которые ребенок слышит, были лёгкими и ясными.
В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Первая реакция на звук проявляется у малыша расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.
К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Полезно маленького ребенка забавлять песнями и веселыми и разнообразными звуками. И в то же время недопустимо, чтобы ребенка оглушали «множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего кроме интонации».
В конце второго месяца малыш определяет направление звучания, начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами.
В возрасте от 3 до 6 месяцев
основную семантическую нагрузку несет
интонация. В это время у ребенка
развивается способность
В период появления лепета
ребенок повторяет видимую
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.). В дальнейшем путем подражания малыш перенимает постепенно все элементы звучащей речи: тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.
В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте слово воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Входящие же в его состав звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов [22].
Нормально развивающийся ребенок уже к 2 годам способен различать все тонкости родной речи, понимать, и реагировать на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска). Так формируется фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.
К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые согласные и, наконец - сонорные, шипящие и свистящие звуки [22].
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Формирование правильного
произношения зависит от способности
ребенка к анализу и синтезу
речевых звуков, т.е. от определенного
уровня развития фонематического слуха,
обеспечивающего восприятие фонем
данного языка. Фонематическое восприятие
звуков речи происходит в ходе взаимодействия
поступающих в кору слуховых и
кинестетических раздражений. Постепенно
эти раздражения
Фонематическое восприятие
звуков речи происходит в ходе взаимодействия
поступающих в кору слуховых и
кинестетических раздражений. Постепенно
эти раздражения
Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа [22].
Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Вывод: таким образом, фонематический анализ может быть элементарным и сложным. По данным В.К. Орфинской, элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.