Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ исследования – изучить понятие и составляющие педагогического общения как творческого процесса.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Рассмотреть стили педагогического общения.

2. Изучить уровни педагогического общения и их последствия.

3. Дать характеристику этапам педагогического общения.

4. Рассмотреть приемы техники речи и общения.

5. Проанализировать основные коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению.

6. Определить профессиональные педагогические качества, необходимые для общения

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения, технология общения……………………………………………………..………………...5

1.1. Стили педагогического общения………………………………..............5

1.2. Уровни и этапы педагогического общения …………………….............9

1.3. Технология общения и речи …...……………………………………….15

Глава 2 Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения………………………………………………………………………..22

2.1. Коммуникативные педагогические приемы,

способствующие успешному общению……………………….....................22

2.2. Профессиональные качества, необходимые для педагога……………25

2.3 Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения……………………………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………....31

Список литературы…………………………………………………………...32

Приложение 1…………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая ппо.docx

— 64.79 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения, технология общения……………………………………………………..………………...5

1.1. Стили педагогического  общения………………………………..............5

1.2. Уровни и этапы педагогического общения …………………….............9

1.3. Технология общения и речи …...……………………………………….15

Глава 2 Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения………………………………………………………………………..22

2.1. Коммуникативные  педагогические приемы,

способствующие  успешному общению……………………….....................22

2.2. Профессиональные качества, необходимые для педагога……………25

2.3 Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения……………………………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………....31

Список литературы…………………………………………………………...32

Приложение 1…………………………………………………………………33

Приложение 2…………………………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Педагогическое  общение –  это профессиональное общение преподавателя с учащимися  на уроке и вне его, имеющее  определенные педагогические функции  и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и  отношений между педагогом и  учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Воспитание по своей сути - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания  по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ  или обращение к партнеру.

Слово учителя  приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал  ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Доверительное  общение помогает учителю усилить  воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы  в его поведении.

Для успешного  воспитания и образования преподаватель  должен обладать множеством качеств  и владеть определенными навыками и приемами, уметь применять их в соответствии с ситуацией. В  этом и заключается творчество педагогического  общения.

ОБЪЕКТ исследования – педагогическое общение

ПРЕДМЕТ исследования – педагогическое общение как  творческий процесс.

ЦЕЛЬ исследования – изучить понятие и составляющие педагогического общения как  творческого процесса.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Рассмотреть  стили педагогического общения.

2. Изучить уровни  педагогического общения и их  последствия.

3. Дать характеристику  этапам педагогического общения.

4. Рассмотреть  приемы техники речи и общения.

5. Проанализировать основные коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению.

6. Определить профессиональные педагогические качества, необходимые для общения

Методы решения  поставленных задач: анализ литературы по теме исследования, исследование профессиональных педагогических приемов, необходимых  для успешного общения с аудиторией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Стили, уровни и этапы  педагогического  общения, техника  общения и речи 

1.1. Стили педагогического  общения

Педагогическое  общение - совокупность средств и  методов, обеспечивающих реализацию целей  и задач воспитания, обучения и  определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

      Показатель эффективности любой деятельности - успешное достижение цели при наиболее рациональном использовании сил и средств. Главным критерием продуктивности педагогической деятельности является формирование у обучаемых потребности и способности движения к вершинам в избранной ими цели. Основные регуляторы такого движения -6-образ результата, формируемый у обучаемых, и образ результата, сформированный педагогом.

      Достижение положительного результата  взаимодействия связано с накоплением  и правильным обобщением информации  друг о друге, зависит от  уровня развития коммуникативных  умений педагога, его способности  к эмпатии и рефлексии, к  наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению  учитывать репрезентативную систему  собеседника, от умения слушать,  понимать ученика, воздействовать  на него посредством убеждения,  внушения, эмоционального заражения,  изменения стилей и позиций  общения, от умения преодолевать  манипуляции и конфликты.[1; с 15]

      Здоровый ребёнок любопытен и  любознателен. Он жаждет знаний  об окружающем его мире. Физическая  и психологическая активность  ребёнка находится в тесном  взаимодействии: бодрый, здоровый ребёнок  активен психически, уставший, замученный  уже ничем не интересуется.

      Физическая активность: его тонус,  потребность в неутомимом движении, ловкость есть показатель здоровья  и потенциальных возможностей  развития его психики. Психическая  активность – потребность нормального  развивающегося ребёнка в познании  окружающей жизни: природы, человеческих  отношений; потребность ребёнка  в познании самого себя.

      Какой бы предмет ни преподавал  учитель, он передаёт ученику,  прежде всего убеждения в силе  человеческого разума, могучую тягу  к познанию, любовь к истине  и установку на самоотверженный   общественно полезный труд. Когда  же учитель способен заодно  продемонстрировать учащимся высокую  и отточенную культуру межличностных  отношений, справедливость в сочетании  с безупречным тактом, энтузиазм  в соединении с благородной  скромностью, - тогда, невольно подражая  такому педагогу, младшее поколение  формируется духовно гармоничным,  способным к человечному разрешению  столь нередких в жизни межличностных  конфликтов.

      Для учителя, осуществляющего  управление учебной деятельностью  ученика, важно не только чётко  осознавать и дифференцировать  типы коммуникативных действий, направляющих учебную деятельность, но и определять, какими из  этих действий могут быть решены  педагогические коммуникативные  задачи.

      Педагогическая техника позволяет  учителю выбрать правильный тон  в общении с учащимися и  их родителями. Тон, стиль отношений  с детьми правильный выбор  дикции, мимика, жестикуляция – всё  это включается в понятие педагогической  техники.

      Учитель обязан постоянно проверять  своё педагогическое общение  тем, насколько подвластно ему  решение профессиональных задач,  искать лучшие пути к детскому  уму и сердцу.

      Учитель на уроке имеет возможность  воздействия на класс и каждого  ребёнка в отдельности через  те приняты нормы, которые предписаны  традициями и правилами школы.  Обычно учитель стоит напротив  класса, а все дети должны сидеть  и внимать учителю, когда он  объясняет. Учитель ходит, между  рядами и контролирует работу  каждого, когда дети пишут,  рисуют. Учитель занят на уроке  выполнением рабочего плана обучения  детей. При всём единообразии  внешней стороны работы учителя  в классе можно выделить ряд  типичных стилей воздействия  на учеников.[1;с 16]

Можно выделить шесть основных стилей руководства  преподавателем учащихся:

- автократический  (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет  единоличное управление коллективом  студентов, не позволяя им высказывать  свои взгляды и критические  замечания, педагог последовательно  предъявляет к учащимся требования  и осуществляет жесткий контроль  за их исполнением; 

- авторитарный (властный) стиль руководства допускает  возможность для студентов участвовать  в обсуждении вопросов учебной  или коллективной жизни, но  решение в конечном счете принимает  преподаватель в соответствии  со своими установками; 

- демократический  стиль предполагает внимание  и учет преподавателем мнений  студентов, он стремится понять  их, убедить, а не приказывать,  ведет диалогическое общение  на равных;

- игнорирующий  стиль характеризуется тем, что  преподаватель стремится как  можно меньше вмешиваться в  жизнедеятельность студентов, практически  устраняется от руководства ими,  ограничиваясь формальным выполнением  обязанностей передачи учебной  и административной информации;

- попустительский,  конформный стиль проявляется  в том случае, когда преподаватель  устраняется от руководства группой  студентов либо идет на поводу  их желаний; 

- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель  в зависимости от внешних обстоятельств  и собственного эмоционального  состояния осуществляет любой  из названных стилей руководства,  что ведет к дезорганизации  и ситуативности системы взаимоотношений  преподавателя со студентами, к  появлению конфликтных ситуаций.[6; с 235]

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие  стили педагогического общения:

1. Общение на  основе высоких профессиональных  установок педагога, его отношения  к педагогической деятельности  в целом. О таких говорят:  «За ним ученики буквально  по пятам ходят!» Причем в  высшей школе интерес в общении  стимулируется еще и общими  профессиональными интересами, особенно  на профилирующих кафедрах.

2. Общение на  основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность  общим делом. Педагог выполняет роль  наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция  относится к самым распространенным  типам педагогического общения.  В этом случае во взаимоотношениях  постоянно прослеживается дистанция  во всех сферах (в обучении  со ссылкой на авторитет и  профессионализм, в воспитании  со ссылкой на жизненный опыт  и возраст). Такой стиль формирует  отношения учитель - ученики. Но  это не означает, что ученики  должны воспринимать учителя  как сверстника.

4. Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность  прибегающего к ней преподавателя.

5. Общение-заигрывание,  характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое  общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет [2; 10].

Чаще всего  в педагогической практике наблюдается  сочетание стилей в той или  иной пропорции, когда доминирует один из них.

Из числа разработанных  в последние годы за рубежом классификаций  стилей педагогического общения  интересной представляется типология  профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель I - «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны  индивидуализм, несистематичность  в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - «Руководитель  групповой дискуссии». Главным в  учебно-воспитательном процессе считает  достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Информация о работе Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения