Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ исследования – изучить понятие и составляющие педагогического общения как творческого процесса.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Рассмотреть стили педагогического общения.

2. Изучить уровни педагогического общения и их последствия.

3. Дать характеристику этапам педагогического общения.

4. Рассмотреть приемы техники речи и общения.

5. Проанализировать основные коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению.

6. Определить профессиональные педагогические качества, необходимые для общения

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения, технология общения……………………………………………………..………………...5

1.1. Стили педагогического общения………………………………..............5

1.2. Уровни и этапы педагогического общения …………………….............9

1.3. Технология общения и речи …...……………………………………….15

Глава 2 Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения………………………………………………………………………..22

2.1. Коммуникативные педагогические приемы,

способствующие успешному общению……………………….....................22

2.2. Профессиональные качества, необходимые для педагога……………25

2.3 Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения……………………………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………....31

Список литературы…………………………………………………………...32

Приложение 1…………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая ппо.docx

— 64.79 Кб (Скачать)

Дикция.

Для учителя  четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному  восприятию учениками речи педагога. Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит  от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который  включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое  и мягкое небо, голосовые связки.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные  упражнения, а медицинское вмешательство.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для  разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого  звука. Естественно, быстро исчезнуть  неправильные навыки не смогу. Нужны  труд, терпение, регулярная тренировка.

Ритмика.

Скорость в  целом и длительность звучания отдельных  слов, а так же пауз в сочетании  с ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы  сами по себе, помимо слов, обладают силой  эмоционального воздействия на слушателя.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств  учителя, содержания его речи и ситуации общения. Трудную часть материала  учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно  замедляется речь, когда нужно  сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень  возбуждения: чем более возбужден  ученик, тем медленнее и тише следует  говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует  мастерски пользоваться логическими  и психологическими паузами. Без  логических пауз речь безграмотна, без  психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. 

Глава 2 Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения

2.1. Коммуникативные  педагогические приемы, способствующие  успешному общению

Установлению  оптимального педагогического общения  на занятиях помогает использование  следующих коммуникативных приемов:

- приемы профилактики  и снятия блокирующих коммуникативных  аффектов (коммуникативной заторможенности,  неловкости, подавленности, скованности,  неуверенности в общении);

- создание на  занятии атмосферы защищенности  при общении студентов с преподавателями;

- одобрение,  поддержка посредством придания  ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;

- одобрение практики  обращения студентов за помощью  к преподавателю или товарищам;

- поощрение устных  ответов по собственной инициативе  студентов;

- создание щадящих  условий при ответе студента  с ярко выраженной коммуникативной  заторможенностью;

- недопущение  действий со стороны отдельных  студентов, подавляющих творческую  активность товарищей на занятии 

Приемы оказания коммуникативной поддержки в  процессе общения:

- оказание своевременной  помощи в подборе адекватной  лексики, в правильном построении  высказываний;

- разъяснение  смысла коммуникативных норм  в конкретной ситуации общения;

- обучение (прямое  и косвенное) коммуникативным  приемам, технике выступления  и общения;

- подчеркнуто  позитивная критика (если таковая  необходима) поведения студента  в диалоге с преподавателем;

- демонстрация  вербальными и невербальными  средствами заинтересованного внимания  к студентам, поддержка их стремления  к участию в диалоге с преподавателем;

- оперативное  предоставление студентам возможности  «оправдать нетерпение поднятой  руки»;

- предоставление  студентам возможности сориентироваться  в ситуации, «собраться с мыслями».

Приемы инициирования  встречной учебно-познавательной активности студентов:

- прямое побуждение  студентов к активному взаимодействию  с преподавателем на занятии;

- мотивирование  перед группой поощрения студентов  за проявленную инициативу;

- критика собственных  ошибок в качестве демонстрации  эталона отношения к ним;

- «игровая провокация»  («Что-то Иванов Иван недоверчиво  улыбается при твоем ответе. Докажи  ему, что ты действительно прав...») [1; 12].

Основные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются при оптимальном  педагогическом общении.

В настоящее  время необходимо осуществить переход  от информационно-объяснительного  обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого  потенциала студента. А этого можно  добиться только при условии демократичности  методов обучения, раскрепощения  студентов, разрушения искусственных  барьеров между преподавателями  и студентами.

Развивающее обучение предполагает переход от типичной для  традиционного обучения схемы «услышал - запомнил - пересказал» к схеме  «познал путем поиска вместе с  преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль  словами - умею применить полученные знания в жизни».

Технология педагогического  общения будет раскрыта, неполно, если не охарактеризовать этапы решения  коммуникативной задачи. Они могут  быть представлены следующим образом: ориентирование в условиях общения; привлечение внимания  объекта; осуществление  вербального общения; организация  обратной содержательной и эмоциональной  связи.

На этапе ориентирования в условиях общения происходит сложный  процесс «подгонки» общего стиля  общения к конкретным условиям общения (урока, мероприятия и т.п.). Подобная адаптация опирается на следующие  компоненты: осознание педагогом  стиля общения с учащимися; мысленное  восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе –  коммуникативная память; уточнение  стиля общения в новых коммуникативных  условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач. 

Здесь происходит конкретизация объекта общения, в качестве которого может выступать  класс, группа детей или отдельные  воспитанники.

Этап привлечения  к себе внимания может быть реализован разными приёмами: - речевой –  вербальное общение с учащимися; - пауза с активным внутренним требоанием внимания к себе; - двигательно-знаковый – применение талиц, запись на доске;  - смешенный вариант, включающий в  себя элементы трёх предыдущих.

Чаще всего  используется смешанный тип привлечения  внимания.

Продуктивное  профессионально-педагогическое общение  требует тщательного «зондирование  души объекта» (термин К. С. Станиславского). На этом этапе педагог уточняет сложившееся  на предыдущих стадиях представления  об условиях общения и возможных  коммуникативных задачах, пытается уловить уровень готовности аудитории  к  началу продуктивного общения.

Основной этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального  общения. Успешность такого общения  предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти: умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную  речь, логически строить изложение  передаваемой информации, ориентировать  речь на собеседника; высокого уровня  (предвосхищения).

Заключительный  этап решения коммуникативной задачи – организация содержательной и  эмоциональной обратной связи. Содержательная обратная связь даёт информацию об уровне усвоения учебного материла учащимися. Эмоциональная обратная связь устанавливается  педагогом через чувствование настроя  класса на данном уроке или мероприятии, уловить который можно только по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной  даёт педагогу информацию об уровне восприятия материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимого занятия. 

2.2 Качества личности педагога, важные для общения

Эффективность педагогического общения в немалой  степени определяется личностными  качествами учителя. Среди них можно  выделить четыре группы:

показатели  коммуникативного плана;

показатели  индивидуально-личностного плана;

показатели  общего социально-психологического плана;

показатели  морально-этического плана 

Среди показателей личностного плана  наибольшее значение имеют коммуникативные  склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др. Безусловно, на результативность педагогического  общения оказывают влияние такие  показатели индивидуально-личностного  плана, как интересы, склонности, уровень  подготовленности, привычки учителя  и ученика.

          В некоторых исследованиях отмечается  связь эффективного познания  личности учащегося с индивидуально-психологическими  особенностями педагога, например  такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования  показали, что в целом педагоги  интровертированного типа более  полно и адекватно отражают  личность учащегося по сравнению  с педагогами-экстравертами. Исследования  А.А. Реан обнаружили интересную  особенность: те педагоги, которые  не связывают свое профессиональное  совершенствование с развитием  самоуверенности (а, напротив, приближаясь  к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку  личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает  свое профессиональное самосовершенствование  с повышением самоуверенности,  тем чаще он дает в целом  негативные оценки личности учащегося.

Также можно выделить ряд профессионально  важных качеств педагога, необходимых  для общения с аудиторией.

Важным  качеством педагога, является любовь к детям, к педагогической деятельности. Обучение и воспитание не легкий труд и требует огромной интеллектуальной и моральной подготовки педагога, не каждому это по плечу. Только любовь и заинтересованность в педагогической деятельности дает возможность пройти эту подготовку и стать профессионалом своего дела.

Не случайно учителей и воспитателей много, а  одаренных и талантливых среди  них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Педагогическая  эмпатия— понимание педагогом психических состояний, эмоций, чувств, переживаний учащихся; связана с сопереживанием.

Обучение  и воспитания не будет эффективным  если не установить эмоциональный контакт  с обучаемым. Для этого педагог  должен уметь сопереживать, понимать чувства и взгляды другого  человека.

Гибкость  педагога не мало важное качество в педагогической деятельности, особую значимость оно приобретает например при выборе методического материала в соостветсвии с изменениями стандартов или смене обучаемых и т.п. Педагог должен уметь подстраиваться под различные ситуации и находить правельую форму поведения. Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

    Умение  ощущать и поддерживать обратную связь в общении важное качество педагога необходимое при общении с аудиторией. Посредством обратной связи учитель дает ученику информацию не только о результатах его деятельности, но и о собственном восприятии ученика. Это влияет как на учебную деятельность ребенка, так и на его самооценку, мотивацию к учебе, отношение к учителям и школе в целом. Благоприятнее всего использовать модель активного взаимодействия «Союз»- когда педагог находится в постоянном диалоге с аудиторией, поощряет инициативу, решает возникшие проблемы общими усилиями.

Умение  управлять собой также необходимый атрибут качеств педагога. Умение правильно говорить, двигаться во время диалога, управлять своими эмоциями - все это позволит создать нужную обстановку и адекватно оценить ситуацию, принять правильное решение.

Информация о работе Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения