Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.
Ознакомительно-
Этот тип проектов
изначально направлен на сбор
информации о каком-то объекте,
Практико-ориентированные (прикладные)
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начал результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования -- по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа, действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.).
Такой проект требует
тщательно продуманной
По второму признаку - предметно-содержательной области выделяют:
Монопроекты
Такие проекты проводятся
в рамках одного предмета. При
этом выбираются наиболее
Межпредметные
Межпредметные проекты, выполняются во внеурочное время. Это -- либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX--XX веков» и пр.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Литературно-творческие проекты
Это наиболее
Естественно-научные проекты
Проекты чаще всего
бывают исследовательскими, имеющими
четко обозначенную
Экологические проекты
Требуют привлечения
исследовательских, поисковых
Языковые (лингвистические) проекты
Очень популярны, поскольку
касаются проблемы изучения
Культуроведческие проекты
Связаны с историей и традициями разных стран. Без культуроведческих знаний очень трудно работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;
Спортивные проекты
Объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто в ходе таких проектов они обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (чужих или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.);
Географические проекты
Могут быть
Исторические проекты
Позволяют их участникам
исследовать самые
Музыкальные проекты
Объединяют партнеров,
интересующихся музыкой.
Структура проекта может быть обозначена следующим образом:
цель проекта, его актуальность -- источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) -- результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) -- презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.).
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Характер координации проекта
По количеству участников проектов можно выделить проекты:
1. личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
2. парные (между парами участников);
3. групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
1. краткосрочными (для решения
небольшой проблемы или части
более крупной проблемы), которые
могут быть разработаны на
нескольких уроках по
2. средней продолжительности (от недели до месяца);
3. долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
В работе над проектами,
не только исследовательскими, но
и многими другими,
выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала (предпочтительно, чтобы этот этап предусматривал самостоятельную деятельность учащихся в классе, например в форме «мозговой атаки»);
формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.
Реализация метода
проектов и исследовательского
метода на практике ведет к
изменению позиции учителя. Из
носителя готовых знаний он
превращается в организатора
познавательной деятельности
Отдельно следует сказать
о необходимости организации
внешней оценки всех проектов, поскольку
только таким образом можно
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.)- Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
Важным моментом является
распределение задач по группам,
обсуждение возможных методов
Затем начинается самостоятельная
работа участников проекта по своим
индивидуальным или групповым
Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и пр.).
Необходимым этапом выполнения проектов является их зашита, оппонирование.
Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Параметры внешней оценки проекта:
· значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
· корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
· активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
· коллективный характер принимаемых решений;
· характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
· необходимая и достаточная
глубина проникновения в
· доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
· эстетика оформления результатов выполненного проекта;
· умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Основные этапы реализации проектирования
Для разработки проекта развития
образовательной системы особое
значение имеет проблема выбора эффективных
методов, позволяющих реально
I. Первый (стратегический) этап:
создание стратегии
· предварительную формулировку стратегической цели, концепции и миссии образовательной системы c учетом комплексной диагностики образовательной системы и оценки ее инновационного потенциала, осуществляемой в связи с ее функционированием в нестабильных динамично меняющихся условиях внешней среды;
Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования