Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает,в еще не до конца сформированной личности особые эмоционально психологические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы.
Введение………………………………………………………….. 3-5 стр.
Глава 1. Теоретические подходы эстетического воспитания школьников.
Эстетическая сущность искусства………………. 6-9 стр.
Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания………………………………………..10-17 стр.
Восприятие искусства младшими
школьниками…………………………………….. 18-23 стр.
Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках изобразительного искусства, литературы, музыки…………………………….. 24-28 стр.
Глава 2. методические аспекты преподавания изобразительного искусства в младших классах.
2.1. Новые формы преподавания на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………. 29-33 стр.
2.2. Комплексная художественно – эстетическая программа «Изодеятельность»………………………………………………. 24-40 стр.
Заключение………………………………………………………… 41-42 стр.
Список используемой литературы…………………………….....43 стр.
Важно при этом добиваться хорошей и доверительной атмосферы в общении с учащимися.
Очень важно приложить усилия к тому, чтобы полученные знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерять индивидуальность ребенка, для этого нагрузка и задания для детей дифференцируются с учетом способностей, личностных пристрастий и возможностей учеников.
В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решения задач урока; проводится игровая выставка и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.
Деятельность на таких уроках может быть весьма разнообразной: дети слушают музыку, рассматривают картины, выступают с докладами, слушают
друг друга, участвуют
в обсуждении задаваемых вопросов.
Скучать на таких
уроках некогда.
Как правило, такие уроки проходят на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. Показатель действенности этого урока был действительно высок.
Картины и наглядный материал желательно оставить висеть еще на неделю, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Результаты такого урока проявят себя и позднее. Когда в курсе истории класс проходил тему «Искусство Руси», ребята блестяще показали знания, которые усвоили с урока по искусству.
Результативность этого урока несомненна: средства искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.
Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
2.2. Комплексная художественно-эстетическая программа
«Изодеятельность»
Пояснительная записка.
«Все мы родом из детства…» - это не просто крылатая фраза. Именно в детстве формируются жизненные основы, характер человека. Сколько радости
и удовольствия получает ребенок, когда на его листке появляются изображения каких-либо любимых зверюшек, куколок, самолетов и т.д.
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.
Срок реализации программы - 3 года. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 12 лет. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа ( с перерывом 10 мин ).
Типология программы:
Модифицированная - на основе образовательного курса по предметам методика преподавания изобразительного искусства, история изобразительного искусства, рисунок, живопись, композиция, цветоведение, истории художественного образования в Томском Государственном Университете.
Художественно-эстетическая- на основе поставленных задач.
Обеспечивающая развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации.
Комплексная – включает в себя 4 образовательных дисциплин:
Рисунок
Живопись
Композиция
Декоративно- прикладное творчество
В программе чередуются задания предметного, сюжетного, декоративного рисования, выстраивается их последовательность по принципу нарастания степени сложности поставленных задач.
Долгосрочная – рассчитана на 3 года с возможностью для выпускников продолжение занятий в группе.
Цель формирование у детей навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области народного и декоративно – прикладного искусства;
развитие у детей способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;
ознакомление с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов.
Для того чтобы дети освоили
как можно большее количество
средств и способов создания художественного
образа, и чтобы интерес к
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи – обучающие, воспитательные, развивающие.
Обучающие задачи.
- дать начальные сведения
о рисунке, живописи, композиции,
картине, декоративно-
В области композиционной организации изображения:
- гармонично заполнять
всю поверхность листа
- выбирать положение листа
бумаги в зависимости от
- выбирать величину изображения
предметов соответственно
- передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке
В области формы, пропорции, конструкции:
- уметь рисовать линии
разного направления и
- уметь рисовать предметы симметричной формы,
- знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова), учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения.
В области цвета:
- знать способы получения
составных цветов, светлых и темных
оттенков одного цвета,
- иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,
В области передачи пространства:
- уметь передать плановость пространства (ближе-ниже, дальше-выше), загораживаемость дальних предметов ближними,
- элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену),
- уметь передавать зрительное
уменьшение удаленных
Воспитательные задачи.
- формировать потребность в самоорганизации
- трудолюбие
- аккуратность, старательность
- самостоятельность в выборе и решении задач.
- воспитывать заботливое
и бережное отношение к
Развивающие задачи – это стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы. Решая эту задачу необходимо:
- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
- развивать художественно-творческую активность, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся получили начальные сведения о рисунке, живописи, картине, узоре, палитре, об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов, научились высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; верно и выразительно передают в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение цвета предметов; правильно сидят за столом, мольбертом, правильно держат лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисуют карандашом – без напряжения проводят линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; определяют величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги; передают в рисунках на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражают основное содержание литературного произведения; передают в тематических рисунках пространственные отношения – отображают основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображают передние предметы крупнее удаленных предметов.
Формы подведения итогов реализации программы: проводить выставки проделанной работы 2 раза в год по окончании полугодия; отслеживать результаты знаний, умений и навыков при помощи индивидуальных карточек учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе.
Режим работы: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа на 1 группу. В основе обучения лежат групповые занятия.
Основной девиз, используемый на протяжении всего периода обучения: видеть – чувствовать – отображать.
Он включает в себя методы работы: от простого – к сложному, повторение и расширение объема знаний от целого – к детали, от детали – к целому.
К концу второго года обучения учащиеся получили простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира, начальные сведения о декоративной росписи матрешек; усвоили понятия «график», «живописец», «набросок», «графика», «теплый цвет», «холодный цвет»;научились выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в краске предметов, изящество их форм, очертаний, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; правильно определяют и изображают форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет, используют силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов декоративной композиции.Выделяют интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивают размером, цветом главное в рисунках, соблюдают последовательность выполнения рисунка, чувствуют и определяют холодные и теплые цвета.
К концу третьего года рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства(содержание худ.формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства; чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; выполнять изображение отдельных предметов( шар, куб и т.д) с использованием фронтальной и угловой перспективы; передавать в рисунках тень, свет, полутень, блик, падающую тень; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.
Для подведения результатов обучения проводить выставки проделанной работы 2 раза в год по окончании полугодия.
Технологии и методики программы
Преподавая по данной программе, предлагаются технологии личностно- ориентированного развивающего обучения, элементы культуровоспитывающей технологи, групповые технологии, элементы игровой технологии.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства