Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.
· анализ образовательного поля и выделения ключевых проблем;
· оценку и распределение имеющихся ресурсов;
· формирование путей и проектов, направленных на решение проблем;
определение, проработку и защиту первоочередных проектов;
· выбор и фиксацию окончательной стратегии.
II. Второй (организационный) этап:
разработка бизнес-плана,
включающая наряду с ранее выполненным
анализом внешней ситуации, тенденций
и направлений развития высшего
образования и рынка
организация проектирования,
предусматривающая наряду с осуществлением
необходимых организационных
социальное проектирование,
учитывающее последствия
III. Третий (адаптационный) этап:
конкретизация банка методов,
приемлемых в данном конкретном случае
для использования в процессе
педагогического
выявление мероприятий, осуществление которых необходимо в процессе реализации педагогического проекта;
проведение мыслительного эксперимента, предполагающего реализацию моделирующей и прогностической деятельности;
разработка алгоритма практических действий по внедрению проекта в педагогическую практику;
разработка мер по оценке эффективности и качества принятых решений.
Условия успешности проектирования
· готовность руководства к организации и участию в проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: руководства регионального, городского, муниципального управления образования, отдельного учебного заведения);
· желание и готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности (то есть создания условий, мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, предоставление возможности проявить себя с определенной стороны: научной, профессиональной, общественной);
· наличие стратегии
При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных факторов нельзя говорить об успешной проектной деятельности и получении желаемых результатов.
Выводы
1. В соответствии с
современной парадигмой, высшее
образование должно носить
2. Педагогическое проектирование,
возникшее как результат
3. Педагогическое проектирование
имеет и нормативный, и
4. Проекты различаются
по виду деятельности (тип проекта),
по объему деятельности и
5. Основными принципами
педагогического
анализ объекта проектирования,
выбор формы проектирования,
теоретическое обеспечение проектирования,
методическое обеспечение проектирования,
пространственно-временное обеспечение проектирования,
материально-техническое обеспечение проектирования,
правовое обеспечение,
выбор системообразующего фактора,
установление связей и зависимостей компонентов,
составление документов,
мысленное экспериментирование,
экспертная оценка проекта,
корректирование проекта,
принятие решения об использовании проекта.
6. Проектирование в
7. Условиями успешности
проектирования являются: готовность
руководства и педагогического
коллектива к участию в
8. Критериями оценки
Используемая литература:
1. Александрова Е.С.
2. Агекова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Альма-матер (Вестник высшей школы). - 1994. - № 1.
3. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество: Сб. - М.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 1995.
4. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. - М.: Знание, 1987.
5. Заир-Бек Е.С. Основы
педагогического
6. Ломакина О. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. - 2003. - № 3.
7. Монехов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995.
8. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. - 2002. - № 6.
9. Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. - М.,2007.
Интернет -ресурсы:
1. http://www.pedlib.ru/books/1/
2. www.ysu.ru/institut/pedinst/
Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.
В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:
· практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
· новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
· прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);
· способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);
· процесс создания и реализации педагогического проекта;
· специфический способ развития личности;
· технология обучения.
Центральным понятием, необходимым
для анализа различных сторон
педагогического
В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.
Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:
диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
создание образа результата;
поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;
комплексная экспертиза результатов реализации проекта (СНОСКА: Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999).
Е. С.Заир-Бек связывает логику педагогического проектирования с такими этапами, как определение замысла, или эскиз проекта; разработка моделей действия (стратегия); планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации; организация обратной связи; оценка процесса; оценка и анализ результатов; оформление документации (СНОСКА: Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. — СПб., 1995).
В. Е. Радионов вслед за Дж. Джонсом выделяет предстартовый этап; этап декомпозиции (разделение общего замысла на части, иные задачи) и подбор соответствующих средств; этап трансформации, на котором первоначальный замысел конкретизируется, обретает структуру и конкретное содержание; этап конвергенции, где происходит «сборка» частных проектных решений в программы (СНОСКА: Радионов В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования. — СПб., 1996).
В. В. Сериков предлагает такую последовательность: разработка замысла, диагностичное задание цели, определение состава и условий действий, ведущих к личностным новообразованиям; формирование обобщенной характеристики педагогической ситуации, динамическое структурирование процесса; подбор педагогических средств; прогнозирование вариантов поведения педагога; диагностика результатов (СНОСКА: Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: концепция и технологии. — Волгоград, 1994).
Представляется, что для прикладных целей этапы проектирования можно «укрупнить», сведя к следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности.
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
2. Этап реализации проекта.
3. Рефлексивный этап.
4. Послепроектный этап.
Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого — создать предпосылки для успешности проектирования и его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения. Этот этап включает такие характерные процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация. Рассмотрим их особенности.
Любая проектная деятельность имеет
свою точку отсчета. Обычно это момент
рождения основной идеи или замысла
проекта. Ощущение потребности в
преобразовании педагогической действительности
исходно может возникнуть на государственном
(или же административном) уровне и
предстать перед практиками в
виде социального заказа. Жажда перемен
может сформироваться внутри педагогического
сообщества, группы заинтересованных
лиц или же в сознании отдельной
личности. На основе определенного
замысла рождаются
Идея создания проекта может
появиться на основе спонтанно возникшего
интереса к той или иной образовательной
сфере (к проблеме, предмету); в результате
целенаправленного исследования социально-педагогического
объекта с предварительным
Акт проектирования стимулируется неким «знанием о несовершенстве» той или иной области действительности. Поэтому начала проектной деятельности обязательно включают предварительное изучение окружающего мира. Для того, чтобы начинать некие целенаправленные изменения в педагогической действительности, необходимо выяснить:
1. что именно нас не устраивает в окружающем мире, в природной или социальной среде, в людях, наконец, в самих себе;
Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования