Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает,в еще не до конца сформированной личности особые эмоционально психологические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы.
Введение………………………………………………………….. 3-5 стр.
Глава 1. Теоретические подходы эстетического воспитания школьников.
Эстетическая сущность искусства………………. 6-9 стр.
Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания………………………………………..10-17 стр.
Восприятие искусства младшими
школьниками…………………………………….. 18-23 стр.
Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках изобразительного искусства, литературы, музыки…………………………….. 24-28 стр.
Глава 2. методические аспекты преподавания изобразительного искусства в младших классах.
2.1. Новые формы преподавания на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………. 29-33 стр.
2.2. Комплексная художественно – эстетическая программа «Изодеятельность»………………………………………………. 24-40 стр.
Заключение………………………………………………………… 41-42 стр.
Список используемой литературы…………………………….....43 стр.
Рассмотрим воспитательно – образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству.
Основным
и главным элементом
Художественная литература — органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности. Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания.
Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу произведений искусства с позиций эстетики.
Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения.
Другой важнейший предмет художественного цикла в школе — музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества. Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки.
Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
Наконец, самый важный, по моему мнению, с точки зрения эстетического воспитания школьников учебный предмет художественного цикла в школе — «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. Произведения художников, мастеров декоративного искусства, скульптуры, архитектуры зримы, вечны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей.
В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.
Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства, развивают в душе ребенка эстетический талант зрителя, делают его как бы причастным к созданию великого и вечного. Они делают человека художником.
Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.
Программа формулирует следующие задачи
преподавания
изобразительного искусства:
- развитие понимания явлений окружающей действительности;
- формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование);
- воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.
Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе -духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.
Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.
Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. Своеобразие эстетического воздействия театра обусловлено коллективным характером восприятия. Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».
Театр - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.
Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.
Глава 2. Методические аспекты преподавания изобразительного искусства в младших классах.
2.1.Новые формы преподавания на уроках изобразительного искусства.
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации. К сожалению, данная информация несет преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Наши дети смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки стали уходить из быта семьи, и как следствие, нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодого поколения, выращенного на западных идеалах, соответствующим образом меняется их восприятие мира, идеалы, жизненные цели.
В связи с этим тема приобщения учащихся школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей родине, к ее великому историческому потенциалу, русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Это искусство всегда было ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств между людьми. В ней кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность.
Народное искусство - богатейшая сокровищница является неиссякаемым источником творческой фантазии.
С позиции искусствознания путь художественного воспитания детей с помощью народного творчества представляется верным по двум причинам:
1. Этот путь позволяет воспитать у детей определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Природа человека такова, что его сущность заставляет его создавать не только нужные и полезные, но и просто красивые, выразительные вещи. И сейчас человеку необходим красивый предметный мир, для создания которого необходим развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного искусства в художественном воспитании просто неоценима.
2. Произведения прикладного народного искусства могут сыграть большую роль в развитии художественной культуры, в развитии художественного вкуса, в подготовке к восприятию различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение в системе эстетического и художественного воспитания.
Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным методам педагогики.
Так, например:
1. Урок - сообщение новых знаний, где наряду с уроками - лекциями можно широко использовать уроки с элементами выступлений о результатах поисковой работы на заданную тему. На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, формировать свою точку зрения и отстаивать свои взгляды, слушать друг - друга и выступать в диспутах.
Пример такого урока «народные промыслы русского языка» (в приложении)
2. Комбинированные уроки:
а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.
Учащимся предлагается работа по определенному образцу. Рассмотрим примерный план урока, где выполняются тренинговые упражнения по обработке выполнения основных элементов Городецкой росписи.
б) сообщение новых знаний + практикум: импровизация.
Так, например, при изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определенной эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении темы «Интерьер» не только познакомить учащихся с обстановкой замка, дворца и т.п., но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце Синей Бороды», на улицах Города Мастеров» и т.д. с использование музыкального и литературного материала.
3. Обобщающие уроки:
а) уроки-викторины.
б) урок-игра.
в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объемных тем, например «Народные промыслы и ремесла».
Для формирования основ творческой деятельности учащихся, на уроках следует использовать следующие этапы работы:
1. Знакомство с произведением искусства должно быть впечатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно - музыкальных ассоциациях Пример урока по теме «Костюм эпохи Древней Греции» (В приложении).
На обобщающих уроках должны ярко просматриваться элементы диалога. Чтобы диалог между учителем и учащимися состоялся, можно включить в учебный процесс элементы театрализации и создания условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Эмоциональным и содержательным дополнением является введение музыкального и литературного ряда.
В процессе работы количество наглядного и иллюстрационного материала, созданного руками учащихся, год от года растет. Данный материал позволяет проводить различные общешкольные выставки и праздники, которые позволяют повысить качество работ учащихся, так как их произведения выставляются на всеобщее обозрение для общешкольного просмотра. Расписные доски, поделки, игрушки, модели, макеты, аппликации, как результаты художественного труда наряду с выставками рисунков дают наиболее полное представление о предмете ИЗО. При этом особую ценность представляют коллективные работы.
Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Распределяя работы и обязанности между членами коллектива, дети оказывают помощь друг - другу, чувствуют ответственность за порученное им дело.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства