Каждый вид искусства и искусство
вообще обращено к любо человеческой личности.
А это предполагает, что любой человек
может понимать все виды искусства. Педагогический
смысл этого мы понимаем в том, что нельзя
ограничивать воспитание и развитие ребенка
лишь одним видом искусства. Только совокупность
их может обеспечить нормальное эстетическое
воспитание. Это, конечно, вовсе не значит,
что человек должен непременно испытывать
одинаковую любовь ко всем видам искусства.
Способности детей неодинаковы, и потому
каждый волен в соответствии с ними предпочитать
тот или иной полюбившийся ему вид искусства.
Все искусства должны быть доступны человеку,
но они могут иметь неодинаковое значение
в его индивидуальной жизни. Полноценное
воспитание невозможно без восприятия
человеком и без воздействия на него всей
системы искусств. Тем самым духовные
силы ребенка будут развиваться более
или менее равномерно.
1.2. Теоретические
подходы к проблеме эстетического воспитания
школьников.
Взрослые
и дети постоянно сталкиваются
с эстетическими явлениями. В
сфере духовной жизни, повседневного труда,
общения с искусством и природой, в быту,
в межличностном общении – везде прекрасное
и безобразное, трагическое и комическое
играют существенную роль. Красота доставляет
наслаждение и удовольствие, стимулирует
трудовую активность, делает приятными
встречи слюдьми. Безобразие же наоборот
отталкивает. Трагическое – учит сочувствию.
Комическое как это ни странно, помогает
преодолевать собственные недостатки
и пороки окружающей действительности.
Идеи эстетического
воспитания зародились в глубокой
древности. Представления о сущности
эстетического воспитания, его задачах,
цели изменялись, начиная со времен Платона
и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти
изменения во взглядах были обусловлены
развитием эстетики как науки и пониманием
сущности ее предмета. Термин «эстетика»
происходит от греческого «aesthetics» (воспринимаемый
чувством). Философы - материалисты считали,
что объектов эстетики как науки является
прекрасное, что и легло в основу системы
эстетического воспитания.
В наше
время проблема эстетического
воспитания, развития личности, формирование
ее эстетической культуры одна
из важнейших задач, стоящих
перед школой. Указанная проблема
разработана достаточно полно
в трудах отечественных и зарубежных
педагогов и психологов.
Книге «Общие вопросы эстетического
воспитания в школе» под редакцией В.Н.
Шацкой, есть такая формулировка: «педагогика
определяет эстетическое воспитание как
воспитание способности целенаправленно
воспринимать, чувствовать и правильно
понимать и оценивать красоту в окружающей
действительности – в природе, в общественной
жизни, труде, в явлениях искусства», а
в кратком словаре по эстетике эстетическое
воспитание определяется как «система
мероприятий, направленных на выработку
и совершенствование в человеке способности
воспринимать, правильно понимать, ценить
и создавать прекрасное и возвышенное
в жизни и искусстве». В обоих определениях
речь идет о том, что эстетическое воспитание
должно вырабатывать и совершенствовать
в человеке способность воспринимать
прекрасное в искусстве и в жизни, правильно
понимать и оценивать его. В первом определении,
к сожалению, упущена деятельная или созидательная
сторона эстетического воспитания, а во
втором определении подчеркивается, что
эстетическое воспитание не должно ограничиваться
только созерцательной задачей, оно должно
также формировать способность создавать
прекрасное в искусстве и в жизни.
При этом
следует подчеркнуть ведущую
роль целенаправленного педагогического
воздействия в эстетическом становлении
личности школьника. Например, развитие
у ребенка эстетического отношения
к действительности и искусству,
как и развитие его интеллекта,
возможно как неуправляемый, стихийный
и спонтанный процесс. Общаясь
с эстетическими явлениями жизни
и искусства, ребенок, так или
иначе, эстетически развивается.
Но при этом ребенком не
осознается эстетическая сущность
предметов, а развитие зачастую
обусловлено стремлением к развлечению,
к тому же без вмешательства
извне у ребенка могут сложиться
неверные представления о жизни,
ценностях, идеалах. Многие педагоги
и психологи считают, что только
целенаправленное педагогическое
эстетико-воспитательное воздействие,
вовлечение детей в разнообразную
художественную творческую деятельность
способны развить их сенсорную
сферу, обеспечить глубокое постижение
эстетических явлений, поднять
до понимания подлинного искусства,
красоты действительности и прекрасного
в человеческой личности.
Существует множество определений
понятия «эстетическое воспитание»,
но, рассмотрев лишь некоторые
из них, уже можно выделить
основные положения, говорящие
об его сущности:
Во - первых, этот процесс целенаправленного
воздействия.
Во- вторых, это формирование способности
воспринимать и видеть красоту
в искусстве и жизни, оценивать
ее.
В – третьих, развитие способности
к самостоятельному творчеству
и созданию прекрасного.
Своеобразное понимание
сущности эстетического воспитания
обуславливает и различные подходы
к его целям. Поэтому проблема целей и
задач эстетического воспитания требует
особого внимания.
При этом необходимо разделить
понятия эстетического и художественного
воспитания, так как данные понятия
не являются тождествами. Так,
например В.Н. Шацкая ставит перед
эстетическим воспитанием следующую цель:
« Эстетическое воспитание служит формированию…
способности активного эстетического
отношения учащихся к произведениям искусства,
а также стимулирует посильное участие
в создании прекрасного в искусстве, руде,
в творчестве по законам красоты». Из определения
видно, что автор важное место в эстетическом
воспитании отводит искусству. Искусство
– это часть эстетической культуры, как
художественное часть эстетического,
часть важная, весомая, но охватывающая
только одну сферу человеческой деятельности.
«Художественное есть процесс целенаправленного
воздействия средствами искусства на
личность, благодаря которому у воспитуемых
формируются художественные чувства и
вкус, любовь к искусству, умение понимать
его, наслаждаться им и способность по
возможности творить в искусстве». Эстетическое
же воспитание гораздо шире, оно затрагивает
как художественное творчество, так и
эстетику быта, поведения, туда, отношений.
Эстетическое воспитание формирует человека
всеми эстетически значимыми предметами
и явлениями, в том числе и искусством
как его самым мощным средством. Таким
образом художественное воспитание есть
инструмент эстетического воспитания,
развивающий человеческую личность не
столько для искусства, сколько для его
активной жизнедеятельности. В «активизации
способности творчески трудиться, достигать
высокой степени совершенства своих результатов
труда, как духовного, так и физического»
видит цель эстетического воспитания
Л.П. Печко.
Помимо формирования отношения
детей к действительности и
искусству, эстетическое воспитание
параллельно вносит вклад и
в их всесторонне развитие. Эстетическое
воспитание способствует формированию
нравственности человека, расширяет его
познания о мире, обществе, природе. Разнообразные
творческие занятия детей способствуют
развитию их мышления и воображения, воли,
настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Таким образом, наиболее удачно, на наш
взгляд, отразил цель эстетического воспитания
Рукавицын М.М., который считает « Конечная
цель эстетического воспитания – гармоничная
личность, всесторонне развитый человек…
образованный, прогрессивный, высоконравственный,
обладающий умением трудиться, желанием
творить, понимающий красоту жизни и красоту
искусства». Эта цель также отражает и
особенность эстетического воспитания,
как части всего педагогического процесса.
Любая
цель не может рассматриваться
без задач. Большинство педагогов
выделяют три ведущие задачи:
Во – первых, это создание определенного
запаса элементарных эстетических знаний
и впечатлений, без которых не могут возникнуть
склонность, тяга, интерес к эстетически
значимым предметам и явлениям.
Суть этой задачи состоит в
накоплении разнообразного запаса
звуковых, цветовых и пластических
впечатлений. Педагог должен умело
подобрать по указанным параметрам
такие предметы явления, которые
будут отвечать нашим преставлениям
о красоте. Таким образом, будут
формироваться чувственно - эмоциональный
опыт. Необходимы также конкретные
знания о природе, самом себе,
о мире художественных ценностей.
Разносторонность и богатство
знаний – основа формирования
широких интересов, потребностей
и способностей, которые проявляются
в том, что их обладатель
во всех способах жизнедеятельности
ведет себя как эстетически
творящая личность.
Вторая
задача эстетического воспитания
состоит в формировании на
основе полученных знаний и
развития способностей художественного
и эстетического восприятия таких
социально – психологических
качеств человека, которые обеспечивают
ей возможность эмоционально
переживать и оценивать эстетически
значимые предметы и явления,
наслаждаться ими.
Эта
задача говорит о том, что
случается, что дети интересуются,
например живописью, лишь на
общеобразовательном уровне. Они
торопливо смотрят картину, стараются
запомнить название, художника, затем
обращаются к новому полотну. Ничто не
вызывает в них изумления, не заставляет
остановиться и насладиться совершенством
произведения. Такое беглое знакомство
с шедеврами искусства исключает один
из главных элементов эстетического отношения
– любование. Между тем, с эстетическим
любованием тесно связана общая способность
к глубокому переживанию. Возникновение
гаммы возвышенных чувств и глубокого
духовного наслаждения от общения с прекрасным;
чувства отвращения при встрече с безобразным;
чувства юмора, сарказма в момент созерцания
комического; эмоционального потрясения,
гнева, страха, сострадания, ведущих к
эмоциональному и духовному очищению,
возникающему в результате переживания
трагического, - все это признаки подлинной
эстетической воспитанности.
Глубокое переживание
эстетического чувства неразрывно
со своей способностью эстетического
суждения, т.е. с эстетической оценкой
явлений искусства и жизни.
А.К.Дремов эстетическую оценку определил,
как оценку, « основанную на определенных
эстетических принципах, на глубоком понимании
сущности эстетического, которое предполагает
анализ, возможность доказательства, аргументации».
Сравним с определением Д.Б. Лихачева «
Эстетическое суждение – доказательная,
обоснованная оценка явлений общественной
жизни, искусства, природы». На наш взгляд
эти определения аналогичны. Таким образом,
одна из составных этой задачи – сформировать
такие качества личности ребенка, которые
позволили бы ему дать самостоятельную,
с учетом возрастных возможностей, критическую
оценку любому произведению, вызвать суждение
по поводу него и своего собственного
психологического состояния.
Третья задача эстетического
воспитания связана с формированием
у каждого воспитуемого эстетической
творческой способности. Главное
состоит в том, чтобы воспитать,
развить такие качества, потребности
способности личности, которые превращают
индивида в активного созидателя,
творца эстетических ценностей,
позволяют ему не только наслаждаться
красотой мира, но и преобразовать
его по законам красоты.
Суть
этой задачи заключается в
том, что ребенок должен не
только знать прекрасное, уметь им
любоваться и оценивать, а он еще должен
и сам активно участвовать в создании
прекрасного в искусстве, жизни, труде,
поведении, отношениях. Человек научается
всесторонне понимать красоту лишь тогда,
когда сам принимает участие в ее творческом
создании в искусстве, труде, общественной
жизни.
Рассмотренные
нами задачи частично отражают
сущность эстетического воспитания,
однако, мы рассмотрели лишь педагогические
подходы к этой проблеме.
Помимо
педагогических подходов существуют
и психологические подходы. Их суть
состоит в том, что в процессе эстетического
воспитания у человека формируется
эстетическое сознание. Эстетическое
сознание педагоги и психологи подразделяют
на ряд категорий, которые отражают психологическую
сущность эстетического воспитания и
позволяют судить о степени эстетической
культуры человека. Большинство исследователей
выделяют следующие категории: эстетического
восприятия, эстетического вкуса, эстетического
идеала, эстетической оценки.
Важнейшим элементом эстетического
сознания является эстетическое
восприятие. Восприятие – начальный
этап общения с искусством
и красотойдействительности. От
его полноты, яркости, глубинызависят
все последующие эстетические
переживания, формирование художественно
- эстетических идеалов и вкусов. Эстетическое
восприятие характеризуется, как способность
человекавычленять в явлениях действительности
и искусства процессы, свойства, качества,
пробуждающие эстетические чувства. Только
так возможно полноценное освоение эстетического
явления, его содержания, формы. Это требует
развития у человека способности тонкого
различения формы, цвета, оценки композиции,
различения тональности и других особенностей
эмоционально – чувственной сферы. Развитие
культуры восприятия есть начало эстетического
отношения к миру.
Эстетические явления действительности
и искусства, глубоко воспринятые
людьми, способны порождать богатый
эмоциональный отклик. Эмоциональный
отклик является основой эстетического
чувства. Оно представляет собой
социально – обусловленное субъективное
эмоциональное переживание, рожденное
оценочным отношением человека
к эстетическому явлению.
В зависимости от содержания,
яркости эстетического явления
способны возбуждать в человеке
чувства духовного наслаждения
или отвращения, возвышенные переживания,
смех, страх и даже такое чувство
как ужас. Испытывая такие эмоции
неоднократно, в человеке формируется
эстетическая потребность, которая
представляет собой устойчивую
нужду в общении с художественно
– эстетическими ценностями, вызывающими
глубокие переживания.
Центральным звеном эстетического
сознания является эстетический идеал,
то есть представление человека о
совершенной красоте явлений
материального, духовно – интеллектуального,
нравственного и художественного
мира. Это представление о совершенной
красоте в природе, обществе, человеке,
труде, искусстве. Для школьного
возраста характерна неустойчивость представлений
об эстетическом идеал. Школьник способен
ответить на вопрос, какое произведение
того или иного искусства больше всего
ему нравится. Он называет книги, картины,
музыкальные произведения. Эти произведения
являются показателем его художественного
или эстетического вкуса, даже дают ключ
к пониманию его идеалом. Возможно,причина
этого в недостатке жизненного опыта ребенка,
недостаточными знаниями в области литературы
и искусства, что ограничивает возможности
формирования идеала.
Еще одна категория эстетического
воспитания – сложное социально
– психологическое образование
– эстетический вкус, то есть,
способность непосредственно, по
впечатлению, без особого анализа
чувствовать, отличать подлинно
прекрасное, подлинные эстетические
достоинства явлений природы,
общественной жизни и искусства.
Эстетический вкус формируется
у человека в течение многих
лет, в период становления личности.
В школьном возрасте о нем
говорить не приходится. Однако
это ни в коей мере не
означает, что эстетические вкусы
не следует воспитывать в школьном
возрасте. Напротив, эстетическая информация
в детском возрасте служит
основой будущего вкуса человека.
В школе ребенок имеет возможность
систематически знакомиться с
явлениями искусства. Учителю
не доставляет трудности акцентировать
внимание учащегося на эстетических
явлениях жизни и искусства. Таким
образом, постепенно у учащегося развивается
комплекс представлений, характеризующих
его личные предпочтения, симпатии.