Эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей 6-7 лет.

Предмет исследования – педагогические условия эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического воспитания дошкольников………………………………………………………………... 1.1. Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследований…………………………………...

1.2. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста……..…………………………………………

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

2.1. Анализ опыта работы педагогов по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

Заключение

Список литературы………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая ворд03 новая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

         При проведении формирующего эксперимента будут использованы индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и упражнения (Приложение 1).

         Цель занятий: закреплять умение рисовать нетрадиционными техниками  и материалами; развивать творческое воображение; развивать способность  к цветовосприятию окружающего  мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.

         В течение занятия  будут использоваться следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка.

         3.3 Анализ результатов  работы и рекомендации воспитателю 
 
 
 
 
 
 

         Заключение

         В результате проделанной  работы: проведен анализ литературы по теме исследования; охарактеризованы особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста; выделены средства изобразительного искусства, способствующие эстетическому воспитанию; выявлены методические условия, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительного искусства; экспериментально проверена эффективность работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительного искусства.

         Изучение теоретических  аспектов вопроса эстетического  воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства позволило сделать  следующие выводы:

         1. Педагогика определяет  эстетическое воспитание как  развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

         2. Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства включает:

         - знание законов,  по которым создаются произведения  искусства;

         - воспитание в  ребенке желание познать мир  прекрасного;

         - развитие творческих  способностей.

         3. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

         4. Дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

         5. Применительно  к изобразительной деятельности  важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства. Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности. Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует эстетическому воспитанию.

         6. Для наибольшей  результативности развития художественно-творческих  способностей необходимо применять  занимательные занятия. Цель занимательных занятий - создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором эстетического воспитания дошкольников.

         Все вышесказанное, так же наше гипотеза: эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства будет наиболее эффективным, если: знакомить детей с особенностями рисования живописными материалами; организовывать специальные занятия по выявлению художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в области рисования нетрадиционными техниками и материалами; диагностировать и развивать художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста в технике рисования живописью, должна подтвердиться в исследовательской работе.

         Исследовательская работа будет проведена в три этапа, на протяжении которых должны осуществиться следующие цели: изучение механизмов формирования и развития детских способностей в изобразительном искусстве, а также выявление эффективности разработанных методических условий с целью повышения эстетического воспитания дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Алексахин  Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству //Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - с. 23-27.

2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 2004. - 60 с.

3. Безуглая Т.И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника. - Калининград, 2008. - 93 с.

4. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - с. 17-19.

5. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. - с. 32-38.

6. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей дошкольного возраста. - Томск: Пеленг, 2003. - 563 с.

7. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - с. 5-9.

8. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2007. - 92 с.

9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 536 с.

10. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2007.

11. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

12. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. / Пустоветова О. В. - 2001.

13. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.

14. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.

15. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М., 2008.

16. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М., 2006.

17. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 2006.

18. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика. - 2002, 183 с.

19. Лопатина А. А. Краски рассказывают сказки /А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2004.

20. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 16-22.

21. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. -- М.: Педагогика, 2000. - 416 с.

22. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 640 с.

23. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС. 2002. - 176 с.

24. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. - М.: Академия, 2005.

25. Руковицын М.М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Знание, 2002. - 432 с.

26. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2002.

27. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 2000.

28. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

29. Теория и методика изодеятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 2000.

30. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Высш. шк., 2000. - 576 с.

31. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких / Л. С. Шалина // Юный художник. - 2001. - № 6. - с. 45.

32. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2001.

33. Школа изобразительного искусства: В 2 т. /Под общ. ред. Угарова В. С. - М.: Изобразительное искусство, 2006.

34. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. - М.: Книголюб, 2003. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности