Коррекция речи детей с ффнр

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко - слоговой наполняемости слов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения фонематической системы у детей дошкольного возраста с речевой патологией………………..6

1.1. Развитие фонематической системы в онтогенезе…………………………..6

1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи….……………………………..10

Вывод по I главе………………………………………………………………....14

Глава 2. Методика исследования состояния фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста…..……………………………………..15

2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у старших дошкольников …………………………………………………………………...15

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
фонематического анализа у дошкольников с ФФНР…………………….……21

Вывод по II главе………………………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………. ….………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

основная курс 4.docx

— 76.18 Кб (Скачать)

 

 

 

1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи. 

 

 

Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем - фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

К этой категории относятся  дети с нормальным слухом и интеллектом.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие [18].

Состояние фонематического  развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным [31].

Вторичное недоразвитие фонематического  восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении  фонематического восприятия предпосылки  к овладению звуковым анализом и  уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при  вторичном.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько  состояний: 
          1) Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития речи. 
          2) Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более  грубо. 
          3) При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок "не слышит" звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность. 
           У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. 
Так, например, ребенок может искаженно произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, Причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию. 
         У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, "сжатая" артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. 
          У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

У детей с ФФНР отмечается несформированность как простых, так и сложных форм фонематического анализа – т.е. им не доступна операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

А.Н. Гвоздев отмечает, что  «хотя ребенок замечает разницу  в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» [7].

У детей данной группы так  же оказывается не сформированным и  фонематический синтез (с шести лет) – им не доступен процесс соединения частей в целое. Например, они не могут составить слово из звуков, предъявленных в ненарушенной последовательности: м, а, к – мак.  

Вывод: таким образом, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Вывод по I главе

Проанализировав литературные данные, освещающие проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений фонематического анализа у детей с речевой патологией, необходимо отметить, что у детей с ФФНР отмечаются сложности как в овладении простыми, так и сложными формами фонематического анализа, обусловленные недоразвитием фонематического слуха, фонематического восприятия, а так же недостаточной сформированностью произносительной стороны речи. Наличие вторичных отклонений в протекании высших психических функций (объем памяти у таких детей может быть сужен по сравнению с нормой; внимание может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим; отмечаются особенности в протекании мыслительных операций), создает дополнительные затруднения в овладении звуковым анализом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ       ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 

 

2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста.  

 

Цель исследования: выявление особенностей фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Для достижения указанной  цели в исследовании детей, с диагнозом  ФФНР, были поставлены следующие задачи:

1. Проведение опытно-экспериментальной работы, по апробированию методики диагностики навыка фонематического анализа.

2. Количественный и качественный анализ результатов.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ комбинированного вида №24 п.Верхнетуломский. Было обследовано 10 дошкольников старшей группы с диагнозом ФФНР.  

Экспериментальная группа детей состояла из 5 девочек и 5 мальчиков пятилетнего возраста с ФФНР, находящихся в логопедической группе первый год. Дошкольники, участвующие в эксперименте обладали нормальным слухом и сохранным интеллектом. У детей наблюдался низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия, неподготовленность к звуковому анализу.

Анамнез детей данной группы отягощен. У детей отмечались особенности в протекании высших психических функций: неустойчивое, нестабильное внимание; объем памяти сужен по сравнению с нормой, поэтому они хуже запоминали речевой материал; скорость протекания мыслительных операций несколько замедленна.

Поведение можно охарактеризовать, как нестабильное, с частой сменой настроения; на занятиях они быстро утомлялись, начинали отвлекаться; испытывали затруднения в запоминании инструкций логопеда; отмечалась недостаточная целенаправленность при выполнении задания.

Речь детей характеризуется  неправильным звукопроизношением. У  них отмечалась недостаточная подвижность  органов артикуляционного аппарата; наблюдалась нечеткая дикция и недостаточная  выразительность речи.

Для решения основных задач  исследования был проведен  эксперимент. Методика исследования адаптирована на основе рекомендаций авторов: Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой.

Исследование  состояния фонематического анализа.

1. Исследование простых форм фонематического анализа.

Методика 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.

Материалом исследования служили флажок и слова: мышь, окно, рыба, шар, санки, рама, стол, корова, лимон, шнурок, дом, топор, луна.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку  цепочку слов и дает следующую  инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] (моторчик), подними флажок, вот так. Слушай и  будь внимательным».

Методика  2.Выделение начального ударного гласного из слова.

Материалом исследования служили слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку  слова и дает следующую инструкцию: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д.». Если ребенок затрудняется назвать  звук, логопед называет слова, утрированно  выделяя первый звук (ооосы, ОООля  и т.д.).

2. Исследование сложных форм фонематического анализа.

Методика  1. Вычленение первого согласного звука из слов.

Материалом исследования служили слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и вопросы.

Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т.д.

Методика 2. Вычленение последнего звука из слов.

Материалом исследования служили слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т.д.

Методика  3. Определение места звука в слове.

а) начало

Материалом исследования служили слова: жук, рак, сани, мост, клоун, банка.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [ж] в слове жук в начале или в конце?» и т.д.

б) конец 

Материалом исследования служили слова: нос, суп, стук, укол, камыш, барабан.

Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове нос в начале или в конце?» и т.д.

в) начало, середина, конец, определение места ударной гласной в словах

Материалом исследования служили слова: аист, мак, три, лист, иглы.

Процедура и инструкция. Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Предлагает ребенку инструкцию: «Где ты слышишь звук [а] в слове мак в начале, середине или конце?» и т.д.

- определение места согласного  звука в слове 

Материалом исследования служили слова: миска, сыр, ананас, сом, рюмка, мох.

Процедура и инструкция.  

Экспериментатор предлагает следующую инструкцию: «Где ты слышишь  звук [с] в слове миска в начале, середине или конце?» и т.д.

Критерий оценки результатов  исследования:

При обработке результатов  исследования заданий I группы и методик 1-3 II группы использовалась четырехбальная шкала.

4 балла – задание выполнено  ребенком самостоятельно, точно  с первого предъявления.

3 балла – задание выполнено  ребенком самостоятельно, но допущено 1 – 2 ошибки.

2 балла – задание выполнено  ребенком самостоятельно, но количество  ошибок возросло до 3, требовалось  интонированное выделение нужного  звука. 

1 балл – ребенок пытался  справиться с заданием, но допустил  до 5 ошибок, помощь логопеда не  помогала.

0 баллов – ребенок  с заданием не справился или  отказался выполнять. 

Методика 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.

Для этого анализа сначала  предлагаются слова из 3 звуков, потом  из 4 и 5.

Материалом исследования служили слова: суп, кот, лапа, каша, банка, тапки.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает инструкцию: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т.д.

Критерий оценки результатов  исследования методики 4 (II группы):

4 балла – задание выполнено  ребенком самостоятельно, точно  определена последовательность  звуков в слове. 

3 балла – ребенок самостоятельно  выполняет последовательный анализ  слов состоящих из 3-х – 4-х  звуков, допускает ошибки в словах  из 5-ти звуков.

2 балла – ребенок самостоятельно  выполняет последовательный анализ  слов состоящих из 3-х звуков, допускает  ошибки в словах из 4-х - 5-ти  звуков, требуются наводящие вопросы  со стороны логопеда.

1 балл – ребенок пытается  справиться с заданием, но допускает  ошибки в словах состоящих  из 3-х звуков, помощь логопеда  не помогает.

0 баллов – ребенок  с заданием не справился или  отказался выполнять. 

Методика  5. Определение количества звуков в слове – количественный анализ.

Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом  из 4 и 5.

Материалом исследования служили слова: бык, кит, ваза, луна, сумка, батон.

Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т.д.

Критерий оценки результатов  исследования методики 5 (II группы):

4 балла – задание выполнено  испытуемым самостоятельно, точно  определено количество звуков  в слове. 

3 балла – ребенок самостоятельно  выполняет количественный анализ  слов состоящих из 3-х – 4-х  звуков, в словах из 5-ти звуков  допускает ошибки.

2 балла – испытуемый  самостоятельно выполняет количественный  анализ слов состоящих из 3-х  звуков, допускает ошибки в словах  из 4-х - 5-ти звуков, требуется помощь  со стороны экспериментатора.

1 балл – ребенок пытается  справиться с заданием, но затрудняется  назвать количество звуков в  словах, состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.

Информация о работе Коррекция речи детей с ффнр