Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом, на уроках физкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом, возможности коррекции двигательных нарушений у школьников при различных формах ДЦП.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные проявления ДЦП у детей.
2. Изучить специфику познавательного и эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами.
3. Установить особенности лечебно-коррекционной работы при детском церебральном параличе.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Причины возникновения детского церебрального паралича у детей
1.2. Психофизиологические особенности детей с церебральным параличом
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1.Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральным параличом
2.2.Особенности познавательной деятельности у детей с церебральным параличом
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Медицинский аспект изучения ДЦП
3.2. Особенности физического развития детей с ДЦП
3.3. Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
3.4. Развитие двигательных функций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом, на уроках физкультуры.docx

— 61.27 Кб (Скачать)

     Особенности мышления у детей с церебральным параличом наиболее четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, т. е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.

     У детей с церебральным параличом  обычно отмечаются не только малый  запас знаний и представлений  за счёт бедности их практического  опыта, но и специфические трудности  переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности.

     Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой  мыслительных процессов. Наиболее часто  наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонёрству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью церебрастенического синдрома.

     Во  всех случаях наблюдается взаимосвязь  нарушений мышления и речевой деятельности.

     По  состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную  категорию: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у  некоторых имеет место олигофрения  [1, с. 32].

     Для детей с церебральным параличом  также характерны нарушения формирования высших корковых функций. Наиболее часто  отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и  писать.

     Недостаточность высших корковых функций может проявляться  также в задержке формирования пространственных и временных представлений, фонематического  анализа и синтеза, стереогноза (узнавание предметов на ощупь).

     При нарушениях интеллекта особенности  развития личности сочетаются с низким познавательным интересом, недостаточной  критичностью.

     Особенности психического развития детей с церебральным параличом во взаимокомплексе со спецификой речевых расстройств  должны учитываться при подготовке их к обучению. Для развития речи и мышления детей с церебральным параличом важное значение имеет расширение их кругозора, обогащение их жизненного опыта. Работа по развитию речи проводится поэтапно в тесной взаимосвязи с развитием моторики и коррекцией двигательных нарушений. 

 

ГЛАВА 3.  КОРРЕКЦИЯ  ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ  У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ  ДЕТСКОМ  ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

    1. Медицинский аспект изучения ДЦП
 

     ДЦП (детский церебральный паралич) –  заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесённого  в перинатальный период.

     Двигательные  расстройства проявляются в недостатке или отсутствии контроля со стороны  нервной системы за функциями  мышц.

     Факторами, предрасполагающими к появлению  церебрального паралича, являются ранние, обычно внутриутробные повреждения или недоразвитие головного мозга. Причиной могут послужить различные хронические заболевания матери, перенесённые ею инфекционные и вирусные инфекции во время беременности, интоксикация, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, ушибы во время беременности. Так же большое влияние оказывает недоношенность или переношенность плода. В отдельных случаях причиной ДЦП может быть акушерский травматизм, затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шеи плода, что ведёт к гипоксии плода. Асфиксии могут возникнуть у доношенных детей. Иногда церебральный паралич возникает после рождения в возрасте до года в результате различных инфекций, осложняющихся энцефалитами, после тяжёлых травм головного мозга. Уже первые авторы, давшие классическое описание клиники церебрального паралича указывали на роль неблагоприятной наследственности в их развитии. Сюда относятся: психическая отягощённость родителей, их алкоголизм, различные тяжелые заболевания нервной системы, голодание (Фрейд, 1983).

     Немаловажную  роль в развитии заболевания играет возраст матери, а также фактор первобеременности – статистика показывает, что церебральными параличами чаще заболевают первенцы и дети, родившиеся от матери моложе 20 – 23 л. и старше 30 лет (С.А. Аскушина, В.И. Константинов).

     ДЦП – не наследственное заболевание однако, следует помнить, что при ряде наследственных заболеваний может иметь место синдром ДЦП (Л.Т. Журба, М.Н. Тимошина, 1978 г.).

     Формы церебрального паралича

     Предложено  более двадцати классификаций ДЦП. Они основываются на этнологических признаках, характере клинических  проявлений. Классификация Д.С. Футера (1958 г. из Семеновой), базируется не только на клинических, но и морфологических  признаках. Он выделяет пять форм:

  1. Спастическая диплегия.

    Тетрапарез, при котором парез ног более глубок, чем парез рук. Парез верхних конечностей или же одной из них может быть настолько легок, что выявляется лишь при тщательном обследовании. Часто наблюдается различные формы дизартрий, ЗПР, олигофрения (болезнь Литля).

  1. Двойная гемиплегия.

    Имеет место тетрапарез, причём степень нарушения функций верхних и нижних конечностей одинакова тяжела или же преобладает паралич верхних конечностей при этой форме наблюдается: патологическая активность, псевдобульбарная дизартрия, задержка речевого развития, олигофрения.

  1. Гиперкинетическая форма.

    Гиперкинезы различаются по характеру. Наиболее часто наблюдается двойной атетоз, хореический гиперкинез. При гиперкинетической форме наиболее тяжело поражаются подкорковые узлы. В анализе билирубиновая энцефалопатия. Обычно обучаются в массовых или вспомогательных школах, хотя имеют нарушения ряда гностических функций и речевые расстройства, чаще в форме гиперкинетической дизартрии.

  1. Мозжечковая или атонически-астатическая.

    Так как сложно на основании только клинического обследования достаточно обоснованно  разграничить поражения мозжечка или  лобных долей мозга (Бехтерев, 1923, Ирнер 1962). При этой форме наблюдается задержка развития интеллекта или отклонения в его развитии – "Лобная психика".

  1. Гемипаретическая форма

    Парезы  одной стороны тела. Как правило, тяжелы парезы верхних конечностей. У детей с гемипарезами наблюдаются речевые нарушения, ЗПР, олигофрения.

 

3.2. Особенности физического  развития детей  с ДЦП 

     В работе Е.М. Мастюковой, о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.

      Второй  тип отражает наличие примитивных  форм двигательной активности, не характерных  для данного возраста ребёнка  и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6 – 7 месяцев жизни, шагательный  рефлекс после 4 –6 недель жизни.

      В школьном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперёд, с опущенными разогнутыми руками.

      При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперёд на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повёрнутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.

      Данный  вопрос освещён в методическом пособии  под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.

      У данной категории детей (с ДЦП) может  быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение  координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего  недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Поэтому  привитие навыков личной гигиены  также должно решаться и на уроках физической культуры. Автор указывает  на то, что эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в физкультурной  паузе.

      В начале школьного обучения у детей  при удержании карандаша, руки наблюдается  вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение  малая подвижность.

      Кроме выше перечисленных нарушений дети испытывают трудности при овладении  письмом. Прежде всего, это связано  с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счёт слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений. Также учащиеся держат ручку неправильно, часто в кулаке, письмо выполняется за счёт движений кисти, а иногда и всей руки. Пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку.

      Неравномерность письма особенно выражена у учащихся с гиперкинезом, так как насильственные движения мешают работе пальцев в  момент письма.

      Дефекты моторики рук обнаруживаются в процессе формирования трудовых и бытовых  навыков. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут  его раскатать, разделить на части. Несформированность функций дифференциация захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность  соразмерить мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению трудовых операций. 

      Особенности двигательных нарушений у учащихся с церебральным параличом проявляется  на уроках физической культуры. Выполнение упражнений на уроках физической культуры затруднено за счет того, что учащиеся не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.

      У учащихся с ДЦП отмечаются трудности  при упражнении с различными предметами: затруднён захват и удержание  предметов различной формы. Нередко  при выполнении упражнений у детей  появляется нарушение дыхания: оно  становится поверхностным, аритмичным.

 

3.3. Возможности коррекции  двигательных нарушений  при ДЦП 

     После обследования ребёнка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно  с методистами ЛФК, учителями, воспитателями, логопедами. Такая комплексная работа помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями  работы по коррекции двигательных нарушений  являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и  подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение  двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени.

      Воспитание  двигательных навыков у детей  с ДЦП целесообразно проводить  в ходе интересных и понятных для  них игр.

      Важной  задачей является обучение ребёнка  самостоятельному приёму пищи, различные  действия во время одевания, развитию движений руки.  Об этом подробно изложено у Шматко.

      Как указывает К.А. Семенова, в своей  работе, задачей ЛФК при лечении  больного ДЦП является воспитание необходимого двигательного стереотипа. Целью  таких упражнений является коррекция  вертикальной позы, обучение ходьбы в  новых условиях.

Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом, на уроках физкультуры