Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей детей с ЗПР, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельности.

Содержание

Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей с ЗПР 3
Значение изобразительной деятельности в работе с детьми с ЗПР 4
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8

Работа содержит 1 файл

Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития.docx

— 23.65 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей с ЗПР 3

Значение изобразительной деятельности в работе с детьми с ЗПР 4

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР 7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8 

 

Виды  занятий по рисованию  и их влияние на интеллектуальное развитие детей с ЗПР

 

      Целенаправленные занятия рисованием  представляют собой одно из  важнейших средств эстетического  воспитания. Они являются неотъемлемой  частью всестороннего развития  детей и активно содействуют  этому развитию. Конкретно-практический  характер занятий создает благоприятные  условия для мобилизации положительных  возможностей детей с ЗПР, что  позволяет успешнее управлять  их эмоциями и интеллектуальной  деятельности. Эстетическое воспитание  на занятиях по рисованию осуществляется  по нескольким направлениям и  предполагает формирование и  развитие у детей целенаправленной  изодеятельности, эстетического  восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям  изобразительного искусства и  самостоятельно выполненным рисункам.

      Предметное рисование – изображение предмета, передача своих впечатлений о нем путем применения различных средств изобразительности.

    Задачи:

    1. формировать у детей познавательный интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; бережное отношение к миру предметов.
    2. вызывать у дошкольников желание выразить в рисунке свое отношение к предметам.
    3. побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке тем изображения
    4. формировать обобщенные представления об изображаемом предмете
    5. стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа.

      Сюжетное рисование – содержанием такого рисунка является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.

    Задачи:

    1. формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы.
    2. развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка.
    3. развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения.
    4. побуждать детей к самостоятельности в замысливании образа.
    5. учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него.

      Декоративное рисование – имеет огромное значение в развитии основ личности ребенка – присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства родины, осознание себя как частицы своего народа.

    Задачи:

    1. формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства, понимание его особенностей.
    2. формирование желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослого и по собственной инициативе.
    3. формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений – освоение детьми характерных элементов, узоров росписи; воспитание чувства ритма, формы, симметрии.
    4. воспитание активности самостоятельности, инициативы и творчества при создании узоров.

Значение  изобразительной  деятельности в работе с детьми с ЗПР

 

      Коррекционная работа посредством  изодеятельности должна учитывать  качественное своеобразие детей,  связанное с недоразвитием их  познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.

    Этапы:

    1. Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.
    2. Формирование основных умений изобразительной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.
    3. Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).
    4. Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования.

      При коррекционно-педагогической  работе средствами изобразительной  деятельности у детей необходимо  учитывать средующие принципы:

    • формирование у детей представлений о том, что любое изображение - это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
    • учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
    • тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности - предметной, игровой, трудовой и общения;
    • актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;
    • эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
    • развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
    • процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

    Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

    1. у детей формируются навыки наблюдения;
    2. совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
    3. дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
    4. формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;
    5. дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
    6. также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
    7. дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
    8. на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.
 

 

Особенности изобразительной  деятельности детей  с ЗПР

 

      Дети с ЗПР испытывают трудности  при необходимости вычленить  отдельные элементы из объекта,  который воспринимается как единое  целое. Эти дети затрудняются  в достраивании целостного образа  по какой-либо его части, сами  образы предметов в представлении  детей недостаточно точны и  само количество образов-представлений  у них значительно меньше по  сравнению с нормально развивающимися  детьми.

      У детей с ЗПР есть затруднения  в построении целостного образа  и выделении фигуры (объекта) на  фоне. Целостный образ формируется  замедленно. Таким детям свойственна  общая пассивность восприятия, что  проявляется в попытках подменить  более сложную задачу более  легкой, в желании побыстрее «отделаться».

      В рисунках отмечаются выраженные  пространственные нарушения в  расположении объектов на листе  бумаги, выраженная диспропорциональность  отдельных составных частей, неправильное  соединение отдельных частей  объекта между собой, отсутствие  изображения мелких деталей.

    Особенности изодеятельности детей с ЗПР

    1. отсутствие интереса к результатам деятельности;
    2. слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
    3. затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
    4. обилие графических штампов;
    5. статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;
    6. отсутствие преднамеренного выбора цвета;
    7. бедность цветового решения;
    8. неразвитость композиционных сюжетных построений;
    9. низкий уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Вершинина Н.А. Предметное рисование; изд-во Поморского Университета. – Северодвинск, 2004.
  2. Емельянова Л. «Анализ детских работ по изодеятельности»// Дошкольное воспитание. 2000, №39.
  3. Ержанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. - 2003. - № 6
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студентов ВУЗ / под. ред. Б.П.Пузанова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  6. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студентов сред.пед.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2005. - 480с.

Информация о работе Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР