Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:01, курсовая работа
ЦЕЛЬ исследования – изучить понятие и составляющие педагогического общения как творческого процесса.
ЗАДАЧИ исследования:
1. Рассмотреть стили педагогического общения.
2. Изучить уровни педагогического общения и их последствия.
3. Дать характеристику этапам педагогического общения.
4. Рассмотреть приемы техники речи и общения.
5. Проанализировать основные коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению.
6. Определить профессиональные педагогические качества, необходимые для общения
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения, технология общения……………………………………………………..………………...5
1.1. Стили педагогического общения………………………………..............5
1.2. Уровни и этапы педагогического общения …………………….............9
1.3. Технология общения и речи …...……………………………………….15
Глава 2 Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения………………………………………………………………………..22
2.1. Коммуникативные педагогические приемы,
способствующие успешному общению……………………….....................22
2.2. Профессиональные качества, необходимые для педагога……………25
2.3 Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения……………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………....31
Список литературы…………………………………………………………...32
Приложение 1…………………………………………………………………33
Модель III - «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV - «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V - «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI - «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII - «Гид».
Воплощенный образ ходячей
М. Тален специально
указывает на основание, заложенное
в типологизацию: выбор роли педагогом,
исходя из собственных потребностей,
а не потребностей учащихся.
1.2. Уровни и этапы педагогического общения
Анализируя реальную работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения:
- высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.;
- средний;
- низкий - характеризуется
отчужденностью, непониманием, неприязнью,
холодностью, отсутствием
Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, подробно изученным Б.Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида:
- положительные
- одобрение, поощрение
- отрицательные - замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка.
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом.
- Модель диктаторская
(«Монблан») - преподаватель как бы
отстранен от обучаемых
Следствие: отсутствие
психологического контакта, а отсюда
безынициативность и
- Модель неконтактная
(«Китайская стена») - близка по
своему психологическому
Следствие: слабое взаимодействие со студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.
- Модель дифференцированного
внимания («Локатор») - основана на
избирательных отношениях с
Следствие: нарушается
целостность акта взаимодействия в
системе преподаватель - коллектив
студентов, она подменяется
- Модель гипорефлексная
(«Тетерев») - заключается в том,
что преподаватель в общении
как бы замкнут на себя: его
речь большей частью как бы
монологична. Разговаривая, он слышит
только самого себя и никак
не реагирует на слушателей. В
диалоге оппоненту бесполезно
пытаться вставить реплику,
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.
- Модель гиперрефлексная
(«Гамлет») - противоположна по
Следствие: обостренная
социально-психологическая
- Модель негибкого
реагирования («Робот») - взаимоотношения
преподавателя со студентами
строятся по жесткой программе,
Следствие: низкий
эффект педагогического
- Модель авторитарная
(«Я - сам») - учебно-воспитательный процесс
целиком фокусируется на
Следствие: воспитывается
безынициативность обучаемых, теряется
творческий характер обучения, искажается
мотивационная сфера
- Модель активного
взаимодействия («Союз») - преподаватель
постоянно находится в диалоге
с обучаемыми, держит их в
мажорном настроении, поощряет инициативу,
легко схватывает изменения в
психологическом климате
Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель - наиболее продуктивная [8;с 96].
Этапы педагогического общения
Этапы педагогического общения включают: 1) прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности;
2) начальный
период общения: организация
3) управление
общением в развивающимся
4) анализ осуществленной
системы общения и
Содержательные и процессуальные особенности выделенных творческих этапов общения.
Первый этап.
В процессе моделирования общения
осуществляется планирование коммуникативной
структуры будущей
а) педагогическим целям и задачам;
б) общей педагогической
и нравственно-психологической
в) творческой индивидуальности самого педагога;
г) индивидуальным особенностям учащихся;
д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Все это вместе взятое представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения. «Учение - это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», - отмечал В.А. Сухомлинский.
Второй этап.
Это начальный период общения, организация
непосредственного
Важнейшими элементами этого этапа являются: а) конкретизация спланированной модели общения,
б) уточнение
условий и структуры
в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения, от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать ауру притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения [14;с 88].
Третий этап - управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.
Следовательно,
кроме дидактических и
1. Установление
психологического контакта с
группой для передачи
2. Разработка
психологически обоснованной
3. Создание через систему психологических средств обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, что особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения, которому необходимы, как никакому другому, коммуникативные компоненты.
4. Управление
познавательной деятельностью
5. Единство делового
и личностного аспектов, обеспечивающее
не только информационный
Информация о работе Качества личности педагога, умения и навыки важные для общения