Этапы и методы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат

Описание работы

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 165.35 Кб (Скачать)

Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Установление связей идет непроизвольно. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются все другие связи. Это ведущее звено называется системообразующим. Оно служит основанием, стержнем для объединения компонентов (эффект шампура при приготовлении шашлыка).

Системообразующий компонент - это тот, который способен объединить все другие компоненты в целостное единство, целенаправлять их и стимулировать развитие. И при этом системообразующий компонент остается свободным сам и не мешает маневренности других компонентов. Только благодаря ему возможно создание новых устойчивых педагогических образований, так что определить его чрезвычайно важно.

Выбор системообразующего фактора влияет на стратегию и тактику воспитания личности. Психологи выявили и описали две стратегии поведения педагога в процессе проектирования: содержательную и динамическую.

Содержательная стратегия  педагогического проектирования берет  за основу цели и задачи воспитания личности и, сохраняя их неизменными, варьирует лишь содержание, методы и формы. Цели и задачи при этом берутся как исходные и объективно заданные. Педагог в этом случае ищет такие способы влияния на личность, которые бы побудили ее развиваться именно в соответствии с поставленными целями.

Динамическая стратегия  в качестве системообразующих компонентов берет возможности личности воспитанника и педагога. Логика мышления в данной стратегии состоит в том, что нужно исходить из объективно заданных возможностей участников систем, процессов и ситуаций и далее двигаться к определению целей, принципов, содержания, методов, средств и форм.

Установление связей и  зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи  происхождения (порождения), построения, содержания и управления.

Связи происхождения можно  использовать при проектировании интегративного вида образования, или интегративного учебного предмета, или интегративного урока. При установлении связей между  структурами, содержанием, методическими  компонентами урока рождаются новые  образования: новый вид образования (например, инженерно-педагогическое), новая дисциплина (экология), новый вид урока (интегративный урок).

Связи построения затрагивают  структуру, расположение частей, компонентов  процесса. Используя их, в урок можно  ввести знания из других дисциплин, увеличить  или уменьшить, а также переставить  местами компоненты. В сущности, проектируемый объект остается прежним, он подвергается легкой модернизации.

Связи содержания напротив, затрагивают сущность взаимодействующих  компонентов - состава и содержания. Так, под влиянием передовых форм труда на производстве, особенностей применяемой технологии можно кардинально  изменить методику производственного  обучения будущих рабочих соответствующей  специальности.

Связи управления, сохраняя традиционный подход к объекту проектирования, позволяют его слегка изменить, приспосабливая к новой среде, к соседствующим  системам, процессам и ситуациям. Например, такие связи устанавливаются, когда хотят сделать их профессионально  целесообразными.

Составление документа, как  правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня  обязательных разделов и их структурного построения.

Мысленное экспериментирование  применения проекта - это проигрывание в уме созданного проекта, его  самопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния  на участников, последствия этого  влияния. Мысленное экспериментирование  предполагает предварительную проверку поведения учащихся и педагогов  в спроектированной системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата в виде предполагаемого проявления индивидуальных качеств.

Экспертная оценка проекта - это проверка созданной формы  проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными  в его реализации. С помощью  сторонней экспертизы создается  независимая характеристика проекта.

Корректировка проекта совершается  после терпеливого экспериментирования  и широкой экспертной оценки. Получив  замечания, определив недостатки, создатели  проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, совершенствуют, обогащают. Все это и есть корректировка.

Принятие решения об использовании  проекта - завершающее действие проектирования. После него начинается его применение на практике. Принятие решения - это  всегда психологический акт, связанный  с ответственностью за качество проекта  и результаты его использования. Это к тому же, всегда нравственное решение.

В заключение следует сказать, что все эти этапы так или  иначе, но проявляются в проектировании любого педагогического объекта, в  любой форме его проектирования. Осмысление их поможет саму процедуру  сделать более экономной и  целенаправленной, более грамотной.

Психологические основы педагогического  проектирования

Педагогическое проектирование является одновременно наукой, и искусством. Как процесс оно имеет одновременно и нормативный, и творческий характер. Нормативный потому, что он регламентирован  и имеет свои этапы, формы, принципы и приемы реализации. Как искусство, - потому, что оно требует oт преподавателя большого напряжения сил, чувств, работы души. Оно всегда индивидуально и опирается на артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность преподавателя как педагога.

Психологические основы педагогического  проектирования еще недостаточно изучены. Во время педагогического проектирования могут проявляться следующие  виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое, организационное.

Моральное творчество - это  деятельность в сфере морально-этических  отношений обучающихся и преподавателей с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый  результат. Оно необходимо, прежде всего, при проектировании педагогических ситуаций.

Дидактическое творчество - это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения обучающимися.

Технологическое творчество - это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда  осуществляется поиск и создание новых педагогических систем, процессов  и ситуаций, способствующих повышению  результативности обучения и воспитания обучающихся. Это самый сложный  вид творчества. Он охватываем деятельность преподавателя и обучающихся целиком.

Организаторское творчество - это творчество в сфере управления и организации по созданию новых  способов планирования, контроля, расстановки  сил, мобилизации ресурсов, связи  со средой, взаимодействия преподавателей и обучающихся. Организационное  творчество обеспечивает научную организацию  труда.

Все, что разрабатывает  преподаватель, можно поделить по степени  значимости и сложности на три  группы, используя для этого техническую  терминологию. Самой простой творческой разработкой является - рационализаторское предложение. Рационализаторское предложение - это новое решение, направленное на усовершенствование уже имеющихся  и ранее применяемых отдельных  компонентов педагогических систем, процессов и ситуаций. Новизна  в этом случае носит локальный характер.

Этапы и формы педагогического  проектирования

Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и  основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение  ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками  воспитательных отношений.

Каково происхождение  идеи проектирования образовательных программ?

Первое основание: функция  педагогического проектирования состоит  в создании условий для преобразования современной системы образования, в целях предоставления обществу более качественных образовательных  услуг.

Второе основание - современная  парадигма, в которой система  образования рассматривается как  сфера услуг, удовлетворяющая образовательные  потребности населения. Напомним, что  логика построения рынка образовательных  услуг непреложным образом диктует  необходимость защиты прав потребителя. Среди его прав: право на информацию об услугах, право на выбор услуги, и право на гарантию качества производимых услуг. В системе образования  эти потребительские права обеспечиваются действием образовательных программ и образовательных стандартов. Разнообразие программ и стандартов организует поле выбора образовательных услуг; образовательные  программы создаются (в том числе) в целях информирования потребителя  о существе услуг; и программы  и стандарты выступают гарантом качества услуги (программы, в первую очередь, внутренним, стандарты - внешним).

Главным основанием для возникновения  такого механизма построения образовательных  систем выступает ориентация на идеи дифференциации и индивидуализации. Это и есть третье основание.

Следующая ступень проектирования - создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с  созданной моделью, она доводится  до уровня использования для преобразования педагогической действительности.

Третий этап проектирования - это конструирование. Конструирование  еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной  и педагогической деятельности - это уже методическая задача.

Формы педагогического проектирования - это документы, которых описывается  с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

 Каждому объекту и  ступени проектирования присущи  свои формы, их число и даже  они сами могут меняться.

Система форм педагогического  проектирования

Типология проектов

Типологические признаки проектов по (Е.С. Полат):

Доминирующая в проекте  деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

Характер координации  проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов (среди  участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие  типы проектов.

Типологические признаки проектов 

В соответствии с первым признаком существуют следующие  типы проектов 

 Исследовательские  

 Такие проекты требуют  хорошо продуманной структуры,  обозначенных целей, актуальности  предмета исследования для всех  участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том  числе экспериментальных и опытных  работ, методов обработки результатов.  Эти проекты полностью подчинены  логике исследования и имеют  структуру, приближенную или полностью  совпадающую с подлинным научным  исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных Результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.  

 Творческие  

 Этот проект всегда  требует творческого подхода  и в этом смысле любой проект  можно назвать творческим. При  определении типа проекта выделяется  доминирующий аспект. Творческие  проекты предполагают соответствующее  оформление результатов. Такие  проекты, как правило, не имеют  детально проработанной структуры  совместной деятельности участников, она только намечается и далее  развивается, подчиняясь жанру  конечного результата, обусловленной  этим жанром и принятой группой  логике совместной деятельности, интересам участников проекта.  В данном случае следует договориться  о планируемых результатах и  форме их представления (совместной  газете, сочинении, видеофильме,  драматизации, спортивной игре, празднике,  экспедиции и т.п.). Однако оформление  результатов проекта требует  четко продуманной структуры  в виде сценария видеофильма,  драматизации, программы праздника,  плана сочинения, статьи, репортажа  и так далее, дизайна и рубрик  газеты, альманаха, альбома и пр.  

 Ролевые, игровые  

 В таких проектах  структура также только намечается  и остается открытой до завершения  работы. Участники принимают на  себя определенные роли, обусловленные  характером и содержанием проекта.  Это могут быть литературные  персонажи или выдуманные герои,  имитирующие социальные или деловые  отношения, осложняемые придуманными  участниками ситуациями. Результаты  этих проектов либо намечаются  в начале их выполнения, либо  вырисовываются лишь в самом  конце. Степень творчества здесь  очень высокая, но доминирующим  видом деятельности все-таки является ролево-игровая.  

Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования