Этапы и методы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 165.35 Кб (Скачать)

2.      какие образовательные (педагогические, социальные, иные) возможности и ресурсы имеются в наличии для внесения желательных изменений;

3.      каковы могут быть последствия вмешательства в существующее положение вещей.

Иными словами, необходима всесторонняя диагностика социально-образовательной ситуации. Она является непременным условием подлинного проектирования и служит основным источником рождения проектного замысла. В практике как «взрослого», профессионального, так и учебного проектирования существует понятие предпроектное исследование, предшествующее собственно проектной деятельности. Такое исследование обеспечивает:

·         возможность диагностики реальной ситуации, ее количественной и качественной оценки;

·         выделение «болевых точек» в развитии проблемы;

·         экспериментальное подтверждение социальной необходимости (потребности) в создании проекта;

·         определение формата (логических рамок) проекта; введение проектных ограничений: целевых, временных, финансовых, ресурсных;

·         построение надежной аргументации для принятия решения о начале проекта и привлечении партнеров;

·         всесторонний анализ ситуации основывается на результатах ее исследования или обсуждений разной степени научной глубины: от уровня здравого смысла до применения строгих математических методов и методик.       

На начальном этапе проекта  иногда возникает необходимость  выяснения не только области затруднений (проблем), но и области недостаточной  компетентности специалистов, призванных эти проблемы решать; приоритетов  развития объекта или ситуации (уже  существующих и объективно необходимых).

В ходе предварительного рассмотрения ситуации участниками проекта может  обнаружиться множественность исходных взглядов либо, наоборот, их общность. Полученные данные могут подтвердить  уже известные предположения  и укрепить их; выявить некие парадоксальные моменты и показать проблему с  неожиданной стороны; дать совершенно новую информацию.

Таким образом, начальный импульс проектной деятельности возникает из постановки субъекта в исследовательско-поисковую позицию по отношению к той или иной области проектирования (внешний мир, окружающая среда, внутренний мир, содержание образования и др.). Дело педагога — так или иначе задать или помочь определить эту область и эту позицию.

Задачей педагога становится создание стимула к тому, чтобы оглянуться вокруг, изучить ситуацию, увидеть  противоречие, несовершенство действительности и захотеть преодолеть его собственным  действием. Помочь сформулировать свой вопрос к окружающей жизни, ответ  на который можно найти, действуя совместно с другими. Так, в самом  начале проекта устанавливается  связь обучения с реальными проблемами жизни, профессии, познания. Создавая условия  для педагогической продуктивности начального этапа проектной деятельности, педагогу предстоит обеспечить:

·         появление живого, естественного интереса участников к поиску проблемы, составляющей суть будущего проекта;

·         высокую степень свободы поиска в окружающей или информационной среде;

·         доступ к значимой информации;

·         оснащенность участников проекта способами изучения реальности;

·         возможность обмена впечатлениями с товарищами (коллегами);

·         психологическую готовность «удержать» негативные впечатления от изучения проблемы;

·         помощь в обобщении и представлении полученных данных.

По словам С. И. Гессена, связь с  различными работами имеет целью  пробуждение осознания вопроса, придание предметам живых причин и живого созерцания. Обращение взгляда  и мысли вовне с помощью  поисковых (диагностических, исследовательских) и рефлексивных действий пробуждает интерес к окружающему миру, людям, себе. Таким образом, проектирование включает человека в диалог с миром, с жизнью, с другими людьми через появление вопросов.

Важно уже на предпроектном этапе получить как можно более полную картину ситуации (объекта). Иногда для обеспечения целостности такой картины целесообразно организовать ролевое рассмотрение проблемы (предмета будущего проектирования), следуя принципу «достаточности субъектов» (В. П. Бедерханова). Он означает учет мнения всех заинтересованных лиц, включая тех, кого результаты проектирования могут затронуть лишь косвенно.

Полученную диагностическую информацию следует обобщить и упорядочить  путем структурирования, ранжирования, дифференциации, математической и статистической обработки. Наглядное представление  исследовательских данных с помощью  приема визуализации состояния объекта (рисунки, диаграммы, компьютерная графика) помогает более точно определить предмет проектирования.

Для того чтобы начать проектировать, необходимо присутствие в сознании не только оценочных знаний о реальном состоянии предполагаемого объекта преобразования, но также идеального образа этого объекта, способного стать целевым ориентиром в предстоящей деятельности. Это положение относится ко всем видам педагогического проектирования, где преобразующий потенциал образа потребного будущего широко используется независимо от возраста участников проекта.

Формирование идеального представления, начинаясь с педагогического  конструирования ситуации эмоционального переживания неудовлетворенности  наличным состоянием объекта проектирования, переходит к оформлению образа цели, отвечающего актуальным потребностям как общества (социума), так и самих разработчиков.

Многофункциональное значение образа описано во многих работах философов, психологов, педагогов. Из сферы сознания будущий образ в ходе совместной деятельности способен перенестись  в действительную ситуацию, «материализуясь» в том или ином вещественном или  интеллектуальном продукте.

После предварительного создания в  воображении желаемого образа объекта  проектирования, следует соотнести  настоящее Я будущее его состояния. Каков сейчас объект, и каким хотелось бы его видеть в намеченной перспективе. При этом могут быть использованы стандартные методы и методики прогнозирования; проведена свободная фиксация потока впечатлений, «изобретены» собственные  способы предвидения.

С психолого-педагогической точки  зрения уже на начальном этапе  проектной деятельности для каждого  ее участника очень важно обнаружить и пережить перспективу подлинной возможности и способности своими усилиями улучшить окружающий мир. Поэтому трудно переоценить значение педагогической помощи в процессе создания и удержания образа будущего в системе проектной деятельности. Этот образ функционально многообразен и впоследствии оказывается в рамках проекта тесно связанным с прогнозом, целью, стимулом, ориентирами, критериями, нормативами, многими другими действиями и процедурами.

1.2. Проблематизация

 

 

Неотъемлемой частью проектной  деятельности выступает процедура  проблематизации, которую можно определить как ценностное самоопределение в проблемном поле проекта. Дело в том, что включить человека в проектную деятельность довольно сложно, если у него нет внутренней установки на преобразование действительности и положительной мотивации. Поэтому педагог должен помочь учащимся (студентам, слушателям, воспитанникам) не только увидеть в окружающей действительности некое противоречие, но найти и сформулировать на его основе свою проблему, которую было бы интересно решить. Для этого на основе стартовых представлений участниками проектной деятельности об объекте и предмете проектирования организуется всестороннее обсуждение ситуации (проблемы, состояния объекта).

В ходе такого обсуждения формируется общее поле проблем. Продуктивной формой их сбора и накопления могут стать групповое или коллективное обсуждение с использованием таких приемов, как мозговая атака, «жужжание пчелы», построение пирамиды проблем; «баскет-метода», контент-анализа методических, научных текстов и др. Процедура проблематизации предполагает также содержательно-смысловую «сортировку» полученных мнений, суждений, высказываний для последующей классификации (дифференциации, ранжирования). Итогом становится выделение в рамках выбранного объекта преобразования предмета проектирования, конкретизация того, что хотелось бы создать.

Обнаружение новой для себя проблемы способствует появлению мотива включения  в проектную деятельность.

С педагогической точки зрения целесообразно  начинать процедуру с выяснения  проблем участников, связанных с  темой проектирования и взятых в  контексте их учебы, работы, жизнедеятельности  в целом. Ведь ничто так не интересует человека, как он сам. Тогда перспектива  реализации проекта исходно становится субъективно значимой, поскольку  помогает решить те или иные личностные противоречия и трудности.

Не менее важно правильно сформулировать проблему. В данном случае правильность означает ясное осознание и предъявление в формулировке, сделанной на языке профессиональных терминов, природы и формы существования того или иного противоречия. Именно в определении проблемы обозначается разрыв желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска. При этом хочется подчеркнуть важность выделения из всей «проблемной массы» приоритетных проблем, решение которых в первую очередь позволит способствовать развитию ситуации, процесса, системы, личности и т.д. Оно осуществляется в ходе структурирования проблемного поля и составления иерархии проблем.

Наличие поля проблем дает первоначальное панорамное представление о границах, характере, масштабах, объеме и структуре  возможной проектной деятельности. Ранжирование имеющихся вопросов и  трудностей «внутри» проблемного пространства позволяет выделить в проектировании актуальные приоритеты. Построение древа целей наглядно обозначает логику и последовательность движения в проблемном поле.

Таким образом, процедура проблематизации включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации. Состояние участников по завершении этой проектной процедуры можно определить словами И. Лакатоса: «В начале у меня не было никаких проблем, а сейчас одни проблемы».

1.3. Концептуализация

 

 

В совместной проектной деятельности особую роль играет процедура концептуализации, включающая мыслительную деятельность по поиску оснований для формирования идеального представления о будущем  состоянии объекта (предмета) и способе  его проектирования.

Концепция (лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки, интерпретации какого-либо явления, предмета, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их систематического освещения. Ведущий замысел, конструктивный принцип для осуществления различных видов деятельности. В проектной культуре 70 — 80-х годов термины «концепция», «концепт», «концептуальность» приобрели широкое распространение, вызванное, прежде всего, необходимостью мировоззренческого и ценностного самоопределения субъекта деятельности в условиях множественности возможных точек зрения и подходов.

Концепция является своего рода информационной системой, содержащей сведения о цели, принципах, методах, условиях деятельности. В ходе концептуализации идет разработка стратегии и принципов проектирования; выявляется структура проектируемого объекта; определяются характеристики нового объекта в целом и отдельных  его элементов; уточняются цели и  формулируются задачи проектирования; выбираются критерии оценки успешности проектной деятельности.

Концептуализация связана с  необходимостью формирования системно-целостного представления о природе объекта  проектирования и тенденциях его  развития. Она помогает в более  четком обозначении проектного замысла, в поддержании высокого уровня проектной  активности за счет разворачивания и  языкового опредмечивания этого замысла, подготовки его публичного представления (социализации).

Методологи выделяют ряд ключевых понятий, связанных с процедурой концептуализации. Проектным дискурсом обозначается процесс мыслительного и знакового оформления проекта как текста, выполненного на определенном профессиональном языке проектирования. Языковые средства, которые для этого используются, могут быть разнообразными: вербальное описание, рисунок, система дифференциальных уравнений, создание компьютерной программы. Если это действительно проектирование, а не какой-то другой иной вид активности, при построении текста будут учтены природа среды, а также образ жизни и деятельности пользователей проектного продукта.

В ходе концептуализации происходит выбор участниками проектной  позиции из имеющихся различных  подходов и точек зрения, которые  предварительно подвергаются критическому анализу. Критическое отнесение к проекту формируется на основе альтернативных взглядов и концепций. Это не оценка и не экспертиза проекта в общепринятом смысле, но длительный процесс углубления в его смысл и содержание на основе «ценностного прочувствования»; соотнесения возможных последствий проектирования с ценностями и смыслами ее непосредственных участников, с ценностными рядами той области действительности, куда входит проектируемый объект.

По замечанию методологов, негативная эвристика в нормально развитой проектной культуре не менее важна, нежели «позитивное» проектирование, и имеет свою инфраструктуру с не менее развитым концептуальным обеспечением. Она позволяет выя явить противоречия, риски, негативные эффекты и последействия проекта. Для смягчения психологических реакций на негативную информацию в педагогическом проектировании можно использовать некоторые игротехнические приемы, например «черное и белое» оппонирование, ролевое отнесение, метод Делфи и др.

Полезно на этапе концептуализации прогнозировать «сопротивление материала» и среды. Иначе говоря, того воздействия и противодействия, которое неизбежно возникнет по ходу осуществления проекта. Источниками такого сопротивления могут стать предполагаемые пользователи проектных продуктов, обитатели среды, воспринимающие происходящие изменения под влиянием устоявшихся взглядов и принятого уклада жизни; конкурирующие социально-педагогические и образовательные системы.

Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования