Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ исследования – изучить понятие и составляющие педагогического общения как творческого процесса.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Рассмотреть стили педагогического общения.

2. Изучить уровни педагогического общения и их последствия.

3. Дать характеристику этапам педагогического общения.

4. Рассмотреть приемы техники речи и общения.

5. Проанализировать основные коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению.

6. Определить профессиональные педагогические качества, необходимые для общения

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения, технология общения……………………………………………………..………………...5

1.1. Стили педагогического общения………………………………..............5

1.2. Уровни и этапы педагогического общения …………………….............9

1.3. Технология общения и речи …...……………………………………….15

Глава 2 Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения………………………………………………………………………..22

2.1. Коммуникативные педагогические приемы,

способствующие успешному общению……………………….....................22

2.2. Профессиональные качества, необходимые для педагога……………25

2.3 Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения……………………………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………....31

Список литературы…………………………………………………………...32

Приложение 1…………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая ппо.docx

— 64.79 Кб (Скачать)

Обработка и интерпретация результатов  теста 

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов  в соответствии с приведенным  ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

 

Ключ  к тесту 

Модели  общения № вопросов
Да "+" Нет "-"
Диктаторская "Монблан" 4, 6, 11, 15, 17, 23 1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24
Неконтактная "Китайская стена" 9, 11, 13, 14, 15 1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21.
Дифференцированное  внимание "Локатор " 10, 14, 18, 20, 21 2, 4, 6, 13, 15, 17, 23
Гипорефлексивная "Тетерев" 9, 11, 15, 17, 23, 24 8, 12, 16, 19, 20, 21, 22
Гиперрефлексивная "Гамлет»  3,12,14,18,19,20,22,25 2, 5, 6, 11, 13, 23
Негибкого реагирования "Робот" 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 7, 8, 9, 11, 16, 21, 24
Авторитарная "Я сам(а)" 5, 10, 14, 15, 18, 24 2, 8, 16, 21
Активного взаимодействия «Союз» 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23.
 

Интерпретация результатов теста

Модель  дикторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

Модель  неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница з том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.

Модель  дифференцированного внимания ("Локатор") основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание.

Следствие: нарушается целостность акта взаимо действия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Модель  гипорефлексивная ("Тетерев") заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.

Модель  гиперрефлексивная ("Гамлет") противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.

Модель  негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.

Модель  авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.

Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель  активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Секреты успешного общения

Технические приемы эффективного слушания.

1. Выявите  свои привычки слушания, слабые  и сильные стороны, характер  допускаемых ошибок. Не слишком  ли быстро вы судите о людях?  Часто ли вы перебиваете собеседника?  Какие помехи общения характерны  для ваших ответов? Какие из  них наиболее часто повторяются?  Знание своих привычек — это  первый шаг к их совершенствованию.

2. Не  уходите от ответственности за  общение. Она обоюдна, поскольку  в общении участвуют двое, причем  в роли слушающего они выступают  попеременно. Умейте указать собеседнику,  что вы действительно слушаете  и понимаете его. Этого можно  добиться уточняющими вопросами,  активными эмоциями. Как может  собеседник узнать, что вы его  понимаете, если вы сами не  скажите ему об этом?

3. Будьте  внимательны. Умейте поддерживать  с собеседником визуальный контакт,  но без назойливости во взгляде  (что подчас принимается за  враждебность). Следите, чтобы ваши  позы и жесты говорили о  том, что вы слушаете собеседника.  Помните, что партнер хочет  обращаться с внимательным, живым  собеседником.

4. Умейте  сосредотачиваться на том, что  говорит собеседник. Это требует  сознательных усилий, поскольку  сосредоточенное внимание удерживается  недолго (менее одной минуты). Старайтесь до минимума свести  ситуационные помехи (телевизор,  телефон).

5. Старайтесь  понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните,  что люди передают свои мысли  и чувства «закодированными»,  в соответствии с принятыми  социальными нормами.

6. Умейте  быть наблюдательным. Следите за  неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение  приходится большая часть общения.  Следить надо за выражением  лица собеседника, как он смотрит  на вас, как поддерживает контакт,  как сидит или стоит, как  ведет себя во время разговора.  Соответствуют ли неречевые сигналы  собеседника его речи или противоречат  ей?

7. Придерживайтесь  одобрительной реакции но отношению  к собеседнику. Ваше одобрение  помогает ему точнее выразить  свои мысли. Любая отрицательная  реакция с вашей стороны вызовет  у говорящего защитную реакцию,  чувство неуверенности, настороженность.

8. Прислушивайтесь  к самому себе. Ваша озабоченность  и эмоциональное возбуждение  мешают слушать партнера. Если  его речь и поведение затрагивают  ваши чувства, постарайтесь выразить  их, это прояснит ситуацию. Вам  станет легче слушать собеседника.

9. Помните,  что часто цель собеседника  — получить от вас что-либо  реальное или изменить ваше  мнение, или заставить вас сделать  что-либо. В этом случае действие  — лучший ответ собеседнику.

Информация о работе Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения