Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом, на уроках физкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом, возможности коррекции двигательных нарушений у школьников при различных формах ДЦП.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные проявления ДЦП у детей.
2. Изучить специфику познавательного и эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами.
3. Установить особенности лечебно-коррекционной работы при детском церебральном параличе.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Причины возникновения детского церебрального паралича у детей
1.2. Психофизиологические особенности детей с церебральным параличом
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1.Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральным параличом
2.2.Особенности познавательной деятельности у детей с церебральным параличом
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Медицинский аспект изучения ДЦП
3.2. Особенности физического развития детей с ДЦП
3.3. Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
3.4. Развитие двигательных функций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом, на уроках физкультуры.docx

— 61.27 Кб (Скачать)

     Часто детям присущи различные страхи. Они могут возникать при различных  прикосновениях, изменении положения  тела или привычной окружающей обстановки на незнакомую. Дополнительно эти дети могут бояться высоты, темноты, закрытых пространств и новых необычных предметов. При страхах меняется общее соматическое состояние ребёнка: у него учащается пульс, повышается тонус мышц, увеличивается потливость, нарушается дыхание, может подниматься температура тела, усиливаются гиперкинезы.

     С первых дней и месяцев жизни у  ребёнка с детским церебральным параличом нарушается коммуникативно-познавательное поведение, которое имеет важное значение для гармоничного развития ребёнка. Из-за врождённых нарушений в двигательной сфере больной ребёнок не может повернуть голову произвольно, перевести свой взгляд с одного предмета на другой, приблизиться и схватить интересующий его предмет и т.д. В силу имеющихся нарушений у ребёнка так же нарушены голосовые реакции, они невыразительны интонационно. Все это приводит к определённым трудностям при формировании начальных коммуникативных реакций и целенаправленного поведения ребёнка.

     Как известно, при ДЦП поражению подвергаются проводящие двигательные пути головного  мозга и двигательные пути. В связи  с этим у ребенка нарушено или задержано формирование всех видов двигательных функций. Таким детям очень трудно научиться держать голову; они позже, чем здоровые дети, учатся сидеть, стоять, ходить и манипулировать с предметами. В зависимости от того, как нарушен интеллект ребёнка, какая форма ДЦП наблюдается, происходит развитие двигательных функций: у кого-то раньше, у кого-то позже.

     Чтобы происходило развитие произвольных движений, умений и навыков, необходима согласованная работа определённых групп мышц, которую регулирует и контролирует центральная нервная система.

     Если  у ребёнка, больного детским церебральным параличом, закрепляется неправильная схема движений, у него формируются  неправильные позы и положения тела, рук и ног. Они могут быть следующими:

♦ голова ребёнка поднята и отброшена  назад, спина находится в разогнутом состоянии, руки и ноги также разогнуты  и напряжены. В этой позе ребёнку  трудно развивать стояние прямо, ходьбу, осуществлять манипуляции с  предметами;

♦ голова ребёнка повёрнута вправо, правая рука и правая нога разогнуты, а левая  рука и левая нога согнуты; второй вариант этой же позы: голова ребёнка  повёрнута влево, левые рука и  нога разогнуты, а правые конечности при этом согнуты; при данной патологической позе выявляется такое нарушение, когда  ребёнок не может согнуть именно ту руку, к которой в данный момент обращено его лицо, т.е. он не имеет  возможности рассмотреть предметы, находящиеся у него в руках. При этом у него не развивается одна из важнейших координаций — зрительно-моторная координация, или совместная деятельность руки и глаза, необходимая в будущем при обучении ребёнка;

♦ голова ребёнка опущена на грудь, а ноги и руки при этом согнуты. Эта поза мешает развитию у ребёнка манипулятивных действий, ходьбы и прямо стояния.

     Все описанные выше позы в той или  иной степени затрудняют развитие у  таких детей навыков самообслуживания и двигательных функций.

     Иногда  двигательные нарушения выражены не сильно, и влияние их на произвольные движения появляется позже, при формировании у детей более сложных функций. Но многими авторами отмечается, что  всегда при детском церебральном параличе видна зависимость нарушений  движений в верхних и нижних конечностях  от того, какое положение занимает голова ребёнка.

     Некоторые дети имеют достаточный объем  движений, у них немного нарушен  мышечный тонус, но при этом отмечаются апраксии — нарушения, при которых  отсутствует умение выполнять целенаправленные движения и действия. Таким детям  трудно даётся овладение навыками самообслуживания; им трудно одеваться, застёгивать пуговицы, убирать свою кровать; в играх  им доставляет трудности складывать кубики, рисовать и так далее. Все  эти практические действия вырабатываются в процессе развития и опыта; если ребёнок не получает помощи, могут  развиваться вторичные нарушения.

     Детям с церебральным параличом свойственны не только невозможность тех или иных движений, но и слабость в ощущении этих движений, из-за этого у ребёнка формируются неправильные представлении о нужных движениях и с большим трудом может формироваться ориентация во времени и пространстве. Из-за этих слабых ощущений ребёнок не может на ощупь узнать предмет. Все это усиливает и ещё больше затрудняет развитие целенаправленных действий и в свою очередь имеет неблагоприятное воздействие на общее психическое развитие ребёнка.

     Согласованность в движениях глаза и руки имеет  важное значение для развития познавательной деятельности, развития практических навыков и навыков самообслуживания. У здорового ребёнка эти движения вырабатываются постепенно и в достаточном объёме для выполнения любого целенаправленного движения.

     Так как у детей с детским церебральным параличом поражена двигательная сфера, мышцы глаза, то совместные согласованные  движения между зрительным анализатором и верхними конечностями развиты  недостаточно. Из-за этого нарушения  ребёнок не имеет возможности  следить глазами за движениями своей  руки. Это в свою очередь препятствует выработке у таких детей различных  навыков самообслуживания; детям  трудно заниматься рисованием, конструированием, лепкой. В дальнейшем дети испытывают определённые трудности при чтении и письме.

 

      

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С  ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 

2.1.Особенности  эмоционально-личностного  развития детей  с церебральным  параличом 

     Для детей с церебральным параличом  характерны разнообразные эмоциональные  и речевые расстройства. Эмоциональные  расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным  раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций.

     Повышенная  эмоциональная возбудимость может  сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта  возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.

     Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями  поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребёнка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются, и возникает угроза формирования патологического характера.

     Специфические нарушения деятельности и общения  при детском церебральном параличе могут способствовать своеобразному  формированию личности [11, с. 26].

     Наиболее  часто наблюдается диспропорциональный  вариант развития личности. Это проявляется  в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием  уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности  в бытовых и практических вопросах жизни. Причём с возрастом эта  диссоциация обычно увеличивается. У ребёнка легко формируются  иждивенческие установки, неспособность  и нежелание к самостоятельной  практической деятельности; так, ребёнок  даже с сохранной ручной деятельностью  долго не осваивает навыки самообслуживания.

     При воспитании ребёнка с церебральным параличом важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.

     У ребёнка с церебральным параличом  часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребёнка волю и уверенность в своих силах [10, с. 47].

 

2.2.Особенности познавательной  деятельности у  детей с церебральным  параличом 

     Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические  отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как  с первичным поражением мозга, так  и с задержкой его постнатального созревания.

     Большая роль в отклонениях психического развития детей с церебральным параличом  принадлежит двигательным, речевым  и сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные  нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций (удержание головы, сидение  и т. п.) способствуют ограничению  полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного  внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов [26, с. 48].

     Двигательные  нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Последнее обуславливает  недостаточное развитие предметного  восприятия. Двигательная недостаточность  затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности.

     Отклонения  в психическом развитии у детей  с церебральным параличом в большой  степени обусловлены недостаточностью практической деятельности и социального  опыта, коммуникативных связей с  окружающими и невозможностью полноценной  игровой деятельности.

     Двигательные  нарушения и ограниченность практического  опыта могут быть одной из причин недостаточности высших корковых функций  и, в первую очередь, несформированности пространственных представлений. Большую роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с церебральным параличом играют и речевые расстройства.

     Особенности психических отклонений в большой  мере зависят от локализации мозгового  поражения.

     Нарушения умственной работоспособности у  детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной  слабости. Этот синдром включает два  основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических  процессов, утомляемость, с другой - чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность.

     Иногда  при этом наблюдаются более стойкие  дистимические изменения настроения (пониженный фон настроения с оттенком недовольства). Дети с церебральным параличом стойко психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению [10, с. 23].

     Синдром раздражительной слабости обычно сочетается у этих детей с повышенной чувствительностью  к различным внешним раздражителям (громким звукам, яркому свету, различным  прикосновениям и т. п.) Определённая роль в утяжелении указанных нарушений  принадлежит социальным факторам, в  частности воспитанию по типу гиперопеки.

     В результате может произойти недоразвитие мотивационной основы психической  деятельности. В этих случаях более  чётко проявляется астеноадинамический  синдром. Дети с этим синдромом вялые, заторможённые. Они малоактивны  при выполнении любых видов деятельности, с трудом начинают выполнять задания, двигаться, говорить. Их мыслительные процессы крайне замедленны [5, с. 104].

     Астеноадинамический синдром по большей части отмечается у детей со спастической диплегией (поражение нижних и верхних конечностей, с отчётливым преобладанием поражения ног), а также при атонически-астатической форме церебрального паралича (на фоне низкого мышечного тонуса отмечаются отчётливые нарушения координации и равновесия).

     При гиперкинетической форме, когда у ребёнка в первую очередь наблюдаются непроизвольные движения — гиперкинезы, часто наблюдается астеногипердинамический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительностью и суетливостью.

     Церебрастенические синдромы наиболее отчётливо начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте, когда с ребёнком начинаются систематические педагогические занятия. Резко проявляется недостаточность внимания, памяти и других корковых функций. Кроме того, более чёткими становятся специфические особенности мыслительной деятельности.

     Нарушения мыслительной деятельности проявляются  в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искажённое понимание значения отдельных слов. Это связано, в первую очередь, с ограниченным практическим опытом ребёнка. Можно предполагать, что обобщающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта, общей стратегии познания.

Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом, на уроках физкультуры