Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 23:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом, возможности коррекции двигательных нарушений у школьников при различных формах ДЦП.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные проявления ДЦП у детей.
2. Изучить специфику познавательного и эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами.
3. Установить особенности лечебно-коррекционной работы при детском церебральном параличе.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Причины возникновения детского церебрального паралича у детей
1.2. Психофизиологические особенности детей с церебральным параличом
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1.Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральным параличом
2.2.Особенности познавательной деятельности у детей с церебральным параличом
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Медицинский аспект изучения ДЦП
3.2. Особенности физического развития детей с ДЦП
3.3. Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
3.4. Развитие двигательных функций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Часто
детям присущи различные
С первых дней и месяцев жизни у ребёнка с детским церебральным параличом нарушается коммуникативно-познавательное поведение, которое имеет важное значение для гармоничного развития ребёнка. Из-за врождённых нарушений в двигательной сфере больной ребёнок не может повернуть голову произвольно, перевести свой взгляд с одного предмета на другой, приблизиться и схватить интересующий его предмет и т.д. В силу имеющихся нарушений у ребёнка так же нарушены голосовые реакции, они невыразительны интонационно. Все это приводит к определённым трудностям при формировании начальных коммуникативных реакций и целенаправленного поведения ребёнка.
Как известно, при ДЦП поражению подвергаются проводящие двигательные пути головного мозга и двигательные пути. В связи с этим у ребенка нарушено или задержано формирование всех видов двигательных функций. Таким детям очень трудно научиться держать голову; они позже, чем здоровые дети, учатся сидеть, стоять, ходить и манипулировать с предметами. В зависимости от того, как нарушен интеллект ребёнка, какая форма ДЦП наблюдается, происходит развитие двигательных функций: у кого-то раньше, у кого-то позже.
Чтобы происходило развитие произвольных движений, умений и навыков, необходима согласованная работа определённых групп мышц, которую регулирует и контролирует центральная нервная система.
Если у ребёнка, больного детским церебральным параличом, закрепляется неправильная схема движений, у него формируются неправильные позы и положения тела, рук и ног. Они могут быть следующими:
♦ голова ребёнка поднята и отброшена назад, спина находится в разогнутом состоянии, руки и ноги также разогнуты и напряжены. В этой позе ребёнку трудно развивать стояние прямо, ходьбу, осуществлять манипуляции с предметами;
♦ голова ребёнка повёрнута вправо, правая рука и правая нога разогнуты, а левая рука и левая нога согнуты; второй вариант этой же позы: голова ребёнка повёрнута влево, левые рука и нога разогнуты, а правые конечности при этом согнуты; при данной патологической позе выявляется такое нарушение, когда ребёнок не может согнуть именно ту руку, к которой в данный момент обращено его лицо, т.е. он не имеет возможности рассмотреть предметы, находящиеся у него в руках. При этом у него не развивается одна из важнейших координаций — зрительно-моторная координация, или совместная деятельность руки и глаза, необходимая в будущем при обучении ребёнка;
♦ голова ребёнка опущена на грудь, а ноги и руки при этом согнуты. Эта поза мешает развитию у ребёнка манипулятивных действий, ходьбы и прямо стояния.
Все
описанные выше позы в той или
иной степени затрудняют развитие у
таких детей навыков
Иногда двигательные нарушения выражены не сильно, и влияние их на произвольные движения появляется позже, при формировании у детей более сложных функций. Но многими авторами отмечается, что всегда при детском церебральном параличе видна зависимость нарушений движений в верхних и нижних конечностях от того, какое положение занимает голова ребёнка.
Некоторые
дети имеют достаточный объем
движений, у них немного нарушен
мышечный тонус, но при этом отмечаются
апраксии — нарушения, при которых
отсутствует умение выполнять целенаправленные
движения и действия. Таким детям
трудно даётся овладение навыками самообслуживания;
им трудно одеваться, застёгивать пуговицы,
убирать свою кровать; в играх
им доставляет трудности складывать
кубики, рисовать и так далее. Все
эти практические действия вырабатываются
в процессе развития и опыта; если
ребёнок не получает помощи, могут
развиваться вторичные
Детям с церебральным параличом свойственны не только невозможность тех или иных движений, но и слабость в ощущении этих движений, из-за этого у ребёнка формируются неправильные представлении о нужных движениях и с большим трудом может формироваться ориентация во времени и пространстве. Из-за этих слабых ощущений ребёнок не может на ощупь узнать предмет. Все это усиливает и ещё больше затрудняет развитие целенаправленных действий и в свою очередь имеет неблагоприятное воздействие на общее психическое развитие ребёнка.
Согласованность в движениях глаза и руки имеет важное значение для развития познавательной деятельности, развития практических навыков и навыков самообслуживания. У здорового ребёнка эти движения вырабатываются постепенно и в достаточном объёме для выполнения любого целенаправленного движения.
Так
как у детей с детским
ГЛАВА
2. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1.Особенности
эмоционально-личностного
развития детей
с церебральным
параличом
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.
Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребёнка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются, и возникает угроза формирования патологического характера.
Специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе могут способствовать своеобразному формированию личности [11, с. 26].
Наиболее
часто наблюдается
При воспитании ребёнка с церебральным параличом важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.
У ребёнка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребёнка волю и уверенность в своих силах [10, с. 47].
2.2.Особенности
Кроме
двигательных и речевых нарушений,
структура дефекта при
Большая
роль в отклонениях психического
развития детей с церебральным параличом
принадлежит двигательным, речевым
и сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные
нарушения, недоразвитие и задержка
формирования важнейших двигательных
функций (удержание головы, сидение
и т. п.) способствуют ограничению
полей зрения, что, в свою очередь,
обедняет процесс восприятия окружающего,
приводит к недостаточности
Двигательные
нарушения ограничивают предметно-практическую
деятельность. Последнее обуславливает
недостаточное развитие предметного
восприятия. Двигательная недостаточность
затрудняет манипуляцию с предметами,
их восприятие на ощупь. Сочетание этих
нарушений с недоразвитием
Отклонения
в психическом развитии у детей
с церебральным параличом в большой
степени обусловлены
Двигательные нарушения и ограниченность практического опыта могут быть одной из причин недостаточности высших корковых функций и, в первую очередь, несформированности пространственных представлений. Большую роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с церебральным параличом играют и речевые расстройства.
Особенности психических отклонений в большой мере зависят от локализации мозгового поражения.
Нарушения
умственной работоспособности у
детей с церебральными
Иногда при этом наблюдаются более стойкие дистимические изменения настроения (пониженный фон настроения с оттенком недовольства). Дети с церебральным параличом стойко психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению [10, с. 23].
Синдром
раздражительной слабости обычно сочетается
у этих детей с повышенной чувствительностью
к различным внешним
В
результате может произойти недоразвитие
мотивационной основы психической
деятельности. В этих случаях более
чётко проявляется
Астеноадинамический синдром по большей части отмечается у детей со спастической диплегией (поражение нижних и верхних конечностей, с отчётливым преобладанием поражения ног), а также при атонически-астатической форме церебрального паралича (на фоне низкого мышечного тонуса отмечаются отчётливые нарушения координации и равновесия).
При гиперкинетической форме, когда у ребёнка в первую очередь наблюдаются непроизвольные движения — гиперкинезы, часто наблюдается астеногипердинамический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительностью и суетливостью.
Церебрастенические синдромы наиболее отчётливо начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте, когда с ребёнком начинаются систематические педагогические занятия. Резко проявляется недостаточность внимания, памяти и других корковых функций. Кроме того, более чёткими становятся специфические особенности мыслительной деятельности.
Нарушения мыслительной деятельности проявляются в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искажённое понимание значения отдельных слов. Это связано, в первую очередь, с ограниченным практическим опытом ребёнка. Можно предполагать, что обобщающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта, общей стратегии познания.