Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает,в еще не до конца сформированной личности особые эмоционально психологические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы.

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3-5 стр.
Глава 1. Теоретические подходы эстетического воспитания школьников.
Эстетическая сущность искусства………………. 6-9 стр.
Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания………………………………………..10-17 стр.
Восприятие искусства младшими
школьниками…………………………………….. 18-23 стр.
Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках изобразительного искусства, литературы, музыки…………………………….. 24-28 стр.
Глава 2. методические аспекты преподавания изобразительного искусства в младших классах.
2.1. Новые формы преподавания на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………. 29-33 стр.
2.2. Комплексная художественно – эстетическая программа «Изодеятельность»………………………………………………. 24-40 стр.
Заключение………………………………………………………… 41-42 стр.
Список используемой литературы…………………………….....43 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 84.57 Кб (Скачать)

        Таким  образом, вся система эстетического  воспитания нацелена на общее  развитие ребенка, как в эстетическим  плане, так и в духовном ,нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем овладения ребенком знаниями художественно – эстетической культуры, развития способности к художественно – эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическими восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

 

 

 

 

 

1.3. Восприятие искусства младшими школьниками.

        Взаимодействие  ребенка и любого вида искусства,  прежде всего, начинается с  восприятия. Произведение искусства  достигает своей цели, когда оно не посредственно воспринято школьником, когда освоено его художественная сущность. Очень важно уделять особенное внимание именно процессу восприятия художественно произведения.

Существуют три наиболее важных этапа восприятия художественного произведения школьником.

      К первому  этапу освоения художественного  произведения относится первичное  восприятие, первичное творческое  воссоздание в сознании художественных  образов. Сущность этого этапа  состоит в том, что первичное  восприятие детьми художественного  произведения необходимо продумывать.  При первичном неорганизованном  восприятии, детьми, как правило,  часто упускается то, что показалось  непонятным или неинтересным, что  прошло мимо их внимания ввиду  недостатка жизненного опыта  или слабости художественно –  эстетического развития.

      В том,  мимо чего прошел ребенок, нередко  остается существенное и важное, без чего невозможно восприятие  целостной картины художественного  произведения, его глубокой основы.

С самого начала преподавания искусства необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант читателя, зрителя, слушателя, талант соучастия в творчестве.

     Первичное  освоение произведения искусства  предъявляет специфические требования  к формам организации восприятия. Наиболее эффективна первая встреча  ребенка с произведением искусства  происходит в форме свободного  общения. Педагог предварительно  заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы.

     Внеклассная  и домашняя работа со своими  более свободными формами постепенно  становится органической частью  учебных занятий. С этой целью  учитель на уроке учит детей  навыками и приемам самостоятельной  работы. На уроках приучают детей  к коллективному прочтению отрывков, прослушиванию дисков и лент  с записью художественного чтения, индивидуальному чтению, к чтению  в лицах и драматизации, коллективному  пению, просмотру фильмов, картин, диапозитивов, спектаклей и телепостановок. Все это позволяет детям в  соответствии с заданиями учителя  уделять серьезное внимание первичному  восприятию вне урока: индивидуальному  и коллективному чтению в лицах,  совместным походам в кино, просмотру  и прослушиванию теле – и  радио- передач.

      На этом  этапе просто необходимо использовать  такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию,заинтересовывают детей сюжетом произведения, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, общей картины произведения он предлагает привлекать исторический материал эпохи, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания.

       В рамках  внеклассных и домашних занятий  предлагается дать детям задания  по отысканию и исторического  материала, характеризующего время,  описанное, изображенное, звучащее  в произведении. Выполнение исследовательских  заданий по сбору фактов, касающихся  создания произведения, обсуждения  с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов – все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу, для дальнейшей работы над произведением.

      В педагогической  практике предлагается привлекать  и опыт личных отношений ребенка.  Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе слушания музыкального произведения, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях.

      Второй  этап постижения художественного  произведения школьниками, характеризуется,  как организация процесса получения  учителем обратной информации  о глубине первичного усвоения  учащимися материала и одновременно  активностью духовного переживания  детьми воздействия искусства. Сущность этого пита, заключается в том, что учителя предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения художественного произведения или его частей в собственной деятельности, чтобы выяснить стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника.

        При  изучении литературы ничто так  не свидетельствует о степени  интереса ребенка и глубине  первичного восприятия, как чтение  им наизусть стихов, отрывков  прозы, выразительности и эмоциональность  этого чтения. Пренебрежение к  заучиванию не только ослабляет  память детей, но и, главное,  объединяет их духовно. На этом  этапе работы по восприятию  художественного произведения огромная  роль отводится таким видам  творческой деятельности, как сочинение  с самостоятельными оценками  и анализом и проведения свободных  творческих обсуждений и дискуссий. 

На уроках изобразительного искусства в качестве дополнительного задания рекомендуется использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности.

На уроках литературы и  музыки такими дополнительными заданиями  могут быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Наконец, на уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям  произведения искусства слова или  визуального образа.

      Если учащиеся  владеют исполнительскими навыками, они получить задание импровизировать  на ту или иную тему. Все  это в комплексе решает важнейшую  педагогическую задачу: осуществление  в единстве глубокого и всестороннего  усвоения детьми идеи и художественных  образов произведения, получение  учителей обратной информации о глубине усвоения учащимися материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей детей.

      И третий  этап освоения произведения искусства  школьниками, которые выделяются  в литературы, можно характеризовать  как этап научного постижения  художественной деятельности. После  того, как в сознании ребенка  воссоздана художественная картина  жизни во всей сложности, противоречивости  и многообразии образов, возникает  необходимость ее научного анализа.  Благодаря глубокому проникновению  учащихся в художественную сущность  произведения искусства становится  возможным его использование  для глубокого познания жизни, формирование мировоззрения, воспитание нравственности.

      В качестве  главных методов на этом этапе  выступают методы теоритического  художественного и научного анализа.  Постижение ребенком произведения  искусства с помощью анализа,  по мнению автора, можно организовать  двумя путями.

     Первый состоит  в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоритического осмысления художественного явления. В различных формах ему даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека.

      Конечно,  сам школьник не всегда сможет  разобраться в сложных теоритических  вопросах, даже если воспользуется  консультацией и справочной литературой.  Однако педагогические выгоды  именно такого начала анализа  художественного произведения состоят  в том, что ребенок знакомится  с широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы  проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения искусства.

     Второй путь  научного постижения художественного  произведения состоит втом, чтобы  школьник приступил к творческому  освоению литературно – художественной критике. Задача литературно – художественной критике – помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно – художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно – эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны школьникам также хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей, режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения на подлинно научную основу. Такой подход кделу даст возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно – аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять оценки критика или полемизировать с ним.

 Третий этап восприятия  художественного произведения, несомненно, важных, но, на наш взгляд, его  очень сложно осуществить в  начальных классах, ввиду ограниченности  знаний и развития аналитической  деятельности младших школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные творческие задания, организовал тщательный учет и разбор.

 На основе первых  трех этапов, важно осуществить  четвертый, этап повторного и  вместе с тем нового, на более  глубоком уровне восприятия и  понимания идей и художественных  образов, освоения произведений  искусства. Именно на этом этане  происходит глубоко индивидуальный  внутренний процесс превращения  художественных образов и идей  произведения в духовное достояние  личности, в орудие мышления и  оценки действительности, в средство  духовного общения с другими  людьми.

Художник с помощью  создаваемых им образов видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это не видимое, вместе с тем важное всем. Это постижение, уже открытого художником – сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе – все это необходимо для повышенияидейно – эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках изобразительного искусства, литературы, музыки.

      В школе  встреча детей с произведениями  искусства происходит в основном  на уроках художественного цикла  (литературе, музыке, изобразительном  искусстве). Эти же предметы и  являются основными в системе  эстетического воспитания. Они играют  решающую роль в формировании  у детей эстетических идеалов,  их художественного вкуса, эстетического  отношения к действительности  и искусству. 

      В своей  сущности предметы художественного  цикла, именно как предметы  школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, комплексными. Они представляют  собой сложное единство самого  искусства, его теории и истории,  навыков практического творчества.

      В школе  преподают не искусство: не  литературу, не музыку, не изобразительное  искусство, как таковые, а учебные  предметы по искусству, решающие  задачи всестороннего развития  и воспитания школьников, объединяющие  в себе элементы собственно  искусства, науки о нем и  навыки практической деятельности.

      Литература  включает в себя искусство художественного слова, историю и литературы, науку о литературе – литературоведение и навыки литературной художественно - творческой деятельности.

      Музыка  как интерактивный предмет органически  вбирает в себя изучению собственно  музыкальных произведений, историю,  теорию музыки, а также простейшие  навыки исполнительства в области  пения и игры на музыкальных  инструментах.

       Изобразительное  искусство как комплексный предмет  объединяет познания самих художественных  произведений, элементы искусствознания,  теории изобразительной деятельности, освоения навыков практического  изображения, изобразительной грамоты  и творческого самовыражения.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства