Этапы и методы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 165.35 Кб (Скачать)

Проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагогической деятельности. Это своеобразная технология педагогической мыследеятельности. Если с методологической точки зрения проектная деятельность — смыслообразующая, ценностная, ресурсная культура педагога, то с технологической — это культура постановки проблемы, ее обсуждения, культура достижения взаимопонимания и взаимодействия. Технология педагогического проектирования предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, обсуждение смысла проблемы в дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы, достижения консенсуса в предполагаемых результатах и оценках ресурсных возможностей при осуществлении проекта.

Технология педагогического проектирования — это стимулирование педагогов  увидеть проблему и найти свой путь ее решения.

Имея высокую культуру педагогического  проектирования, учитель ориентируется  на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.

И еще одно назначение проектной  деятельности в педагогике заключается  в построении партнерских отношений  учительства и государства. Проект — это фактически социальная услуга, потребителем которой является государство. Для продвижения «услуги» необходимо соблюдение по крайней мере двух условий:

– позитивный педагогический опыт, общественное признание эффективности педагогической деятельности в каком-либо направлении. Проект имеет право и может  выдвигать тот, кто традиционными  методами добивается значительных результатов;

– организационная и структурная  стабильность, имеющийся педагогический имидж.

Дополнительным условием является профессиональное самоопределение  в рамках проекта: принятие дополнительных профессиональных и менеджерских обязанностей, реклама проекта, поиск партнеров, создание общественного мнения о  социальной значимости проекта. Учитель-

проектировщик начинает выполнять  функцию социальной политики в области образования.

Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов, направленных на решение  актуальных проблем, позволяет не только добиться позитивных изменений на локальном  уровне, но и влиять на преобразование в сфере развития и воспитания личности.

Выражаем надежду, что лаборатория  педагогического проектирования нашего института послужит стимулом как  создания интересных и социально  значимых проектов, так и сформирует общую культуру педагогического  проектирования, внесет ценностно_смысловое значение в педагогическую деятельность образовательных учреждений.

Педагогическое проектирование -

 

- механизм разработки технологии  в педагогической теории и  практике. Оно позволяет оптимизировать  деятельность инженера-педагога. На  проектирование затрачивается примерно 28% - 30% рабочего времени. Благодаря  проектированию учебно-воспитательный  процесс становится технологичным.  Для педагога - это искусство,  требующее большого напряжения  сил, чувств, сложнейшей работы  души. Оно всегда индивидуально,  опирается на артистичность, изобретательность,  вдохновение, оригинальность педагога. Оно обладает художественными  качествами. Проект должен быть  красивым, гармоничным, впечатляющим. Педагог должен красиво переходить  от одного метода к другому,  находить оригинальную связь материала занятия с жизнью, гармонировать со станком при обтачивании образца - это и есть эстетические качества проекта. Не зря в ходе проектирования используются музыкальные записи, юмор, стиль одежды.

 

Анализ объекта проектирования - четко уяснить, что проектируем - педагогическую систему, педагогический процесс или педагогическую ситуацию. Каждый из этих объектов сложен, многопланов, со своей структурой и внутренними  связями. Чем сложнее объект, чем  шире его анализ.

 

Теоретическое обеспечение проектирования - изучение научных исследований; поиск  теорий, на которые можно опереться  в проектировании более совершенных  педсистем, процессов или ситуаций, поиск информации: об опыте деятельности изучаемых объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов, того или иного решения педситуаций.

 

Методическое обеспечение проектирования - создание инструментария проектирования: подготовка схем, образцов документов и т.д. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций (разнообразный  материал по отдельной теме, фрагменту). В поурочную папку входят: карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения, документальный материал, доклады, разработки студентов, наглядные пособия или их картотека, карточки-задания для самостоятельной  работы студентов и т.д.

 

Пространственно-временное обеспечение  проектирования - любой педагогический проект получает реальную ценность и  способен быть реализован, если при  его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Т.е. нужно проектировать только такие действия и компоненты, которые  дают эффект именно в данной точке  пространства и в данное время. (Уроки по спецтехнологии нужно проводить в специализированном кабинете, а не в кабинете математики).

 

Пространственное обеспечение  проектирования - это определение (подготовка) оптимального места для реализации данной модели, проекта или конструкта, учет влияния места на осуществление  систем, процессов или ситуаций. Любая модель, проект или конструкт  привязываются к конкретному  пространству. (Спортсмены - спортзал, стадион; артисты - сцена).

 

Временное обеспечение проектирования - соотношение проекта со временем по объему, т.е. вмещающиеся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости и т.д. Время наполняется умещающейся  в нем деятельностью. Время действия педагогических систем, процессов или  ситуаций - это социальная ценность, средство управления образовательным  процессом, критерий оптимальности. Через  время педагогические системы, процессы и ситуации делаются динамичными, развивающимися. Время деятельности педагога собственно педагогическое, время студента творчески преобразуемое и индивидуально-психологическое время последствия педагогических явлений в формирующейся личности.

 

Материально-техническое обеспечение 

представляет педагогическую технику  и средства для осуществления (выполнения) функций формообразования, процессообразования, системообразования, целеобразования и принципополагания;

оно должно быть объектом моделирования, проектирования и конструирования;

оно должно проектироваться как  составная часть педагогических моделей, проектов и конструктов;

оно должно концентрироваться на главных  направлениях деятельности, мобильно использоваться, рационально сочетаться в комплексе всех средств, взаимозаменяться и взаимодополняться.

Педагогическое проектирование как  способ повышения качества образования

 

Образование примечательно тем, что  в этой области исключительно  все являются специалистами. Все  могут его анализировать, критиковать, давать советы. Так же, как и в  области медицины, но в системе  образования — особенно. И в  этом его одна из сложностей. Известные  педагоги, ученые говорят, что если бы система образования была локализована от социума, развивалась бы в замкнутом  пространстве, может быть, что-то толковое и вышло бы из него со временем. А  так, очень плохо, когда вся страна, все люди начинают критиковать, давать советы и т.д.

 

Думаю, это очень спорное заключение. И я не стал бы так все утрировать, так как действительная значимость образования возрастает с каждым днем, и возрастает для всего общества. Потому что мир от надвигающихся  катаклизмов спасет только образование. И главные задачи образования  — это понять мир, понять себя, найти  свое место в этом мире, научиться  понимать другого. Это очень важно. И еще раз подчеркну: только система  образования может реализовать  такие важные задачи.

 

Действительно, социологами, психологами  и педагогами доказано, что экологические  и другие социальные катастрофы, нахождение путей их снятия — это предмет, в основном, образования, когда мы можем, обучая и воспитывая подрастающее поколение, получить положительные  результаты в будущем. Но это очень  сложно и... опасно. Любая личность, которая  имеет высокий уровень образования  на уровне наук, но не имеет сформированных нравственных, этических норм, становится разрушительной, агрессивной личностью. Действительно, это так. И наоборот, личность, которая имеет сформированные нравственные, этические нормы поведения, но не имеет сформированной научной  картины мира, очень часто уходит в мистицизм. И мы с вами знаем очень много тому примеров. Вот почему очень сложно сформировать то полноценное мировоззрение у человека, которое востребовано обществом. А как его сформировать, когда сейчас образование переполнено сложными проблемами? Это проблемы не только российского образования — это проблемы образования всей цивилизации.

 

Приведем пример противоречия глобального  масштаба. Берем школу, в которой  у учителя в классе одновременно обучаются 25-30 человек, в конце концов, пусть даже 20 учащихся. И мы в таких  условиях требуем от учителя дифференциации, индивидуализации обучения, обеспечения  развития личностных качеств ребенка  и т.д. Лозунги «со стажем», но они всегда актуальны. Можно и  далее декларировать эти лозунги. А каким образом реализовать  все это на практике учителю, когда  он одновременно обучает такое количество детей? Не лукавство ли это? Другими  словами, налицо противоречие между  групповой формой обучения и индивидуальным характером овладения знаниями.

 

Конечно, существуют сейчас некоторые  технологии по решению этих проблем, разрабатываются новые, но они это  противоречие не снимают. Одним из резервов повышения качества образования, частичного решения вышеуказанных проблем  является специальное планирование учебной деятельности. Как же выглядит это планирование на практике? К  сожалению, в подавляющем большинстве  это эклектичные, то есть мало связанные  друг с другом положения. Наше планирование выглядит как лоскутное одеяло. Разовые  мероприятия мало связаны друг с  другом, нет генеральной линии  развития того или иного процесса, а результаты очень низкие.

 

Проектная деятельность, как  известно, не сводится к простому планированию, тем более — традиционному. Почему учащиеся очень плохо усваивают  материал, почему им трудно учиться? Какова роль проектной деятельности для  повышения качества, улучшения результатов  процесса обучения, облегчения деятельности учеников? Не секрет, что в нынешних условиях преобладают пассивно-авторитарные формы работы с учащимися. Даже если мы хорошо активизируем учебную деятельность ученика, даже когда у нас появляются новые технологии, но при этом подачу всего материала мы оставляем на трансляционно-вербальном уровне общения (он доминирует на 99 %), то учащиеся всё равно слабо понимают изучаемое. Очень трудно на вербальном уровне, на уровне только лишь трансляции, только словом усвоить материал, а это наблюдается сплошь и рядом.

 

Что нового в подачу знания привнесли сейчас наши учебники? К  сожалению, мало что! Они написаны в  старой трансляционной парадигме. Автор  учебника декларирует, транслирует  науку на своих страницах. И чем  же он лучше того учителя, который  тоже устно сообщает готовые знания учащимся? Учащиеся должны это запоминать, но самое печальное — они должны потом в такой же только вербальной форме изложить изученное. Мне могут  возразить: «Вы против того, чтобы  учащиеся учились говорить, общаться друг с другом?». Конечно, нет. И, безусловно, крайностей здесь не должно быть. Но, по моему мнению, у нас вербальная форма доминирует, преобладает, причем вербализация на уровне трансляции готового материала. При этом учащиеся не видят  логики изучаемого предмета, она ими  не принята: почему предмет изучается  так, а не иначе? «Так захотел автор  учебника». Обобщенная логика учебного материала не видится не только учащимися, но и учителем, к сожалению. Поэтому  учитель, а вслед за ним, естественно, и ученики вынуждены следовать  логике учебника, и не более. Другими  словами, отсутствует методология  структурирования. А если все это  реализуется только на вербальном уровне, то проблема осознания материала  усиливается. В этом случае действенную  помощь в осознании логики учебного материала и может оказать  проектирование.

 

Давно известно, что новое  — это очень хорошо забытое  старое. Вспомним развитие нашей российской школы после Октябрьской революции 1917 года. В 20-х — начале 30-х годов  в российской школе преобладал проектный  метод обучения (вспомним историю  педагогики). В чем суть этого  метода? Учащиеся или группа учащихся получали определенный проект. Им надо было рассчитать, к примеру, какое-то производство. Они должны были всесторонне  рассмотреть этот проект: из чего данное производство состоит, как будет  все осуществляться, кто будет  работать, что для этого надо, какие необходимы коммуникации и  т.д. А вот для этого и необходимо изучать соответствующие науки. Учитель, по существу, выполнял функции  консультанта. Вы скажете: «Да это  же здорово! Вот она, связь с жизнью!!!». Но потом, в первой половине 30-х годов, так как это противоречило предметному обучению в школе, метод проектов был полностью отменен постановлением ВКПб. Перешли на строго предметное обучение.

 

Вот яркое проявление пресловутого экстремизма, когда мы из одной крайности  бросаемся в другую. Как видим, проектная деятельность закладывалась  давно. Всегда находились и находятся  педагоги, целые институты, которые  пытались и пытаются, как они говорят, технологизировать процесс обучения. Я помню ряд крупных совещаний середины 80-х годов теперь уже прошлого века и тогда еще в НЭТИ, который выступил инициатором технологизации системы вступительных экзаменов. Смысл этой технологизации был в том, что экзамены абитуриенты должны были сдавать не сидя перед преподавателем, а по специально составленным тестам со специально разработанным содержанием экзаменов по каким-то индивидуальным заданиям. Абитуриенты должны были вводить данные в специальные автоматизированные устройства (далеко не современные компьютеры!) Тогда Г.П. Лыщинский, бывший ректор, сказал следующие слова: «Знаете, такой способ приема экзаменов очень технологичен». Наверное, не все здесь бесспорно, гуманная составляющая этого процесса вызывает сомнение. Все-таки, когда беседуешь с абитуриентом, можешь по одному его ответу узнать о нем больше, чем компьютер. Но именно с технологизации оценки знаний началась технологизация всего процесса обучения.

Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования