Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ исследования – изучить понятие и составляющие педагогического общения как творческого процесса.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Рассмотреть стили педагогического общения.

2. Изучить уровни педагогического общения и их последствия.

3. Дать характеристику этапам педагогического общения.

4. Рассмотреть приемы техники речи и общения.

5. Проанализировать основные коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению.

6. Определить профессиональные педагогические качества, необходимые для общения

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения, технология общения……………………………………………………..………………...5

1.1. Стили педагогического общения………………………………..............5

1.2. Уровни и этапы педагогического общения …………………….............9

1.3. Технология общения и речи …...……………………………………….15

Глава 2 Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения………………………………………………………………………..22

2.1. Коммуникативные педагогические приемы,

способствующие успешному общению……………………….....................22

2.2. Профессиональные качества, необходимые для педагога……………25

2.3 Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения……………………………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………....31

Список литературы…………………………………………………………...32

Приложение 1…………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая ппо.docx

— 64.79 Кб (Скачать)

Способность к спонтанности- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Это творческая способность педагога развивающаяся с опытом, позволяющая сделать более интересной и красочной образовательный процесс.

Умение  прогнозировать возможные  педагогические ситуации и последствия  своих воздействий позволит педагогу не только избежать негативных ситуаций и их последствий, но и обратить ситуацию в свою пользу. Как говорится «Предупрежден значит вооружен».

Хорошие вербальные способности позволят педагогу правильно выразить и донести свою мысль до любого уровня подготовки обучаемого.

Владение  искусством педагогических переживаний позволяет педагогу не оставаться в стороне от проблем обучаемого, что в свою очередь позволяет найти общий язык и расположить к себе объекта обучения и воспитания.

Способность к педагогической импровизации дает возможность применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек"). 

2.3 Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения

Основные трудности, которые испытывает педагог в  общении с учащимися, связаны  с неумением наладить контакт, управлять  общением учащихся на уроке, выстраивать  взаимоотношения и перестраивать  их в зависимости от специфики  педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции  ученика. Наконец, это трудности  в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения  к учебному материалу, а также  неумение управлять собственным  психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического  общения имеет значение и потому, что она обуславливает отношение  детей к учителю, которое они  часто переносят на предмет, который он преподаёт. 

Неумение общаться и решать в процессе общения разнообразные  вопросы свойственно не только детям, но и нам самим как учителям и воспитателям, и, до тех пор пока мы сами этому не научимся, вряд ли можно  рассчитывать на то, что мы сумеем обучить  этому детей.

Умение педагога общаться с детьми иногда трактуется как способность учителя правильно  излагать и разъяснять учащимся материал на занятиях, разговаривать с детьми на интересующие их темы. Это, конечно, входит в структуру педагогических коммуникативных способностей, но сами способности к соответствующим  умениям и навыкам не сводятся. Кроме перечисленного, наличие педагогических способностейк общению с детьми предполагает:

1. Способность  правильно понимать ребёнка, видеть  вещи его глазами.

2. Способность  видеть в нём равноправную  личность.

3. Готовность  критически отнестись к самому  себе и открыто признать кри-тику  в свой адрес со стороны  ученикови воспитанников.

4. Умение не  обманывать, не  хитрить, всегда  и везде говори ть только  правду.

5. Умение оказывать  на учащихся необходимое педагогическое  влияние.

6. Овладение  чувством юмора.

7. Владение словом.

Педагог также  может время от времени задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о нём:

1. Какое впечатление  я оказываю на детей?

2. Веду ли  я с ними себя достаточно  непринуждённо и рсковано?

3. Искренним  или не искренним я выгляжу  с их стороны?

4. Достаточно  ли развиты у меня умение  располагать детей к себе?

5. Могу ли  я вести разговор с детьми  на любые темы?

6. Чувствуют  ли себя дети, общаясь со мной, так же свободно, как и я?

7. Всегда ли  мне удаётся убеждать детей  или иногда приходится приказы-вать?

8. Есть ли  у меня чувство юмора?

9. Как воспринимают  мои шутка дети?

10. Нет ли таких  детей, которые избегают общаться  со мной?

11. Нет ли таких  ситуаций, в которых дети неохотно  общаются со мной?

После самооценки и самоанализа данных об умениях  и навыках общения педагог  может сам для себя лично самостоятельно или с помощью своих коллег выработать рекомендации по их коррекции.

Существуют некоторые  общие рекомендации по выбору сигналов, которые вовремя помогут (напомнят о необходимости применения соотвествующей коррекции):

1. Эти сигналы  должны регулярно встречаться  и ежедневно попадаться человеку  на глаза.

2. Они должны  появляется в поле зрения как  раз в те моменты, когда необходимо  применить нужные коммуникативные  умения и навыки.

В заключении сформируем несколько общих правил, следование которым могло бы также помочь педагогу развить свои педагогические способности:

1. Избегать частых  моралистических суждений в адрес  ученика, а лучше ими не пользоваться  вообще.

2. Избегать применения  наказаний и каких-либо угроз  в адрес ребёнка.

3. Избегать перекладывания  на детские своих собственных  проблем и трудностей, меньше  жаловаться детям.

4. Избегать проявления  нетерпимости, раздражительности по  отношению к детям и в их  присутствии.

5. Избегать насмешек  над детьми и окружающими людьми.

6. Избегать всего,  что способно как то унизить  ребёнка.

7. Избегать делать  преждевременные, а главное «окончательные»  выводы о ребёнке как о человеке, личности.

8. Признавать  и уважать не на словах, а  на деле право ребёнка иметь  и сметь открыто высказывать  свои суждения по любым вопросам.

Только усвоив все эти правила и строго им следуя, педагог может воспитать  в ребёнке ту личность, которая  нам сейчас крайне нужна.

Общение самостоятельная  сфера жизнидеятельности людей, а с другой стороны – оно  пронизывает и все другие её сферы  – познания, предметно-практическую и духовно-практическую деятельность, игру, спорт.

Общение играет важную роль в развитии человека: в  освоении норм социально-политического  поведения, эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального  социального опыта, в реализации и утверждении себя как личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Многочисленные  беседы, проведенные с детьми и  их родителями, свидетельствуют о  том, что ребят угнетает не столько  трудность познания, сколько трудности  общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются  неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к  учителю в сфере организации  взаимоотношений.

Педагогическое  общение складывается из целого ряда компонентов. Оно включает в себя научные знания по педагогике и психологии, т.е. профессиональные способности, педагогическую этику и педагогическую технику.

Педагогическая  техника позволяет учителю выбрать  правильный тон в общении с  учащимися и их родителями. Тон, стиль  отношений с детьми правильный выбор  дикции, мимика, жестикуляция – всё  это включается в понятие педагогической техники.

Учитель обязан постоянно проверять своё педагогическое общение тем, на сколько подвластно ему решение профессиональных задач, искать лучшие пути к детскому уму  и сердцу.

Педагогическое  общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм  общения учителя состоит в  том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности  помогать ученикам обрести уверенность  в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя  важно помнить, что оптимальное  общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными  ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия

Устная речь является основным средством педагогического  общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать  мышление и воображение, создавать  потребность поисковой деятельности. 
 
 
 

Литература

1. Бодалев  А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института  Психотерапии, 2004. - 585с. 

2. Гусинский  Э.Н. Построение теории образования  на основе междисциплинарного  системного подхода. - М.: Школа, 1994. - 344с. 

3. Давыдов  В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - 378с. 

4. Ильина  Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 233с. 

5. Ильясов  И.И. Структура процесса учения. - М.: Педагогика, 1986. - 349с. 

6. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И.  Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество  России, 2002. - 640с. 

7. Пидкасистый  П.И. Педагогика. - М.: Роспедагентство, 1996. - 378с. 

8. Питюков  В.Ю. Основы педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1997. - 348с. 

9. Селиванов  В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед.  учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 336с. 

10. Сластенин  В.А. и др. Педагогика. - М.: Академия, 1997. - 288с 

11. Столяренко  Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д, 2000. - 448с. 

12. Теоретические  основы процесса обучения / Под  ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983. - 287с. 

13. Трайнев  И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2004. - 343с. 

14. Уланов  В. Российская школа в европейском  контексте // Директор школы. - 1996. - 3. - С.25-27.

15. Фридман  Л.М. Педагогический опыт глазами  психолога. - М., 1987. - 305с. 
 
 
 

Приложение 1 

Диагностика «стилей педагогического общения»

Просматривая  каждый из вопросов теста, отмечайте  знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный  ответ. От степени объективности  ответов зависит и степень  достоверности результатов тестирования.

Тестовый  материал

  1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
  2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
  3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
  4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?
  5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
  6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
  7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
  8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
  9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
  10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?
  11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
  12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т. п.) среди учащихся?
  13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
  14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
  15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
  16. Предпочитаете ли вы, чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала?
  17. Забываете ли вы во время урока о том, кто вас слушает?
  18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
  19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?
  20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
  21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
  22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?
  23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
  24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
  25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?

Информация о работе Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения