Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние театральной деятельности на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР.
Объект исследования - показатели развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - изменение показателей развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе применения театральной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические предпосылки применения театральной деятельности в работе по коррекции развития эмоциональной сферы детей с ОНР,
- исследовать влияние применения театральной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР на показатели развития эмоциональной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности эмоционального развития детей с ОНР
1.2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей с ОНР
1.3. Театральная деятельность как средство развития дошкольников
1.4. Цели, задачи и содержание театральной деятельности с детьми дошкольного возраста
2. Исследование влияния театральной деятельности на показатели развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР
2.1. Характеристика объекта, предмета и условий исследования
2.2. План и задачи педагогического исследования
2.3. Методологическая база исследования
2.4. Определение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)
2.5. Коррекция эмоциональной сферы посредством влияния театральной деятельности (формирующий эксперимент)
2.6. Оценка влияния театральной деятельности на процесс коррекции эмоционального развития старших дошкольников с ОНР
Заключение
Библиографический список
Приложение 1. Стимульный материал и критерии оценки эмоционального развития к методике «Сказка»
Приложение 2. Бланк протокола тестирования развития эмоциональной сферы дошкольников
Приложение 3. Сводная таблица результатов исследования
Приложение 4. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
Приложение 5. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: «Литературная викторина»
Приложение 6. Релаксационные техники для дошкольников
Приложение 7. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе первичной диагностики
Приложение 8. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе повторной диагностики
Приложение 9. Игра «Лиса и петушок» (по сказке «Кот, петух и лиса»)
Приложение 10. Игра «Петушок»
Приложение 11. Сценарий театрализованного праздника в старшей группе. Тема: «В гостях у сказки»

Работа содержит 1 файл

Эмоц коррекция в процессе театральной деятельности_нов.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Таблица 1

Развитие различных  показателей эмоциональной сферы  в зависимости от уровня эмоционально-личностного  развития детей с ОНР

 

Средний уровень эмоционально-личностного развития

Уровень эмоционально-личностного  развития ниже среднего

Низкий уровень эмоционально-личностного  развития

Использование невербальных средств

6,5

4,6

3

Эмоциональная выразительность речи

4

3

2

Понимание эмоциональных состояний

3

2,6

2,6


 

Рисунок 1

Выраженность отдельных  показателей развития

эмоциональной сферы  детей с ОНР

Такое распределение  средних показателей свидетельствует  о том, что диагностические методики подобраны удачно, что позволит даже при небольшой выборке (12 человек) сделать достаточно достоверные выводы.

Проведение корреляционного  анализа (см. Таблицу 2) показало, что  менее всего взаимосвязи между  выраженностью исследуемых показателей  проявляются между показателями «Понимание эмоционального состояния других людей» и «Использование невербальных средств выражения эмоционального состояния», а также между показателями «понимание эмоционального состояния других людей» и уровнем эмоционально-личностного развития.

Таблица 2

Корреляционные зависимости  между исследуемыми показателями

 

Использование невербальных средств 

Эмоциональная выразительность речи

Понимание эмоционального состояния 

Уровень эмоционально-личностного  развития

Использование невербальных средств 

 

0,936

0,393

0,939

Эмоциональная выразительность речи

   

0,605

0,880

Понимание эмоционального состояния 

     

0,378

Уровень эмоционально-личностного  развития

       

 

Между показателем развития невербальных средств выражения  эмоционального состояния и эмоциональной  выразительностью речи выявлена сильная  положительная взаимосвязь. Следовательно, чем лучше у ребенка развиты мимика и пантомимика при передаче эмоциональных состояний, тем более дифференцированно и правильно он передает эмоции в речи.

Графически данная взаимосвязь  представлена на рисунке 2.

Сильные положительные корреляционные зависимости обнаружена между показателями использования невербальных средств при передаче эмоционального состояния и уровнем эмоционально-личностного развития, а также между показателями развития эмоциональной выразительности речи и уровнем эмоционально-личностного развития.

Рисунок 2

Взаимосвязь между показателями развития невербальных средств выражения  эмоционального состояния и эмоциональной  выразительности речи

 

Таким образом, чем лучше  у ребенка развиты невербальные средства при передаче эмоциональных состояний и эмоциональная выразительность речи, тем реже он проявляет негативные характеристики кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов, эмоциональные расстройства, аффективные действиям. Чем более ребенок выдает эмоции во внешний мир, тем меньше внутреннего напряжения и личностных проблем существует у ребенка.

Графически данные взаимосвязи  представлены на рисунках 3 и 4.

 

Рисунок 3

Взаимосвязь между показателями развития невербальных средств выражения эмоционального состояния и уровнем эмоционально-личностного развития

Рисунок 4

Взаимосвязь между показателями развития эмоциональной выразительности  речи и уровнем эмоционально-личностного  развития

В целом, по итогам первичной диагностики развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР было определено, что у детей проявляются: неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности. Также проявляются негативные характеристики кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов, эмоциональные расстройства: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Данные результаты послужили основой при составлении  комплекса релаксационных методик  для проведения формирующего этапа  исследования.

2.5. Коррекция эмоциональной сферы посредством влияния театральной деятельности (формирующий эксперимент)

 

Работа по коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР посредством влияния театральной деятельности включала в себя следующие элементы:

- развитие художественного восприятия,

- формирование умений драматизировать  и инсценировать художественное произведение,

- заучивание наизусть лучших  образцов русской литературы,

- формирование интонационной выразительности  речи,

-формирование навыков культуры  речевого общения,

- привлечение родителей к процессу  коррекции развития эмоциональной сферы дошкольников с ОНР.

Основные задачи формирующего этапа  исследования осуществлялись при помощи различных форм, методов, приемов работы с детьми (см. рисунок 3).

Целью формирующего педагогического эксперимента являлось развитие образной речи старших дошкольников средствами театральной деятельности

Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 8 сентября 2007 г. по 24 апреля 2008 г. При разработке комплекса мероприятий использовались следующие источники: программы «Развитие», «Детство», «Программа обучения и воспитания в детском саду», «Радуга»;  методические рекомендации Е.И.Тихеевой, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой и др.

Результаты констатирующего  эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи - в ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровнях развития эмоциональной сферы детей с ОНР, основной упор был сделан на коррекцию эмоциональной незрелости, неадекватной интенсивности выражения эмоций, эмоциональной заторможенности, страхов, их устойчивости и необоснованности, неадекватности и бедности выразительного эмоционального реагирования.

 

 

Рисунок 5

Формы, методы и приемы работы с  детьми на формирующем этапе исследования

 

На основании перечисленных  выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, была выстроена программа действий по коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР в процессе театральной деятельности.

В ходе формирующего эксперимента мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь театральной деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, моделирования, а также организации самостоятельной деятельности детей (см. Таблица 3).

Таблица 3

Календарно-тематический план мероприятий  в рамках формирующего эксперимента

Дата 

Вид занятия

Тема занятия

06.09.07г.

Занятие по развитию речи

Рассказывание сказки (с использованием пальчикового театра) «Красная шапочка»

08.09.07г.

Театрализованная деятельность

«В гостях у Петрушки» - озвучивание персонажей, воспитание коммуникативных качеств, развитие речи (см. Приложение 13)

12.09.07г.

Занятие по развитию речи

Драматизация сказки «Красная шапочка»

14.09.07г.

Занятие по ИЗО

«Работа с пиктограммами» - развитие фантазии, воображения, речи (см. Приложение 14)

20.09.07г.

Занятие по развитию речи

Дидактическая игра «Договорим то, что не придумал автор» (по сказке «Муха-Цокотуха») (см. Приложение 13)

03.10.07г.

Занятие по ИЗО

Рисование по сюжету сказок К.Чуковского, пантомима «Мухи» игра «Разговор по телефону», игра «Нарисуй и скажи» (см. Приложение 13)»

06.10.07г.

Музыкальное занятие

Прослушивание произведений:

«Петя и волк» (муз. С.Прокофьева)

10.10.07г.

Занятие по ИЗО

«Гостинец» - лепка, озвучивание персонажей

13.10.07г.

Музыкальное занятие

Подбор музыкального сопровождения для постановки сказки «Красная шапочка»

17.10.07г.

Занятие по развитию речи

Использование методики театра марионеток для развития мелкой моторики пальцев, интонационной выразительности речи, пантомимических навыков (см. Приложение 13)

20.10.07г.

Занятие по ИЗО

«Коврик для бабушки» - аппликация, озвучивание персонажа

24.10.07г.

Физкультурное занятие

развитие мелкой моторики пальцев, воспитание доброжелательного отношения друг к другу (см. Приложение 13)

27.10.07г.

Театрализованная викторина

побуждение к активному  общению, развитие интонационной выразительности  речи (см. Приложение13)

31.10.07г.

Занятие по развитию речи

Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса», вопросы по ходу рассказывания сказки для расширения словарного запаса

02.11.07г.

Занятие по ИЗО

«Котик, ты мой котик» - рисование

08.11.07г.

Занятие по развитию речи

Игра «Лиса и петушок» (по сказке «Кот, петух и лиса») – см. Приложение 9, Приложение 13

09.11.07г.

Музыкальное занятие

Проведение  упражнения с элементами релаксации «Снежная баба» (Приложение 6)

14.11.07г.

Занятие по ИЗО

«Петушок, золотой гребешок» - лепка, озвучивание всех персонажей сказки

16.11.07г.

Физкультурное занятие

«Поймай петушка» - закрепление знаний о сказке «Кот, петух и лиса» в ходе выполнения физических упражнений

22.11.07г.

Праздник

Театрализованный праздник «В гостях у Мойдодыра» (см. Приложение 12, 13)

05.12.07г.

Занятие по развитию речи

Драматизация сказки «Кот, петух и лиса»

Проведение  упражнения с элементами релаксации «Апельсин» (Приложение 6)

07.12.07г.

Занятие по ИЗО

«Костюм для сестрички Лисоньки» - рисование, озвучивание персонажа

13.12.07г.

Музыкальное занятие

Дидактическая игра «Петушок» - см. Приложение 10. Проведение упражнения с элементами релаксации «Сдвинь камень» (Приложение 6)

17.12.07г.

Занятие по развитию речи

Использование методики тростевых кукол для закрепления знаний о сказке «Кот, петух и лиса»

21.12.07г.

Занятие по ИЗО

«Домик петушка» - аппликация, озвучивание персонажа

27.12.07г.

Занятие по развитию речи

Рассказывание сказки «Теремок», вопросы по ходу рассказывания сказки для расширения словарного запаса

10.01.08г.

Занятие по ИЗО

«Мышка-норушка» - лепка, озвучивание персонажа. Игра «Придумай веселый диалог» (см. Приложение 13)

Проведение  упражнения с элементами релаксации «Черепаха» (Приложение 6)

16.01.08г.

Занятие по развитию речи

Использование методики театра картинок для развития навыков импровизации, интонационной выразительности речи, побуждения детей к участию в театрализованных играх (см. Приложение 13)

19.01.08г.

Занятие по ИЗО

Занавески для Теремка  – аппликация, озвучивание персонажа

24.01.08г.

Физкультурное занятие

Театр «Колобок» - развитие пантомимических навыков, творческой инициативы, создание положительного эмоционального настроя

Проведение  упражнения с элементами релаксации «Расслабление в форме морской звезды» (Приложение 6)

30.01.08г.

Занятие по ИЗО

«Лягушка-квакушка» - оригами, озвучивание персонажа

02.02.08г.

Занятие по развитию речи

Рассказывание сказки «Маша и медведь», вопросы по ходу рассказывания сказки для расширения словарного запаса

07.02.08г.

Занятие по развитию речи

Драматизация сказки «Маша и медведь»

Проведение  упражнения с элементами релаксации «Муха» (Приложение 6)

13.02.08г.

Занятие по ИЗО

«Короб с пирожками» - лепка, озвучивание всех персонажей сказки

18.02.08г.

Физкультурное занятие

«Лесная дорожка» - закрепление знаний о сказке «Маша и медведь» в ходе выполнения физических упражнений

20.02.08г.

Занятие по развитию речи

Использование методики пальчикового театра для закрепления знаний о сказке «Маша и медведь»

03.03.08г.

Занятие по ИЗО

«Машенькин сарафан» - рисование, озвучивание персонажа

Проведение  упражнения с элементами релаксации «Сосулька» («Мороженое») (Приложение 6)

06.03.08г.

Занятие по ИЗО

«Лесная полянка» - аппликация, вопросы по ходу занятия для расширения словарного запаса

13.03.08г.

Занятие по развитию речи

Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» (см. Приложение 4)

Проведение  упражнения с элементами релаксации «Лимон» (Приложение 6)

15.03.08г.

Занятие по ИЗО

«Сарафан кумы Лисицы» - рисование, озвучивание персонажа

19.03.08г.

Занятие по ИЗО

«Зайка» - лепка, озвучивание персонажа

21.03.08г.

Музыкальное занятие

Разучивание и прослушивание:

 «Хитрая лиса» (муз. Л.Спартера)

«Песенка петушка» (сл. Л.Мироновой, муз. Р.Рустамова)

24.03.08г.

Занятие по ИЗО

«Рубашка для зайчонка» - аппликация, озвучивание персонажа

27.03.08г.

Занятие по развитию речи

Литературная викторина  - см. Приложение 5

28.03.08г.

Музыкальное занятие

Разучивание и прослушивание:

«Заинька» (сл.Н.Некрасовой, муз М.Красева),

«Лиса» (муз. В.Николаева)

02.04.08г.

Занятие по ИЗО

«Дом зайца» - аппликация, озвучивание персонажа

Проведение  упражнения с элементами релаксации «Воздушный шар» (Приложение 6)

10.04.08г.

Физкультурное занятие

Проведение  упражнения с элементами релаксации «Мячики» (Приложение 6)

24.04.08г.

Праздник

«В гостях у сказки» - см. Приложение 11


Кроме того, на всем протяжении формирующего эксперимента во время физкультурных занятий, проведения драматизаций, во время игр были использованы элементы психогимнастики, включающей в себя развитие мимики, пантомимики, речи. Причем упражнения проводились с использованием образов героев сказок.

Упражнения и игровые  задания на расслабление предполагают обучение дошкольников с ОНР следующим  приемам: чувствовать разницу между  напряжением и расслаблением (без  мышц лица); напрягать и расслаблять  отдельные группы мышц; вызывать ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах рук); ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах ног); сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук, ног, живота, спины, лица) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе).

Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной  системы, регулируют настроение и степень  психического возбуждения, позволяют  ослабить или нейтрализовать вызванное  стрессом психическое и мышечное напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность ее проведения в заключительной части занятия.

Работа по развитию эмоциональной  сферы старших дошкольников с  ОНР была направлена на коррекцию  эмоциональной незрелости, неадекватной интенсивности выражения эмоций, эмоциональной заторможенности, страхов, их устойчивости и необоснованности, неадекватности и бедности выразительного эмоционального реагирования.

Следует отметить, что  релаксационные упражнения дети выполняли  с удовольствием, просили повторить. Воспитатели и родители отмечали, что многие дети стали более активными, целеустремленными.

Важным моментом проведения работы в рамках формирующего эксперимента явилось привлечение родителей  к процессу коррекции эмоциональной  сферы средствами театрализованной деятельности. Родители принимали участие во всех этапах формирующего эксперимента: подготовка сценария, проведение репетиций, участие на правах действующих лиц, помощь в изготовлении декораций, пошиве костюмов.

Перед началом проведения формирующего эксперимента было проведено анкетирование родителей (анкета представлена в Приложении 15). Целью проведения анкетирования явилось получение сведений о частоте и качестве совместного семейного досуга (семейное чтение, посещение кино, театров, музеев, проведение инсценирования сказок в семейном кругу), оценка осознания роли родителей в эмоциональном воспитании и развитии ребенка.

В рамках формирующего эксперимента проводились совместные родительско-детские  походы в музей, кино, театр, проведение совместных утренников с использованием театрализованной деятельности.

Информация о работе Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности