Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 23:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом, возможности коррекции двигательных нарушений у школьников при различных формах ДЦП.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные проявления ДЦП у детей.
2. Изучить специфику познавательного и эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами.
3. Установить особенности лечебно-коррекционной работы при детском церебральном параличе.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Причины возникновения детского церебрального паралича у детей
1.2. Психофизиологические особенности детей с церебральным параличом
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1.Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральным параличом
2.2.Особенности познавательной деятельности у детей с церебральным параличом
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Медицинский аспект изучения ДЦП
3.2. Особенности физического развития детей с ДЦП
3.3. Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
3.4. Развитие двигательных функций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходилку, следят за положением туловища. Больной не должен наклоняться вперёд, в сторону, подтаскивать ноги.
При
ДЦП необходимо длительное, планомерное
и последовательное лечение: в клиниках,
санаториях, курортах, интернатах. Решению
этой задачи способствует различные
формы организации занятий
С помощью разнообразных средств физического воспитания у учащихся формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая затем помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в учебные и трудовые операции. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позотонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.
О возможностях восстановительного лечения ДЦП изложено Т.Г. Шамариным и Т.И. Беловой. В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин, Белова, Шматко, Беляева).
Авторы рекомендуют проводить воспитание способности самостоятельно сидеть с 5-6 месяцев жизни ребёнка (то есть, придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).
Приведён некоторый набор упражнений:
Авторами приводится ещё ряд упражнений.
Для обучения письму большое значение имеет сгибание кисти и пальцев. Укладка в положении сидя, плечо свободно свисает вдоль туловища, предплечье согнуто под углом 900 , кисть фиксирована в сгибательной позиции, пальцы сжаты в кулак. После 2 – 3 минут укладки производят одновременное сгибание кисти и пальцев до первых признаков повышения мышечного тонуса, в общем, разгибатель пальцев.
Изучив литературу по данной проблеме, приходим к выводу, что систематические занятия ЛФК позволяют добиться хороших результатов. Дети с гемипорезами, парапарезами в неосложненной форме путём систематических упражнений дают заметные улучшения двигательных навыков.
3.4. Развитие двигательных
функций
У
детей с церебральным параличом
развитие двигательных функций нарушено,
начиная с периода
Поэтому
при проведении лечебно-коррекционной
работы необходимо избегать и предупреждать
закрепление следующих
-
в положении на спине избегать
чрезмерного напряжения мышц-
-
в этом же положении избегать
или корригировать
-
в положении на спине при
сгибании головы избегать
Важное значение имеет ранняя стимуляция развития двигательных навыков. Каждому ребёнку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания. При развитии двигательных функций важно соблюдать возрастную закономерность их развития, поэтапно тренировать все виды двигательной активности: повороты, сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги, положение на животе с последующим ползаньем. Привлекая ребенка к активному выполнению движений, следует избегать его чрезмерных усилий, что приводит обычно к резкому повышению мышечного тонуса.
На начальном этапе работы по развитию движений у детей с церебральным параличом используют серию упражнений для стимуляции подъема и удержания головы, разгибания верхней части туловища. Позже проводят упражнения для тренировки опоры на предплечья и на кисти, стимулируют ползанье на животе, проводят специальные упражнения для тренировки поворотов туловища [1, с. 13].
В
дальнейшем ребёнка обучают стоянию
на четвереньках и развивают функцию
равновесия в этом положении, стимулируют
ползанье на четвереньках, проводят специальные
упражнения по тренировке функции сидения,
развивают способность
Важное значение в физическом воспитании ребёнка с церебральным параличом имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребёнка подносить ложку ко рту.
Ребёнку
с церебральным параличом трудно
не только захватить предмет, но и
отпустить его, поэтому ребёнка
важно учить произвольному
Важное значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребёнка следует обучить правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности; умению перемещать центр тяжести на опорную ногу, равномерному распределению массы тела на обе ноги. Необходимо развить у ребёнка спорность стоп и шаговые движения в разных исходных положениях: лёжа на спине, сидя на детском стульчике, стоя.
Вначале ребёнка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия. С этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся впереди утяжелённый стул, коляску с грузом, учат ходить в брусьях и ходунках [1, с. 21].
Важное значение имеют специальные корригирующие приемы по стимуляции реакций равновесия. Специфика упражнений дифференцируется в зависимости от формы ДЦП. Возможность стояния и ходьбы у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения ног, развития контроля головы и реакций равновесия. Становление этих функций значительно затрудняется, если ребёнок не может использовать руки для поддержки [1, с. 34].
Кроме лечебной гимнастики, для подготовки ребёнка к самостоятельному передвижению широко используются различные виды массажа. Классический лечебный массаж при ДЦП способствует расслаблению напряжённых мышц и стимулирует функционирование ослабленных мышц. Используются различные приёмы массажа: поглаживания, потряхивания, точечный и вибрационный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ современных подходов к организации психокоррекционного процесса с участием детей с ДЦП позволяет сделать вывод о необходимости включения различных форм и методов. Так, наиболее полная схема психологической коррекции описана в работах Е.М. Мастюковой, а также Л.А. Даниловой.
Физическое воспитание детей с ДЦП отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с двигательными нарушениями требуют разработки особых методов и приёмов их физического воспитания.
Специально организованные занятия по физическому воспитанию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет важное значение в развитии двигательных умений и навыков.
Анализ проведенной работы показал, что:
В заключении хотелось бы также отметить, что при обучении движениям детей с церебральным параличом, решающую роль играет индивидуальный подход, учёт особенностей двигательных нарушений. Кроме специфики двигательных нарушений важен учёт психологических особенностей ребёнка. Одни дети активны и самостоятельны, другие напротив, вялы, малоподвижны.
Обобщённая система работы может включать следующие аспекты:
1. Физическая реабилитация.
2.
Обучение навыкам
3.
Развитие познавательных
4. Коррекция негативных эмоций.
5. Развитие дефицитных функций в системе диагноза.
Физическая
реабилитация детей с ДЦП должна
быть направлена на развитие телесных
ощущений, выработку координации
движений, их согласованность, развитие
умения произвольно расслаблять
скелетную и дыхательную
Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют ещё большему развитию ненаправленной раздражительности, являющейся симптомом усталости. Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-коррекционной работе. Наряду с лечебной физкультурой и массажем в большинстве случаев необходимы специальные ортопедические мероприятия (специальные укладки, этапные гипсовые повязки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния и ходьбы: рамы-каталки, утяжелённая тележка, ходунки, палочки для ходьбы и др.).
ЛИТЕРАТУРА