СОДЕРЖАНИЕ
Виды
занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное
развитие детей с ЗПР 3
Значение
изобразительной деятельности в работе
с детьми с ЗПР 4
Особенности
изобразительной деятельности детей с
ЗПР 7
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 8
Виды
занятий по рисованию
и их влияние на
интеллектуальное развитие
детей с ЗПР
Целенаправленные занятия рисованием
представляют собой одно из
важнейших средств эстетического
воспитания. Они являются неотъемлемой
частью всестороннего развития
детей и активно содействуют
этому развитию. Конкретно-практический
характер занятий создает благоприятные
условия для мобилизации положительных
возможностей детей с ЗПР, что
позволяет успешнее управлять
их эмоциями и интеллектуальной
деятельности. Эстетическое воспитание
на занятиях по рисованию осуществляется
по нескольким направлениям и
предполагает формирование и
развитие у детей целенаправленной
изодеятельности, эстетического
восприятия и эстетических чувств,
оценочного отношения к произведениям
изобразительного искусства и
самостоятельно выполненным рисункам.
Предметное рисование – изображение
предмета, передача своих впечатлений
о нем путем применения различных средств
изобразительности.
Задачи:
- формировать
у детей познавательный интерес к миру
предметов в природе, рукотворным вещам,
человеку; бережное отношение к миру предметов.
- вызывать
у дошкольников желание выразить в рисунке
свое отношение к предметам.
- побуждать
детей к принятию и самостоятельной постановке
тем изображения
- формировать
обобщенные представления об изображаемом
предмете
- стимулировать
самостоятельность и творчество в замысливании
образа.
Сюжетное рисование – содержанием
такого рисунка является какой-либо сюжет
или пейзаж. Ребенок изображает предметы,
расположенные в пространстве, в их взаимосвязях
и отношениях.
Задачи:
- формировать
интерес к окружающим предметам, явлениям
природы.
- развивать
у детей стремление поделиться своими
впечатлениями, переживаниями посредством
рисунка.
- развивать
у детей понимание зависимости качества
изображения от качества наблюдения.
- побуждать
детей к самостоятельности в замысливании
образа.
- учить детей
чувствовать выразительность образа,
побуждать к эмоциональному отклику на
него.
Декоративное рисование – имеет
огромное значение в развитии основ личности
ребенка – присвоение детьми через искусство
нравственно-эстетических ценностей своего
народа, развитие первого чувства родины,
осознание себя как частицы своего народа.
Задачи:
- формирование
у детей эмоциональной отзывчивости и
интереса к предметам народного искусства,
понимание его особенностей.
- формирование
желания заниматься подобной деятельностью
по предложению взрослого и по собственной
инициативе.
- формирование
обобщенных знаний и соответствующих
изобразительных умений – освоение детьми
характерных элементов, узоров росписи;
воспитание чувства ритма, формы, симметрии.
- воспитание
активности самостоятельности, инициативы
и творчества при создании узоров.
Значение
изобразительной
деятельности в работе
с детьми с ЗПР
Коррекционная работа посредством
изодеятельности должна учитывать
качественное своеобразие детей,
связанное с недоразвитием их
познавательной деятельности. Поэтому
одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение
их рисунков предметным, смысловым содержанием.
У таких детей особую роль играет эмоциональная
включенность.
Этапы:
- Формирование
мотивационно-ориентировочных основ изобразительной
деятельности.
- Формирование
основных умений изобразительной деятельности
в процессе овладения ребенком способами
отражения внешних качеств предметов.
- Развитие
навыков продуктивной изобразительной
деятельности на наглядно-образном уровне
(на уровне представления).
- Творческая
изобразительная деятельность на уровне
воображения, которая основывается на
высокой эмоциональной включенности ребенка
в процесс рисования.
При коррекционно-педагогической
работе средствами изобразительной
деятельности у детей необходимо
учитывать средующие принципы:
- формирование
у детей представлений о том, что любое
изображение - это отражение реальных
предметов окружающей действительности
и социальных явлений;
- учет закономерностей
развития изобразительной деятельности
в норме и учет особенностей становления
изобразительной деятельности у детей
с различными отклонениями в развитии;
- тесная взаимосвязь
изобразительной деятельности с различными
видами детской деятельности - предметной,
игровой, трудовой и общения;
- актуальность
социальной направленности изобразительной
деятельности при отборе методов, приемов
и содержания обучения;
- эмоциональная
включенность ребенка в процесс создания
изображений на всех этапах обучения;
- развитие
всех сторон речи как составная часть
процесса формирования изобразительной
деятельности;
- процесс созданий
изображений немыслим без воспитания
у детей эстетической культуры и художественной
выразительности.
Коррекционные
занятия по рисованию способствуют
тому, что:
- у детей формируются
навыки наблюдения;
- совершенствуются
приемы обследования изображаемого объекта;
- дети овладевают
специфическим восприятием – умением
видеть предмет целостно, в единстве его
свойств;
- формируются
полные и точные представления о предметах
и явлениях окружающего мира, поскольку
изображение предметов требует отчетливого
выделения в сознании существенных признаков,
касающихся формы, конструкции, величины,
положения в пространстве и других параметров;
- дети не только
воспроизводят увиденное, но на основе
полученных представлений о предметах,
явлениях реального мира создают в рисунке
новые оригинальные произведения. Это
осуществляется благодаря развитию воображения,
основу которого составляет способность
оперировать в уме представлениями и преобразовывать
их;
- также развиваются
зрительная и двигательная память, поскольку
в процессе изобразительной деятельности
важно не только уметь воспринимать предметы
и работать карандашом и кистью и, но и
согласованно воспроизводить рукой то,
что увидел глазами;
- дети учатся
изображать предметы, т.е. запечатлевать
представления о нем и способе его изображения;
- на уроках
изобразительного искусства у детей в
наглядно-практической деятельности совершенствуются
все мыслительные операции.
Особенности
изобразительной
деятельности детей
с ЗПР
Дети с ЗПР испытывают трудности
при необходимости вычленить
отдельные элементы из объекта,
который воспринимается как единое
целое. Эти дети затрудняются
в достраивании целостного образа
по какой-либо его части, сами
образы предметов в представлении
детей недостаточно точны и
само количество образов-представлений
у них значительно меньше по
сравнению с нормально развивающимися
детьми.
У детей с ЗПР есть затруднения
в построении целостного образа
и выделении фигуры (объекта) на
фоне. Целостный образ формируется
замедленно. Таким детям свойственна
общая пассивность восприятия, что
проявляется в попытках подменить
более сложную задачу более
легкой, в желании побыстрее «отделаться».
В рисунках отмечаются выраженные
пространственные нарушения в
расположении объектов на листе
бумаги, выраженная диспропорциональность
отдельных составных частей, неправильное
соединение отдельных частей
объекта между собой, отсутствие
изображения мелких деталей.
Особенности
изодеятельности детей с ЗПР
- отсутствие
интереса к результатам деятельности;
- слабость
ассоциаций между собственными графическими
построениями и реально существующими
предметами и явлениями;
- затрудненность
процесса узнавания в собственных графических
образах реальных предметов и их быстрое
забывание;
- обилие графических
штампов;
- статичность
и схематичность рисунков по форме и содержанию;
- отсутствие
преднамеренного выбора цвета;
- бедность
цветового решения;
- неразвитость
композиционных сюжетных построений;
- низкий уровень
развития познавательных процессов –
ощущения, восприятия, представления,
воображения, наглядно-образного мышления,
внимания, памяти.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Вершинина
Н.А. Предметное рисование; изд-во Поморского
Университета. – Северодвинск, 2004.
- Емельянова
Л. «Анализ детских работ по изодеятельности»//
Дошкольное воспитание. 2000, №39.
- Ержанова
Е.А. Изобразительная деятельность в обучении
и воспитании дошкольников с отклонениями
в развитии. // Дефектология. - 2003. - № 6
- Комарова
Т.С. Занятия по изобразительной деятельности
в д/с: Кн. для воспитателя детского сада.
– М.: Просвещение, 2001.
- Обучение
детей с нарушениями интеллектуального
развития: (Олигофренопедагогика): учеб.
пособие для студентов ВУЗ / под. ред. Б.П.Пузанова.
- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2006.
- Основы специальной
психологии: Учеб.пособие для студентов
сред.пед.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени,
Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой.
- 2-е изд., стер. - М.:Издательский центр
«Академия», 2005. - 480с.