Этапы и формы педагогического
проектирования
Педагогическое проектирование
— это предварительная разработка
основных деталей предстоящей
деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование
является функцией любого педагога,
не менее значимой, чем организаторская,
гностическая (поиск содержания, методов
и средств взаимодействия с учащимися)
или коммуникативная.
Педагогическая технология — это
последовательное и непрерывное
движение взаимосвязанных между
собой компонентов, этапов, состояний
педагогического процесса и действий
его участников. Советский педагог
А.С. Макаренко воспитательный процесс
рассматривал как особым образом
организованное “педагогическое производство”.
Он был противником стихийности
процесса воспитания и выдвигал идею
разработки “педагогической техники”.
Разрабатывая “советскую воспитательную
технику”, А.С. Макаренко на практике
усовершенствовал “технику дисциплины”,
“технику разговора педагога с воспитанником”,
“технику самоуправления”, “технику
наказания”. Продуманность действий,
их последовательность были направлены
на проектирование в человеке всего
лучшего, формирование сильной, богатой
натуры.
В 1989 г. появляется первый самостоятельный
труд по педагогическому проектированию
известного педагога В.П. Беспалько, положивший
начало этой важной отрасли педагогики.
Педагогическое проектирование
состоит в том, чтобы создавать
предположительные варианты предстоящей
деятельности и прогнозировать
ее результаты.
Объектами педагогического
проектирования могут быть:
педагогические системы,
педагогический процесс,
педагогические ситуации.
Педагогический процесс для
педагога есть главный объект
проектирования.
Педагогический процесс представляет
собой объединение в единое
целое тех компонентов (факторов),
которые способствуют развитию
учащихся и педагогов в их
непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация как объект
проектирования всегда существует в
рамках какого-либо педпроцесса, а через
него — в рамках определенной подсистемы.
Педагогическая ситуация — составная
часть педпроцесса, характеризующая
его состояние в определенное время и
в определенном пространстве.
Ситуации всегда конкретны,
они создаются или возникают
и процессе проведения урока,
экзамена, экскурсии и, как правило,
разрешаются тут же. Проектирование
педситуаций входит в проектирование
самого процесса.
Значение педситуаций огромно.
Собственно, через них проявляется педпроцесс.
Эта клеточка концентрирует в себе все
достоинства и недостатки педпроцесса
и подсистемы в целом. Выражаясь как конкретные
воспитательные отношения, педситуации
реализуют их возможности.
Структура педситуаций внешне
проста. В нее входят два субъекта деятельности
(педагог и учащийся) и способы их взаимодействия.
Но эта простота обманчива. Взаимодействие
участников педситуаций строится как
реализация их сложного внутреннего мира,
их воспитанности и обученности.
Педситуаций могут возникать стихийно
или предварительно проектироваться.
Но и те, что возникли стихийно, разрешаются
продуманно, с предварительным проектированием
выхода из них.
Проектирование педагогических
систем, процессов или ситуаций
— сложная многоступенчатая деятельность.
Эта деятельность, кем бы она
ни осуществлялась и какому
объекту ни была бы посвящена,
совершается как ряд последовательно
следующих друг за другом этапов,
приближая разработку предстоящей
деятельности от общей идеи
к точно описанным конкретным
действиям. Выделяют три этапа
(ступени) проектирования:
I этап — моделирование;
II этап — проектирование;
III этап — конструирование.
Педагогическое моделирование (создание
модели) — это разработка целей (общей
идеи) создания педагогических систем,
процессов или ситуаций и основных
путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание
проекта) — дальнейшая разработка созданной
модели и доведение ее до уровня
практического использования.
Педагогическое конструирование
(создание конструкта) — это дальнейшая
детализация созданного проекта,
приближающая его для использования
в конкретных условиях реальными
участниками воспитательных отношений.
Дадим краткую характеристику
этапам педагогического проектирования.
Любая педагогическая деятельность,
как мы знаем, начинается с
цели. В качестве цели может быть идея,
взгляд и даже убеждение, в соответствии
с которыми далее строятся педагогические
системы, процессы или ситуации, в результате
педагог мысленно создает свой целевой
идеал, т.е. модель своей деятельности
сучащимися. На создание такой мысли влияет
и личный опыт мастера, его понимание учащихся.
Данная модель позволяет спрогнозировать
педагогический процесс.
Следующая ступень проектирования
— создание проекта. Практически
на этой ступени производится
работа с созданной моделью,
она доводится до уровня использования
для преобразования педагогической
действительности. Поскольку в педагогике
модель составляется преимущественно
мысленно и выполняет функцию
установки, постольку проект становится
механизмом преобразования учебно-воспитательного
процесса и среды.
Третий этап проектирования
— это конструирование. Конструирование
еще более детализирует проект,
конкретизирует его и приближает
к реальным условиям деятельности.
Конструирование учебной и педагогической
деятельности — это уже методическая
задача.
Формы педагогического проектирования
— это документы, в которых
описывается с разной степенью
точности создание и действие
педагогических систем, процессов
или ситуаций.
Концепция — одна из форм
проектирования, посредством которой
излагается основная точка зрения,
ведущий замысел, и практические
исходные, принципы построения педагогических
тем или процессов. Как правило,
концепция строится на результатах
научных исследований. Хотя она
бывает довольно напыщенная и
абстрактная, но все-таки имеет
большое практическое значение.
Назначение концепции — изложить
теорию в инструктивной, прикладной
форме. Таким образом, любая
концепция включает в себя
только те положения, идеи, взгляды,
которые возможны для практического
воплощения в той или иной
системе, процессе.
Принципы педагогического проектирования.
Принцип человеческих приоритетов
как принцип ориентации на
человека — участника подсистем,
процессов или ситуаций— является
главным.
Подчиняйте проектируемые подсистемы,
процессы, ситуации реальным потребностям,
интересам и возможностям своих
воспитанников.
Не навязывайте учащимся
выполнение своих проектов, конструкторов,
умейте отступить, заменить их
другими.
Жестко и детально не проектируйте,
оставляйте возможность импровизации
учащимся и себе. При проектировании
педагогу рекомендуется ставить
себя на место учащегося и
мысленно экспериментировать его
поведение, чувства, возникающие
под влиянием создаваемой для него
системы, процесса или ситуации.
Принцип саморазвития проектируемых
систем, процессов, ситуаций означает
создание их динамичными, гибкими,
способными по ходу реализации к изменениям,
перестройке, усложнению или упрощению.
Не останавливайтесь на одном
проекте, имейте в запасе еще
один-два проекта, тоже обеспечивающих
достижение цели.
Жизнь всегда разнообразнее
и неожиданнее любых проектов.
Особенно это проявляется в
педагогике. Нельзя допустить, чтобы
какой-либо план, пособие, сценарий
оказывали насильственное влияние
на воспитанника, ломали его волю,
навязывали ему идеологию. Педагог
располагает достаточным количеством
методов, средств, форм, а также
разнообразным содержанием, чтобы
выбрать именно то, что нужно
его воспитанникам, помогает им
расти и развиваться.
Дидактическое творчество —
это деятельность в сфере обучения
по изобретению различных способов отбора
и структурирования учебного материала,
методов его передачи и усвоения учащимися.
Дидактическое творчество —
самое распространенное и доступное
для педагога и учащегося. Вариаций
здесь великое множество: комбинирование
действий учащихся, использование
взаимопереходов, дополнений, изобретенных
новых приемов. Использование фоновой
музыки, оценки знаний родителями, самооценки,
цветомузыки, игровых автоматов, справочных
устройств в учебных целях — это и есть
дидактическое творчество. Опыт показывает,
что оно безгранично.
Технологическое творчество
— это деятельность в области
педагогической технологии и
проектирования, когда осуществляются
поиск и создание новых подсистем,
педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих
повышению результативности воспитания
учащихся.
Это самый сложный вид
педагогического творчества. Он
охватывает деятельность педагога
и учащихся целиком. К такому
виду творчества относится создание
интегративного урока, бригадной
формы производственного обучения
учащихся, лице ев, колледжей, информационных
технологий обучения и т.д.
Организаторское творчество
— это творчество в сфере
управления и организаторской
деятельности по созданию новых
способов планирования, контроля, расстановки
сил, мобилизации ресурсов, связи
со средой, взаимодействию учащихся
и педагогов и т.д.
Организаторское творчество
обеспечивает научную организацию
труда (НОТ), рациональное использование
всех факте ров, способствующих
достижению цели более экономным
путем. Как видим, педагогу
есть где проявить творчество.
Совокупность знаний о способах
и средствах проведения учебно-воспитательного
процесса можно назвать “технологией
учебного процесса”. Но в чем
тогда разница между дидактикой
(она занимается содержанием,
способами и средствами образования,
деятельностью педагога и обучаемого)
и педагогическими технологиями?
Коротко можно сказать так:
дидактика – это теория образования
в целом, а педагогическая технология
— это конкретное, научно обоснованное,
специальным образом организованное
обучение для достижения конкретной,
овально выполнимой цели обучения,
воспитания и развития обучаемого.
При разработке технологии обучения
проектируется и совершенно конкретная
деятельность преподавателя и
обучаемою с использованием ТЕО или без
них. Процесс разработки конкретной педагогической
технологии можно назвать процессом педагогического
проектировании. Последовательность его
шагов будет следующей:
• выбор содержания обучения,
предусмотренного учебным планом
и учебными программами;
• выбор приоритетных целей, на которые
должен быть ориентирован преподаватель:
какие профессиональные и личностные
качества будут сформированы у обучаемых
в процессе преподавания проектируемой
дисциплины;
• выбор технологии, ориентированной
на совокупность целей или
на одну приоритетную цель;
• разработка технологии
обучения. Проектирование технологии
обучения предполагает проектирование
содержания дисциплины, форм организации
учебного процесса, выбор методов
и средств обучения.
Содержание технологии обучения
мыслится как содержание и
структура учебной информации, предъявляемой
студентам, и комплекс задач,
упражнений и заданий, обеспечивающих
формирование учебных и профессиональных
навыков и умений, высветление первоначального
опыта профессиональной деятельности.
При этом важную роль играют
формы организации учебных занятий,
направленные на овладение знаниями,
навыками и умениями, их соотношение
по объему, чередование, а также
,формы контроля, способствующие закреплению
полученных знаний.
Технология обучения — системная
категория, структурными составляющими
которой являются:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического взаимодействия
(средства преподавания и мотивация),
организация учебного процесса;
студент, преподаватель;
результат деятельности (в том
числе и уровень профессиональной
подготовки).
Таким образом, технология
обучения предполагает организацию,
управление и контроль процесса
обучения. Причем все стороны
этого процесса взаимосвязаны
и влияют друг на друга. Стоит
одному звену дать сбой, как
тут же это скажется на всех
остальных. Для успешного функционирования
всей системы нужна тщательная
и продуманная отладка всех
ее составляющих.
Педагогическое проектирование
Педагогическое проектирование - это
предварительная разработка основных
деталей предстоящей деятельности
учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование является
функцией любого педагога, не менее
значимой, чем организаторская, гностическая
(поиск содержания, методов и средств взаимодействия
с учащимися) или коммуникативная.
Педагогическая технология - это
последовательное и непрерывное
движение взаимосвязанных компонентов,
этапов, состояний педагогического
процесса и действий его участников.
Кратко остановимся на истории развития
теории и практики педагогического
проектирования и технологии. История
это непростая. Ее начало было положено
в конструкторских дисциплинах:
системотехнике, методах исследования
операций, теории решений, сетевом планировании,
эргономике, технической эстетике.
Эти дисциплины построены на теории
конструирования, связывающей так или
иначе технику и человека.