Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает,в еще не до конца сформированной личности особые эмоционально психологические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы.

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3-5 стр.
Глава 1. Теоретические подходы эстетического воспитания школьников.
Эстетическая сущность искусства………………. 6-9 стр.
Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания………………………………………..10-17 стр.
Восприятие искусства младшими
школьниками…………………………………….. 18-23 стр.
Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках изобразительного искусства, литературы, музыки…………………………….. 24-28 стр.
Глава 2. методические аспекты преподавания изобразительного искусства в младших классах.
2.1. Новые формы преподавания на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………. 29-33 стр.
2.2. Комплексная художественно – эстетическая программа «Изодеятельность»………………………………………………. 24-40 стр.
Заключение………………………………………………………… 41-42 стр.
Список используемой литературы…………………………….....43 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 84.57 Кб (Скачать)

     Важно при этом добиваться хорошей и доверительной атмосферы в общении с учащимися.

      Очень важно приложить усилия к тому, чтобы полученные знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерять индивидуальность ребенка, для этого нагрузка и задания для детей дифференцируются с учетом способностей, личностных пристрастий и возможностей учеников.

      В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решения задач урока; проводится игровая выставка и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

      Деятельность на таких уроках может быть весьма разнообразной: дети слушают музыку, рассматривают картины, выступают с докладами, слушают

друг друга, участвуют  в обсуждении задаваемых вопросов. Скучать на таких 
уроках некогда. 

      Как правило, такие уроки проходят на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. Показатель действенности этого урока был действительно высок.

      Картины и наглядный материал желательно оставить висеть еще на неделю, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Результаты такого урока проявят себя и позднее. Когда в курсе истории класс проходил тему «Искусство Руси», ребята блестяще показали знания, которые усвоили с урока по искусству.

      Результативность этого урока несомненна: средства искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.

      Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Комплексная художественно-эстетическая программа

«Изодеятельность»

Пояснительная  записка.

     «Все мы родом из детства…» - это не просто крылатая фраза. Именно в детстве формируются жизненные основы, характер человека. Сколько радости

и удовольствия получает ребенок, когда на его листке появляются изображения каких-либо любимых зверюшек, куколок, самолетов и т.д.

     Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.

     Срок реализации программы - 3 года. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 12 лет. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа ( с перерывом 10 мин ).

   Типология программы:

Модифицированная - на основе образовательного курса по предметам методика преподавания изобразительного искусства, история изобразительного искусства, рисунок, живопись, композиция, цветоведение, истории художественного образования в Томском Государственном Университете.

Художественно-эстетическая- на основе поставленных задач.

Обеспечивающая развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации.

Комплексная – включает в себя 4 образовательных дисциплин:

Рисунок

Живопись

Композиция

Декоративно- прикладное творчество

В программе чередуются задания  предметного, сюжетного, декоративного  рисования, выстраивается их последовательность по принципу нарастания степени сложности  поставленных задач.

Долгосрочная – рассчитана на 3 года с возможностью для выпускников продолжение занятий в группе.

Цель  формирование у детей навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области народного и декоративно – прикладного искусства;

развитие у детей способностей, художественного вкуса, творческого  воображения, эстетического чувства  и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;

ознакомление с выдающимися  произведениями изобразительного искусства  и архитектуры разных эпох и народов.

Для того чтобы дети освоили  как можно большее количество средств и способов создания художественного  образа, и чтобы интерес к изобразительной  деятельности у них при этом не ослабевал, в программе используется принцип чередования художественных материалов и техник.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи – обучающие, воспитательные, развивающие.

Обучающие задачи.

- дать начальные сведения  о рисунке, живописи, композиции, картине, декоративно-прикладном  искусстве. Обучить основам изобразительной  грамоты, формировать художественные  знания, умения, навыки.

    В области композиционной организации изображения:

- гармонично заполнять  всю поверхность листа элементами  изображения.

- выбирать положение листа  бумаги в зависимости от содержания  изображаемого,

- выбирать величину изображения  предметов соответственно размеру       листа,

- передавать смысловые  связи предметов в сюжетном  рисунке

  В области  формы, пропорции, конструкции:

- уметь рисовать линии  разного направления и характера,

- уметь рисовать предметы  симметричной формы,

- знать особенности строения  тела человека (туловище, конечности, шея, голова), учитывать положение  фигуры в рисунке при передаче  простого движения.

 В области цвета:

- знать способы получения  составных цветов, светлых и темных  оттенков одного цвета, простейшие  правила смешения основных красок  для получения более холодного  и теплого оттенков,

- иметь понятие о теплой  и холодной цветовых гаммах,

 В области передачи пространства:

- уметь передать плановость  пространства (ближе-ниже, дальше-выше), загораживаемость дальних предметов ближними,

- элементарно изображать  замкнутое пространство (пол и  заднюю стену),

- уметь передавать зрительное  уменьшение удаленных предметов.

Воспитательные  задачи.

- формировать потребность  в самоорганизации

- трудолюбие

- аккуратность, старательность

- самостоятельность в выборе и решении задач.

- воспитывать заботливое  и бережное отношение к природе,  к народным традициям к искусству,  умение дружить, доброжелательное  отношение к людям.

Развивающие задачи – это стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы. Решая эту задачу необходимо:

-  формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;

- развивать художественно-творческую активность, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;

  • развивать способность воспринимать прекрасного в природе, окружающем мире;
  • формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре;
  • содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения;
  • формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям;
  • способствовать развитию зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии;
  • развивать  качества эстетического сознания, раскрывать понимание взаимосвязи национального народного искусства с разными областями профессионального искусства;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности, внимание, наблюдательность.
  • развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения учащиеся получили начальные сведения о рисунке, живописи, картине, узоре, палитре, об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов, научились высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; верно и выразительно передают в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение цвета предметов; правильно сидят за столом, мольбертом, правильно держат лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисуют карандашом – без напряжения проводят линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; определяют величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги; передают в рисунках на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражают основное содержание литературного произведения; передают в тематических рисунках пространственные отношения – отображают основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображают передние предметы крупнее удаленных предметов.

Формы подведения итогов реализации программы: проводить выставки проделанной работы 2 раза в год по окончании полугодия;  отслеживать результаты знаний, умений и навыков при помощи индивидуальных карточек учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе.

Режим работы: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа на 1 группу. В основе обучения лежат групповые занятия.

Основной девиз, используемый на протяжении всего периода обучения: видеть – чувствовать – отображать.

Он включает в себя методы работы: от простого – к сложному, повторение и расширение объема знаний от целого – к детали, от детали –  к целому.

К концу второго года обучения учащиеся получили простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира, начальные сведения о декоративной росписи матрешек; усвоили понятия «график», «живописец», «набросок», «графика», «теплый цвет», «холодный цвет»;научились выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в краске предметов, изящество их форм, очертаний, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; правильно определяют  и изображают форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет, используют силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов декоративной композиции.Выделяют интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивают размером, цветом главное в рисунках, соблюдают последовательность выполнения рисунка, чувствуют и определяют холодные и теплые цвета.

К концу третьего года  рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства(содержание худ.формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства; чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; выполнять изображение отдельных предметов( шар, куб и т.д) с использованием фронтальной и угловой перспективы; передавать в рисунках тень, свет, полутень, блик, падающую тень; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.

Для подведения результатов  обучения проводить выставки проделанной  работы 2 раза в год по окончании  полугодия.

Технологии и  методики программы

Преподавая по данной программе, предлагаются технологии личностно- ориентированного развивающего обучения, элементы культуровоспитывающей технологи, групповые технологии, элементы игровой технологии.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства