Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:08, статья
Люди порой откусывают больше, чем могут прожевать. Но любой чего-то стоящий начальник всегда предпочтет иметь дело с людьми, которые замахиваются на лишнее, чем с теми, которые стараются сделать поменьше.
Ли Якокка, американский предприниматель, "живая легенда" американского менеджмента
Карьерный рост молодого специалиста – взгляд руководителя
Автор статьи: Игорь Владимирович Бондаренко,
основатель компании «Прогрессивный менеджмент»
Люди порой откусывают больше, чем могут прожевать. Но любой чего-то стоящий начальник всегда предпочтет иметь дело с людьми, которые замахиваются на лишнее, чем с теми, которые стараются сделать поменьше.
Ли Якокка, американский предприниматель, "живая легенда" американского менеджмента
Эта статья обращена к молодым специалистам и менеджерам, имеющим черту в характере, которую психологи называют «мотивацией достижений». Такими людьми движет внутренняя потребность добиваться успехов в карьере, в жизни, покорять всё новые и новые вершины в профессиональном и личностном росте. Но довольно часто происходит так, что такие молодые специалисты становятся сотрудниками компаний, в которых чувствуют себя чужеродным объектом.
Преддверием написания этой статьи стал мой отклик на статью молодого специалиста, размещённую на одном из управленческих порталов. Как и многие молодые работники, он не может самостоятельно разобраться в причинах несправедливой, по его мнению, оценке руководством его деятельности, считает, что повышают в должности менее достойных кандидатов и увеличивают заработную плату менее эффективным работникам. Он интересовался мнением руководителей - директоров и топ-менеджеров по некоторым вопросам оценки деятельности подчинённых и в частности рядового персонала. Эта проблема была актуальна для меня, когда я начинал свою трудовую жизнь, актуальна сегодня и, наверное, она такая же вечная, как проблема отцов и детей.
Каким бы временами мрачным и недружелюбным не казался окружающий мир, не стоит подвергаться унынию и безысходности. Неудачное начало карьеры не должно быть поводом к обобщениям, что «все компании такие-то», «все руководители такие-то», «любой руководитель хочет ...». Компании разные и это даёт надежду на то, что каждый хороший молодой специалист при определённом старании может найти себе подходящую компанию. Руководители тоже разные и это даёт надежду на то, что каждый хороший молодой специалист найдёт хорошего руководителя, который будет помогать ему в карьерном росте. Но в одном я уверен, что вы никогда не найдёте идеальную компанию и идеального руководителя – такого явления не существует. Все мы, и руководители, и подчинённые обладаем своими человеческими достоинствами и недостатками, различным мировоззрением и мировосприятием, имеем различный жизненный опыт, не говоря уже о том, что мы являемся носителями женской или мужской сущности. Это с одной стороны делает управление людьми очень сложной задачей и даже искусством, которым удаётся овладеть немногим, но с другой стороны людям талантливым, имеющим способности к менеджменту, это даёт возможность проявить себя и сделать успешную карьеру.
Рекомендации руководителя молодому специалисту по организации карьерного роста
1. Первым и самым важным объектом вашего внимания должны быть вы сами. Ваш профессиональный уровень является фундаментом в карьерном продвижении. Под профессиональным уровнем я подразумеваю вашу способность показывать результаты своей деятельности на том уровне, который ожидает от вас компания, а ещё лучше – сверх этого уровня. Многие считают, что для продвижения в карьере важнее иметь другие качества, не связанные напрямую с профессиональной деятельностью, такие как техники манипулирования информацией, приемы манипулирования людьми, владение навыками самопрезентации, формирования имиджа и тому подобное.
Вам тоже нужно уметь пользоваться этими инструментами рекламы, презентации и управленческой борьбы для защиты своих интересов. Но самое главное ваше оружие, способное нейтрализовать «обходные манёвры» ваших конкурентов – это способность дать нужный производственный результат в нужное время. И лучший шанс для того чтобы проявить себя во всей красе предоставляется в кризисные моменты развития организации. Под кризисными моментами я подразумеваю не только ситуации, вызванные воздействием неблагоприятных факторов, но и кризисы управления, которые неминуемо возникают при быстром росте организации. В такие моменты руководитель компании ищет опоры в лице тех, кто может своевременно и качественно выполнить важную для компании задачу. Подставьте своё плечо, дайте руководителю точку опоры и ваш профессиональный рейтинг в организации может стремительно вырасти. Это ваш «звёздный час» - дайте руководителю результат и не забудьте позаботиться о том, чтобы ваши результаты не утонули в «общем котле» и не были присвоены «паразитирующими элементами».
Не оставайтесь в тени, заявляйте о своём желании показать, на что вы способны, принимайте на себя ответственность. Мой жизненный опыт позволил мне сделать вывод о том, что только те люди добиваются успеха, которых проблемы и препятствия не останавливают, а делают упорнее и настойчивее. Кто упорно ищет ответы на сложные вопросы, тот рано или поздно их находит. Как говорил Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Не ждите, пока, кто-то вас заметит, так можно прождать целую вечность. Заявляйте о себе, ищите и просите для себя работу, в которой вы проявите свои лучшие качества, опыт и способности. Успеха в карьере и бизнесе добиваются не самые умные и способные, а целеустремлённые и расторопные. Но для этого требуется мужество взять на себя ответственность за будущие результаты и умение рассчитать свои силы. Даже если у вас не всё получится, или вы потерпите полный провал, то в любом случае получите ценный опыт. Чем больше деловой активности вы будете проявлять, тем больше будете набираться опыта. И очень многое будет зависеть от вашей способности адекватно анализировать и интерпретировать полученный опыт, а для этого нужно постоянно работать над своим кругозором и повышать уровень знаний. Те, кто умеют быстро приобретать и «усваивать» полученный опыт, развиваются намного быстрее, чем инертные, осторожные, избегающие ответственности, стремящиеся к покою и стабильности люди. Две нижеприведённые цитаты подкрепляют мою точку зрения:
Победы учат наивных, а поражения - мудрых; успехи дают единицы уроков, а неудачи - тысячи. Учитесь на уроках побежденных.
Джефф О'Лири, бывший военный, полковник ВВС США, в настоящее время - лектор, писатель, аналитик.
Многие люди мечтают об успехе. Я считаю, что успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех - это только 1 процент вашей работы, а остальные 99 процентов - это неудачи.
Соичиро Хонда, японский инженер и предприниматель, основатель компании Honda Motor.
Также не ждите немедленных и быстрых наград, растите профессионально, повышайте свой авторитет, работайте над имиджем, будьте на виду и на слуху у руководства. Карьерный рост происходит скачкообразно. Скачок происходит в момент, когда созрела определённая ситуация, на которую вы практически никак не могли повлиять и к этому моменту вы должны быть готовы.
2. Нужно выбрать «ВАШУ» компанию – это второе очень важное условие успешного карьерного роста. «Вашей» будет та компания, в которой существует наиболее благоприятная почва для взращивания ваших способностей и наиболее благоприятная среда для реализации ваших возможностей. Первое, на что нужно обратить внимание, на порядки, правила, законы, нормы поведения, традиции компании в которой вы работаете. Специалисты по человеческим ресурсам называют это корпоративной или организационной культурой. Особенно для вас важно, как в компании относятся к проявлению инициативы, принятию на себя ответственности, как относятся к ошибкам работников.
Если в компании наказывают непричастных и награждают не виновных, и корпоративная культура не приветствует инициативных и результативных работников, вам стоит задуматься. Любые ваши попытки изменить культуру организации, внедрить «справедливые» на ваш взгляд правила и традиции приведут только к разочарованию. Это под силу руководителям уровня собственника или генерального директора, да и то далеко не всегда. Так что не надрывайтесь, пытаясь осилить вам не подсильное, берегите здоровье и силы для более продуктивной деятельности.
Не зацикливайтесь на карьерном росте в рамках одной компании. Если вы действительно хороший специалист, умеете себя «преподнести» и будете активны в поиске, то всегда найдёте себе применение в обмен на достойное вознаграждение. Сознательным волевым усилием преодолевайте свой страх остаться без работы и без средств к существованию. А лучше всего иметь страховой фонд – некую сумму денег, которая позволила бы вам в течение 3-6 месяцев целенаправленно, без спешки искать новое место работы. Это важный психологический фактор как при переговорах об условиях увольнения на предыдущем месте работы, так и при переговорах при устройстве на новое место работы.
3. Налаживайте сбалансированные отношения с непосредственным руководителем. Хорошо если вашим непосредственным начальником будет грамотный руководитель, уверенный в своих силах профессионал. С таким человеком вам легко будет сработаться, он ценит профессионализм и результативность, а ваши мелкие недостатки он постарается нивелировать и не акцентировать на этом внимания. У вас будет происходить взаимный обмен знаниями и навыками, но он вам может дать гораздо больше, поэтому будьте ему благодарны за это и не забывайте выражать признательность. Помогайте ему в достижении результатов подразделения, а также в карьерном росте и будете продвигаться вместе с ним, или он поможет вам в продвижении.
Но не всегда судьба награждает руководителем, заинтересованным в развитии и продвижении подчинённых. В этом случае вам нужно установить баланс силы. У вашего руководителя есть сила должностной власти. У вас есть сила, которая исходит из вашего профессионализма и результативности. Но ваша сила начнёт действовать только тогда, когда ваша результативность станет известна на более высоких эшелонах управления, когда вы завоюете авторитет, и с вашим мнением начнут считаться руководители более высокого уровня.
Например, в управляемых мною компаниях был ряд сотрудников, профессиональная деятельность которых находилась под контролем высшего руководства. Такие сотрудники признавались особо ценными для компании и составляли «золотой фонд». Вопросы их увольнения или перемещения в должности не могли быть решены только желанием непосредственного руководителя. Непосредственные руководители об этом иногда знали, иногда догадывались, но сам работник об этом не знал и не должен был знать, для его же собственного блага, чтобы не заболел «звёздной болезнью».
Если чувствуете, что ваш непосредственный руководитель, не питает к вам симпатии и хочет от вас избавиться, то тщательно отслеживайте все моменты, в которых он может вас «подставить». Для этого есть один надёжный способ, требующий самодисциплины и самоконтроля – не подставляйтесь. Не давайте формальных поводов к тому, чтобы можно было раздуть из мухи слона. Например, факт двухкратного опоздания на работу в течение месяца можно раздуть в злостное и систематическое нарушение трудовой дисциплины. Постарайтесь, чтобы непосредственные приказы по выполнению определённых задач и поручений вы получали в письменном виде или в присутствии свидетелей, которые потом это подтвердят. Многие руководители грешат тем, что при наступлении негативного для компании результата отказываются от своего приказа и перекладывают всю вину на подчинённого, будто бы он действовал по своей инициативе. Будьте бдительны и постоянно контролируйте баланс сил.
4. Не позволяйте никому присваивать свои достижения и результаты. Постоянно прилагайте усилия к тому, чтобы ваш результат был выделен из «общего котла». Как это сделать я не скажу, в этом деле нужно проявлять изобретательность, отталкиваясь от конкретной ситуации. Любая организация не застрахована от того что в ней могут завестись «паразиты». Это люди, которые сами не могут показывать хороших результатов, зато бог их наградил другими талантами. Они умеют ловко манипулировать информацией, быть любезными с нужными людьми, создавать видимость бурной деятельности. Задайте себе вопрос – почему такие люди зачастую продвигаются по карьерной лестнице быстрее, чем многие результативные трудяги. Да потому, что трудяги позволяют им это делать. Трудяга перегружен работой и ему некогда заниматься интригами и из-за этого возникает паразитическое разделение труда – одним работа, другим награды и почести. Я думаю, вас такое разделение труда не устраивает.
Поэтому нравится вам это или нет, но если вы хотите достичь успехов в карьере, вы должны владеть приёмами управленческой борьбы.
5. Постарайтесь разобраться в своих способностях, желаниях и жизненных целях. Часто люди стремятся к тому, что на самом деле оказывается ложной целью. Например, если в организации практикуется профессиональный подход к управлению, то при выдвижении на руководящую должность кандидат оценивается, прежде всего, с точки зрения его способности осуществлять руководство вверенными ему людьми и процессами. Это лидерские качества, так называемая эмоциональная компетентность, способность быть требовательным, но справедливым к подчинённым, способность удерживать баланс между интересами компании и руководимого коллектива, способность быть гибким, хорошо ориентироваться в политических «течениях» и умело лавировать, не «разбиваясь о рифы». Были случаи в моей управленческой практике, когда хорошего специалиста в своей области назначали на руководящую должность, а он через некоторое время просил руководство избавить его от этой «привилегии». Взгляд «снизу» и «сверху» создают различные картины происходящего. То, что «снизу» кажется «сладким», после перемещения «наверх» оказывается совершенно другого вкуса, например, «горько-сладким», «кисло-сладким», а у некоторых такой вкус вызывает тошноту.
6. Тщательно рассматривайте «обратную сторону медали», чтобы сделать осознанный выбор в карьерном росте. Когда я проводил собеседование с кандидатами-специалистами, которых предполагалось продвинуть на руководящую должность, например, начальника отдела, то я в первую очередь обращал их внимание на ответственность, которую они будут нести после назначения. Разговор был примерно таким: «Кто хочет взять на себя ответственность за...» А далее перечислялось - что с этого руководителя будут требовать, за что он будет нести ответственность и не в общем, а с конкретными примерами, какие обязанности он должен выполнять, какие конкретные последствия для него будут иметь конкретные ошибки и промахи в управлении. После этого собеседования кандидаты выходили озадаченными, так как повышение в должности у человека ассоциируется, прежде всего, с положительными сторонами, такими как улучшение материального положения, повышение социального статуса и тому подобное. А здесь им пришлось разглядеть «обратную сторону медали», которая показалась совсем непривлекательной.
Информация о работе Карьерный рост молодого специалиста – взгляд руководителя