Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 23:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом, возможности коррекции двигательных нарушений у школьников при различных формах ДЦП.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные проявления ДЦП у детей.
2. Изучить специфику познавательного и эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами.
3. Установить особенности лечебно-коррекционной работы при детском церебральном параличе.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Причины возникновения детского церебрального паралича у детей
1.2. Психофизиологические особенности детей с церебральным параличом
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1.Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральным параличом
2.2.Особенности познавательной деятельности у детей с церебральным параличом
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Медицинский аспект изучения ДЦП
3.2. Особенности физического развития детей с ДЦП
3.3. Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
3.4. Развитие двигательных функций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентка
4 курса группы
Руководитель:
Ассистент кафедры
Физической
культуры и спорта
Пинск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА
2. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
2.1. Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральным параличом
2.2. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральным параличом
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Медицинский аспект изучения ДЦП
3.2. Особенности физического развития детей с ДЦП
3.3. Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
3.4. Развитие двигательных функций
Заключение
Список
литературы
СПИСОК
СОКРАЩЕНИЙ
ЗПР – Задержка психического развития
ДЦП – Детский церебральный паралич
МПК – медико-педагогическая комиссия
ЛФК – Лечебная физическая культура
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность избранной темы объясняется тем, что физическое воспитание является важной частью общей системы воспитания, обучения детей с церебральным параличом.
Детский
церебральный паралич (ДЦП) обозначает
группу двигательных расстройств, возникающих
при поражении двигательных систем
головного мозга и
Особого внимания требует вопрос о современных методах реабилитации детей-инвалидов неврологического профиля, которые занимают первое место среди детей-инвалидов вообще. При этом наибольший удельный вес занимают детские церебральные параличи (ДЦП). На конец 1997 г. в Беларуси было 4886 больных ДЦП, или 2,26 на 1000 детского населения. Кроме того, среди подростков (а их всего 463986) 594 страдают данной болезнью, или 1,28 случаев на 1000 подростков. В целом детей и подростков с ДЦП в Беларуси 5480, или 2,1 на 1000 населения данного возраста. В 1996 г. с ДЦП было 4791 детей, или 2,6; в 1991 г. — 1,9; в 1988 г. — 1,6 на 1000 детей. По данным 1971 г., зарегистрировано 2334 больных ДЦП, или 1,1 на 1000 детского населения. Следовательно, за последние 27 лет общее количество больных ДЦП увеличилось в 2 раза. Подобная тенденция наблюдается во всем мире, что обусловлено возрастающими возможностями реанимации и возвращения к жизни детей с тяжелыми внутриутробными и родовыми повреждениями головного мозга, которые раньше были несовместимыми с жизнью, а также с оживлением и выхаживанием маловесных младенцев с массой тела от 500 г. Можно ожидать, что в течение ближайших 10 лет больных ДЦП может стать 2,8 (максимум 3 человека) на 1000 детей [27].
В настоящее время проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах такие дети не могут реализовать свои способности, не имеют возможности стать полноправными членами общества. Поэтому особо актуальной является проблема коррекции негативных проявлений детского церебрального паралича.
Изучением проблем детей с ДЦП занимались многие российские ученые: Архипова Е.Ф. (1989), Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. (1989), Данилова Л.А. (1997), Лалаева Р.И. (1990), Мастюкова Е.М. (2005), Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. (2001) и др.
Эти учёные выявили, что при своевременном лечении и физическом воспитании учащиеся обнаруживают тенденцию к улучшению двигательных навыков.
Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом, возможности коррекции двигательных нарушений у школьников при различных формах ДЦП.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить
Объектом исследования являются проявления детского церебрального паралича.
Предмет исследования - психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом.
ГЛАВА
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Термин
детский церебральный паралич (ДЦП)
обозначает группу двигательных расстройств,
возникающих при поражении
Существует
множество возможных причин
Преждевременные
роды — это серьёзный фактор риска
развития детского церебрального паралича,
так как во время таких родов
существует высокий риск кровоизлияния
в мозг, которое может привести
к развитию церебрального паралича.
Недостаточное поступление
При
ДЦП имеет место раннее, обычно
внутриутробное повреждение или
недоразвитие мозга. Причины этих нарушений
могут быть разными: это различные
хронические заболевания
В некоторых случаях причиной ДЦП может быть акушерский травматизм, а также затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребёнка в связи с недостатком кислорода. Иногда ДЦП возникает после рождения в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжёлых ушибов головы. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.
При дифференциальном диагнозе ДЦП с различными двигательными расстройствами, прежде всего, следует учитывать данные анамнеза. В анамнезе детей, страдающих церебральным параличом, часто имеются указания на патологическое протекание беременности у матери и родовую травму с применением акушерских методов родовспоможения.
Ребёнок обычно рождается в асфиксии, часто с признаками внутричерепной травмы: оценка по шкале Апгар низкая — 2-6 баллов, при оптимальной 9-10 баллов [14, с. 26.].
Несмотря на разнообразие причин церебрального паралича, во многих случаях невозможно определить точную причину нарушения.
В
период новорожденности у детей
с ДЦП часто отмечается общее
беспокойство, тремор (дрожание ручек,
подбородка), повышение или, напротив,
резкое снижение мышечного тонуса,
иногда отмечаются увеличение размеров
головы, повышение сухожильных
Уже в первые месяцы жизни проявляется отставание психомоторного развития, которое сочетается с запаздыванием в угасании, безусловно, рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создаёт благоприятные условия для развития произвольных движений. Сохранение даже отдельных элементов этих рефлексов после 3-4 месяцев жизни является симптомом риска или признаком поражения ЦНС.
Среди рефлексов, неблагоприятно влияющих на развитие моторики, наибольшее значение имеют следующие.
Лабиринтный тонический рефлекс, который проявляется при изменении положения головы ребёнка в пространстве. Так, в положении на спине при выраженности этого рефлекса нарастает тонус мышц-разгибателей. Это определяет характерную позу ребёнка на спине: голова запрокинута назад, бедра приведены, повёрнуты внутрь, при тяжёлых формах ДЦП — перекрещены; руки разогнуты в локтевых суставах, ладони повёрнуты вниз, пальцы сжаты в кулаки.
При выраженности лабиринтного тонического рефлекса в положении на спине ребёнок не поднимает голову или делает это с большим трудом. Он не может вытянуть руки вперёд и взять предмет, подтянуться и сесть, поднести руку или ложку ко рту. Это препятствует развитию навыков сидения, стояния, ходьбы, самообслуживания, произвольного захвата предмета под контролем зрения [18, с. 31].
В положении ребёнка на животе влияние этого рефлекса проявляется в повышении тонуса мышц-сгибателей, что определяет характерную позу: голова и спина сгибаются, плечи вытягиваются вперёд и вниз, руки согнуты под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят. Такая вынужденная поза тормозит развитие произвольных движений: лёжа на животе, ребёнок не может поднять голову, повернуть её в сторону, вытянуть руки для опоры, встать на колени, принять вертикальное положение, повернуться с живота на спину.
Отставание моторного развития и нарушения произвольных движений составляют структуру ведущего дефекта и связаны с поражением двигательных зон и приводящих путей головного мозга.
В зависимости от тяжести поражения может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. При этом страдают, в первую очередь, наиболее тонкие дифференцированные движения: поворот ладоней и предплечий вверх (супинация), дифференцированные движения пальцев рук. Ограничение произвольных движений при ДЦП всегда сочетается со снижением мышечной силы [18, с. 42].
Ограниченность или невозможность произвольных движений задерживает развитие статических и локомоторных функций.
У детей с церебральным параличом нарушена возрастная последовательность формирования двигательных навыков. Моторное развитие у детей с церебральным параличом не просто задержано в темпе, а качественно нарушено на каждом возрастном этапе. Имеется несколько форм детского церебрального паралича в зависимости от повреждения определённых систем мозга.
1.2. Психофизиологические
особенности детей с
церебральным параличом
У детей с детским церебральным параличом уже с младенчества отмечаются сосудистые и вегето - сосудистые нарушения. У них могут наблюдаться снижение аппетита, нарушения в работе кишечника, постоянная жажда; может повышаться температура без видимых соматических заболеваний, повышенная потливость, бледность конечностей и др.
У большинства детей наблюдаются нарушения сна. Он бывает поверхностным, прерывистым, ребёнку трудно заснуть, во сне они могут испытывать страхи.
С первых дней жизни у детей с ДЦП отмечаются определённые трудности при сосании, глотании; срыгивания и рвоты у них отмечаются гораздо чаще, чем у здоровых детей. Все это приводит к тому, что ребёнок истощается физически больше, чем его здоровые сверстники и значительно отстаёт от них в физическом развитии.