Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом, на уроках физкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом, возможности коррекции двигательных нарушений у школьников при различных формах ДЦП.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные проявления ДЦП у детей.
2. Изучить специфику познавательного и эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами.
3. Установить особенности лечебно-коррекционной работы при детском церебральном параличе.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Причины возникновения детского церебрального паралича у детей
1.2. Психофизиологические особенности детей с церебральным параличом
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1.Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральным параличом
2.2.Особенности познавательной деятельности у детей с церебральным параличом
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Медицинский аспект изучения ДЦП
3.2. Особенности физического развития детей с ДЦП
3.3. Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
3.4. Развитие двигательных функций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом, на уроках физкультуры.docx

— 61.27 Кб (Скачать)

      Для воспитания чувства равновесия и  координации движений больного намеренно  пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч  кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходилку, следят за положением туловища. Больной не должен наклоняться вперёд, в сторону, подтаскивать ноги.

      При ДЦП необходимо длительное, планомерное  и последовательное лечение: в клиниках,  санаториях, курортах, интернатах. Решению  этой задачи способствует различные  формы организации занятий физическими  упражнениями.

      С помощью разнообразных средств  физического воспитания у учащихся формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая  затем помогает свободно управлять  двигательными актами, входящими  в учебные и трудовые операции. Общеразвивающие  и коррегирующие упражнения систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позотонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.

      О возможностях восстановительного лечения  ДЦП изложено Т.Г. Шамариным и Т.И. Беловой. В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин, Белова, Шматко, Беляева).

     Авторы  рекомендуют проводить воспитание способности самостоятельно сидеть с 5-6 месяцев жизни ребёнка (то есть, придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).

     Приведён некоторый набор упражнений:

  • Ребёнок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперёд за счёт перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребёнок должен ладонями опереться о пол.
  • Положение "сидя". Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребёнок держится за перекладину, правой – активно или активно - пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребёнка, берет и подносит к лицу.
  • Положение "сидя". Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребёнок держится за канат, правой активно или активно - пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребёнка, берет её и подносит к лицу.

     Авторами  приводится ещё ряд упражнений.

     Для обучения письму большое значение имеет  сгибание кисти и пальцев. Укладка в положении сидя, плечо свободно свисает вдоль туловища, предплечье согнуто под углом 900 , кисть фиксирована в сгибательной позиции, пальцы сжаты в кулак. После 2 – 3 минут укладки производят одновременное сгибание кисти и пальцев до первых признаков повышения мышечного тонуса, в общем, разгибатель пальцев.

     Изучив  литературу по данной проблеме, приходим к выводу, что систематические  занятия ЛФК позволяют добиться хороших результатов. Дети с гемипорезами, парапарезами в неосложненной форме путём систематических упражнений дают заметные улучшения двигательных навыков.

 

3.4. Развитие двигательных  функций 

     У детей с церебральным параличом  развитие двигательных функций нарушено, начиная с периода новорожденности. В основе этих нарушений — запаздывание в угасании безусловных рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых  наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создаёт благоприятную почву для развития произвольных движений. Сохранение даже отдельных элементов позотонических рефлексов препятствует развитию произвольных движений [1, с. 9].

     Поэтому при проведении лечебно-коррекционной  работы необходимо избегать и предупреждать  закрепление следующих неправильных поз и положений ребёнка:

     - в положении на спине избегать  чрезмерного напряжения мышц-разгибателей  шеи, рук и ног путём проведения  специальных упражнений: согнув  голову и спину ребёнка, производить  медленные плавные покачивания,  добиваясь снижения мышечного  тонуса;

     - в этом же положении избегать  или корригировать асимметричное  положение тела при повороте  головы в сторону, предупреждая  поворот головы и глаз в  сторону разогнутых конечностей;

     - в положении на спине при  сгибании головы избегать сгибания  рук и разгибания ног.

     Важное  значение имеет ранняя стимуляция развития двигательных навыков. Каждому ребёнку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания. При развитии двигательных функций важно соблюдать возрастную закономерность их развития, поэтапно тренировать все виды двигательной активности: повороты, сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги, положение на животе с последующим ползаньем. Привлекая ребенка к активному выполнению движений, следует избегать его чрезмерных усилий, что приводит обычно к резкому повышению мышечного тонуса.

     На  начальном этапе работы по развитию движений у детей с церебральным параличом используют серию упражнений для стимуляции подъема и удержания головы, разгибания верхней части туловища. Позже проводят упражнения для тренировки опоры на предплечья и на кисти, стимулируют ползанье на животе, проводят специальные упражнения для тренировки поворотов туловища [1, с. 13].

     В дальнейшем ребёнка обучают стоянию  на четвереньках и развивают функцию  равновесия в этом положении, стимулируют  ползанье на четвереньках, проводят специальные  упражнения по тренировке функции сидения, развивают способность самостоятельно садиться, вставать на колени, затем  на ноги, развивают возможность вертикальной позы и ходьбы.

     Важное  значение в физическом воспитании ребёнка с церебральным параличом имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребёнка подносить ложку ко рту.

     Ребёнку с церебральным параличом трудно не только захватить предмет, но и  отпустить его, поэтому ребёнка  важно учить произвольному разжиманию кисти, а также перекладыванию предмета из одной руки в другую. Для развития дифференцированных движений пальцев, например для надавливания указательным пальцем, используют различные предметы и игрушки.

     Важное  значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребёнка следует обучить правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности; умению перемещать центр тяжести на опорную ногу, равномерному распределению массы тела на обе ноги. Необходимо развить у ребёнка спорность стоп и шаговые движения в разных исходных положениях: лёжа на спине, сидя на детском стульчике, стоя.

     Вначале ребёнка обучают вставанию и  ходьбе с поддержкой при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение  центра тяжести тела и сохранение равновесия. С этой целью тренируют  ходьбу с опорой на передвигающийся  впереди утяжелённый стул, коляску  с грузом, учат ходить в брусьях  и ходунках [1, с. 21].

     Важное  значение имеют специальные корригирующие приемы по стимуляции реакций равновесия. Специфика упражнений дифференцируется в зависимости от формы ДЦП. Возможность стояния и ходьбы у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения ног, развития контроля головы и реакций равновесия. Становление этих функций значительно затрудняется, если ребёнок не может использовать руки для поддержки [1, с. 34].

     Кроме лечебной гимнастики, для подготовки ребёнка к самостоятельному передвижению широко используются различные виды массажа. Классический лечебный массаж при ДЦП способствует расслаблению напряжённых мышц и стимулирует  функционирование ослабленных мышц. Используются различные приёмы массажа: поглаживания, потряхивания, точечный и вибрационный.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Анализ  современных подходов к организации  психокоррекционного процесса с участием детей с ДЦП позволяет сделать вывод о необходимости включения различных форм и методов. Так, наиболее полная схема психологической коррекции описана в работах Е.М. Мастюковой, а также Л.А. Даниловой.

     Физическое  воспитание детей с ДЦП отличается своеобразием. Оно ставит перед собой  те же цели и задачи, что физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с двигательными нарушениями требуют разработки особых методов и приёмов их физического воспитания.

      Специально  организованные занятия по физическому  воспитанию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет  важное значение в развитии двигательных умений и навыков.

     Анализ  проведенной работы показал, что:

  1. специально организованные занятия физической культуры способствуют развитию двигательных навыков, положительно влияют на личность в целом;
  2. помимо коррекции движений упражнения развивают память, внимание, интерес к занятиям;
  3. в процессе коллективных занятий у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

     В заключении хотелось бы также отметить, что при обучении движениям детей  с церебральным параличом, решающую роль играет индивидуальный подход, учёт особенностей двигательных нарушений. Кроме специфики двигательных нарушений важен учёт психологических особенностей ребёнка. Одни дети активны и самостоятельны, другие напротив, вялы,  малоподвижны.

     Обобщённая система работы может включать следующие аспекты:

     1. Физическая реабилитация.

     2. Обучение навыкам саморегуляции.

     3. Развитие познавательных качеств  и коммуникативных навыков.

     4. Коррекция негативных эмоций.

     5. Развитие дефицитных функций  в системе диагноза.

     Физическая  реабилитация детей с ДЦП должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации  движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять  скелетную и дыхательную мускулатуру.

     Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют ещё большему развитию ненаправленной раздражительности, являющейся симптомом усталости. Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-коррекционной работе. Наряду с лечебной физкультурой и массажем в большинстве случаев необходимы специальные ортопедические мероприятия (специальные укладки, этапные гипсовые повязки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния и ходьбы: рамы-каталки, утяжелённая тележка, ходунки, палочки для ходьбы и др.).

 

  ЛИТЕРАТУРА 

  
  1. Архипова  Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.
  2. Астрахан Д.Х., Полякова С.Г. Клинико-психологический анализ готовности к школьному обучению детей, страдающих церебральными параличами / Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями: сб. науч. тр. – Иркутск: ИГПУ ,1997
  3. Астрахан Д.Х. раздел 7.1. Трудности развития детей: виды, характеристика,. Коррекционные подходы: учебное пос. – Иркутск 2001
  4. Бадалян Л.О. Детская невралгия – М.: Медицина, 1984
  5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 1989
  6. Беляева Т.С. Коррекционная работа на уроках труда в начальных классах школы для детей с ДЦП // Дефектология № 6, 1988
  7. Беляева Т.С. Коррекционные упражнения, используемые во время физкультурной паузы на занятиях со школьниками больными ДЦП // Дефектология № 2, 1990
  8. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП, - М.; Медицина, 1986
  9. Гуровец Г.В. Реабилитация психомоторных нарушений на занятиях ЛФК // Дефектология № 1, 1999
  10. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997
  11. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990.
  12. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей – Сп.б.; Дельта, 1997
  13. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом – М.: Медицина, 1991

Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом, на уроках физкультуры