Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:01, курсовая работа
ЦЕЛЬ исследования – изучить понятие и составляющие педагогического общения как творческого процесса.
ЗАДАЧИ исследования:
1. Рассмотреть стили педагогического общения.
2. Изучить уровни педагогического общения и их последствия.
3. Дать характеристику этапам педагогического общения.
4. Рассмотреть приемы техники речи и общения.
5. Проанализировать основные коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению.
6. Определить профессиональные педагогические качества, необходимые для общения
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения, технология общения……………………………………………………..………………...5
1.1. Стили педагогического общения………………………………..............5
1.2. Уровни и этапы педагогического общения …………………….............9
1.3. Технология общения и речи …...……………………………………….15
Глава 2 Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения………………………………………………………………………..22
2.1. Коммуникативные педагогические приемы,
способствующие успешному общению……………………….....................22
2.2. Профессиональные качества, необходимые для педагога……………25
2.3 Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения……………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………....31
Список литературы…………………………………………………………...32
Приложение 1…………………………………………………………………33
Способность к спонтанности- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Это творческая способность педагога развивающаяся с опытом, позволяющая сделать более интересной и красочной образовательный процесс.
Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации и последствия своих воздействий позволит педагогу не только избежать негативных ситуаций и их последствий, но и обратить ситуацию в свою пользу. Как говорится «Предупрежден значит вооружен».
Хорошие вербальные способности позволят педагогу правильно выразить и донести свою мысль до любого уровня подготовки обучаемого.
Владение искусством педагогических переживаний позволяет педагогу не оставаться в стороне от проблем обучаемого, что в свою очередь позволяет найти общий язык и расположить к себе объекта обучения и воспитания.
Способность
к педагогической
импровизации
дает возможность
применять все разнообразие средств воздействия
(убеждение, внушение, заражение, применением
различных приемов воздействия, "приспособлений"
и "пристроек").
2.3 Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения
Основные трудности,
которые испытывает педагог в
общении с учащимися, связаны
с неумением наладить контакт, управлять
общением учащихся на уроке, выстраивать
взаимоотношения и
Неумение общаться и решать в процессе общения разнообразные вопросы свойственно не только детям, но и нам самим как учителям и воспитателям, и, до тех пор пока мы сами этому не научимся, вряд ли можно рассчитывать на то, что мы сумеем обучить этому детей.
Умение педагога
общаться с детьми иногда трактуется
как способность учителя
1. Способность
правильно понимать ребёнка,
2. Способность видеть в нём равноправную личность.
3. Готовность
критически отнестись к самому
себе и открыто признать кри-
4. Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говори ть только правду.
5. Умение оказывать
на учащихся необходимое
6. Овладение чувством юмора.
7. Владение словом.
Педагог также может время от времени задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о нём:
1. Какое впечатление я оказываю на детей?
2. Веду ли я с ними себя достаточно непринуждённо и рсковано?
3. Искренним или не искренним я выгляжу с их стороны?
4. Достаточно ли развиты у меня умение располагать детей к себе?
5. Могу ли я вести разговор с детьми на любые темы?
6. Чувствуют ли себя дети, общаясь со мной, так же свободно, как и я?
7. Всегда ли
мне удаётся убеждать детей
или иногда приходится приказы-
8. Есть ли у меня чувство юмора?
9. Как воспринимают мои шутка дети?
10. Нет ли таких
детей, которые избегают
11. Нет ли таких ситуаций, в которых дети неохотно общаются со мной?
После самооценки и самоанализа данных об умениях и навыках общения педагог может сам для себя лично самостоятельно или с помощью своих коллег выработать рекомендации по их коррекции.
Существуют некоторые общие рекомендации по выбору сигналов, которые вовремя помогут (напомнят о необходимости применения соотвествующей коррекции):
1. Эти сигналы
должны регулярно встречаться
и ежедневно попадаться
2. Они должны
появляется в поле зрения как
раз в те моменты, когда
В заключении сформируем несколько общих правил, следование которым могло бы также помочь педагогу развить свои педагогические способности:
1. Избегать частых
моралистических суждений в
2. Избегать применения наказаний и каких-либо угроз в адрес ребёнка.
3. Избегать перекладывания на детские своих собственных проблем и трудностей, меньше жаловаться детям.
4. Избегать проявления нетерпимости, раздражительности по отношению к детям и в их присутствии.
5. Избегать насмешек
над детьми и окружающими
6. Избегать всего, что способно как то унизить ребёнка.
7. Избегать делать
преждевременные, а главное «
8. Признавать
и уважать не на словах, а
на деле право ребёнка иметь
и сметь открыто высказывать
свои суждения по любым
Только усвоив все эти правила и строго им следуя, педагог может воспитать в ребёнке ту личность, которая нам сейчас крайне нужна.
Общение самостоятельная сфера жизнидеятельности людей, а с другой стороны – оно пронизывает и все другие её сферы – познания, предметно-практическую и духовно-практическую деятельность, игру, спорт.
Общение играет
важную роль в развитии человека: в
освоении норм социально-политического
поведения, эмоциональном развитии,
в приобретении индивидуального
социального опыта, в реализации
и утверждении себя как личности.
Заключение
Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.
Педагогическое общение складывается из целого ряда компонентов. Оно включает в себя научные знания по педагогике и психологии, т.е. профессиональные способности, педагогическую этику и педагогическую технику.
Педагогическая
техника позволяет учителю
Учитель обязан постоянно проверять своё педагогическое общение тем, на сколько подвластно ему решение профессиональных задач, искать лучшие пути к детскому уму и сердцу.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия
Устная речь
является основным средством педагогического
общения. Слово учителя должно воздействовать
на чувства и сознание, должно стимулировать
мышление и воображение, создавать
потребность поисковой
Литература
1. Бодалев А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 585с.
2. Гусинский
Э.Н. Построение теории
3. Давыдов
В.В. Теория развивающего
4. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 233с.
5. Ильясов
И.И. Структура процесса
6. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 640с.
7. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Роспедагентство, 1996. - 378с.
8. Питюков
В.Ю. Основы педагогической
9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 336с.
10. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Академия, 1997. - 288с
11. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д, 2000. - 448с.
12. Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983. - 287с.
13. Трайнев
И.В. Конструктивная
14. Уланов
В. Российская школа в
15. Фридман
Л.М. Педагогический опыт
Приложение
1
Диагностика
«стилей педагогического
Просматривая
каждый из вопросов теста, отмечайте
знаком "+", если согласны с ним,
и символом "-", если даете отрицательный
ответ. От степени объективности
ответов зависит и степень
достоверности результатов
Тестовый материал
Информация о работе Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения