Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:59, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние театральной деятельности на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР.
Объект исследования - показатели развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - изменение показателей развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе применения театральной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические предпосылки применения театральной деятельности в работе по коррекции развития эмоциональной сферы детей с ОНР,
- исследовать влияние применения театральной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР на показатели развития эмоциональной сферы.
Введение
1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности эмоционального развития детей с ОНР
1.2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей с ОНР
1.3. Театральная деятельность как средство развития дошкольников
1.4. Цели, задачи и содержание театральной деятельности с детьми дошкольного возраста
2. Исследование влияния театральной деятельности на показатели развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР
2.1. Характеристика объекта, предмета и условий исследования
2.2. План и задачи педагогического исследования
2.3. Методологическая база исследования
2.4. Определение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)
2.5. Коррекция эмоциональной сферы посредством влияния театральной деятельности (формирующий эксперимент)
2.6. Оценка влияния театральной деятельности на процесс коррекции эмоционального развития старших дошкольников с ОНР
Заключение
Библиографический список
Приложение 1. Стимульный материал и критерии оценки эмоционального развития к методике «Сказка»
Приложение 2. Бланк протокола тестирования развития эмоциональной сферы дошкольников
Приложение 3. Сводная таблица результатов исследования
Приложение 4. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
Приложение 5. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: «Литературная викторина»
Приложение 6. Релаксационные техники для дошкольников
Приложение 7. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе первичной диагностики
Приложение 8. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе повторной диагностики
Приложение 9. Игра «Лиса и петушок» (по сказке «Кот, петух и лиса»)
Приложение 10. Игра «Петушок»
Приложение 11. Сценарий театрализованного праздника в старшей группе. Тема: «В гостях у сказки»
Мячики стали красными. Вниз, вверх, прыгают красные мячики, вниз, вверх. Теперь появилось три красных мяча, все три прыгают от пола до потолка. Вниз, вверх, вниз, вверх. Теперь они превратились в синие. Вниз, вверх, вниз, вверх.
Теперь два мячика улетают сквозь потолок и пол – один вниз, затем второй вверх. Остается один мячик. Он прыгает от пола к потолку, вниз, вверх, вниз, вверх. Потом направляется в верхний угол комнаты, потом в противоположный нижний угол комнаты. Туда, сюда, туда, сюда, туда, сюда.
Теперь мячик медленно останавливается в центре комнаты.
Мячик начинает летать по кругу, следите за ним. Он летает медленно, постепенно набирая скорость. По кругу… Набирая скорость, он постепенно уменьшается и наконец совсем исчезает.
1. Изучение особенностей
использования детьми мимики
и пантомимики при |
å баллов | ||||||||||
№ п/п |
веселый |
печальный |
испуганный |
сердитый |
удивленный |
||||||
М |
П |
М |
П |
М |
П |
М |
П |
М |
П |
||
1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
2 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
6 | |||
3 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
6 | |||
4 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
7 | ||
5 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
6 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
7 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
8 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 | |||||
9 |
Х |
Х |
2 | ||||||||
10 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
11 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
12 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
2. Изучение эмоциональной выразительности речи |
|||||||||||
радостно |
грустно |
испуганно |
сердито |
удивленно |
|||||||
1 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
2 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
3 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
4 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
5 |
Х |
Х |
2 | ||||||||
6 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
7 |
Х |
Х |
2 | ||||||||
8 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
9 |
Х |
1 | |||||||||
10 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
11 |
Х |
Х |
2 | ||||||||
12 |
Х |
Х |
2 | ||||||||
3. Изучение понимания
детьми эмоциональных |
|||||||||||
Радость |
Грусть |
Страх |
Гнев |
Удивление |
|||||||
1 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
2 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
3 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
4 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
5 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
6 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
7 |
Х |
1 | |||||||||
8 |
Х |
Х |
2 | ||||||||
9 |
Х |
Х |
2 | ||||||||
10 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
11 |
Х |
Х |
2 | ||||||||
12 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
4. Эмоционально - личностный тест «Сказка» (методика Л. Дюсс) |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
-1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
7 |
3 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
4 |
1 |
1 |
1 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
5 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
-1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
6 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
7 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
8 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
9 |
1 |
0 |
-1 |
-1 |
-1 |
1 |
-1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
10 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
-1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
11 |
0 |
1 |
-1 |
-1 |
-1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
12 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
1 |
1 |
-1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Обозначения №№ тестов к п. 4:
Тест 1 «Птенец»
Тест 2 «Годовщина свадьбы родителей»
Тест 3 «Ягненок»
Тест 4 «Похороны»
Тест 5 «Страх»
Тест 6 «Слоненок»
Тест 7 «Песочный домик»
Тест 8 «Прогулка»
Тест 9 «Новость»
Тест 10 «Дурной сон»
1. Изучение особенностей
использования детьми мимики
и пантомимики при |
å баллов | ||||||||||
№ п/п |
веселый |
печальный |
испуганный |
сердитый |
удивленный |
||||||
М |
П |
М |
П |
М |
П |
М |
П |
М |
П |
||
1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 | |||||
2 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
7 | |||
3 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
7 | |||
4 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
8 | ||
5 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 | |||||
6 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 | |||||
7 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
8 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 | |||||
9 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
10 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 | |||||
11 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 | |||||
12 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
2. Изучение эмоциональной выразительности речи |
|||||||||||
радостно |
грустно |
испуганно |
сердито |
удивленно |
|||||||
1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
2 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
3 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 | |||||
4 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 | |||||
5 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
6 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
7 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
8 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
9 |
Х |
Х |
2 | ||||||||
10 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
11 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
12 |
Х |
Х |
2 | ||||||||
3. Изучение понимания
детьми эмоциональных |
|||||||||||
Радость |
Грусть |
Страх |
Гнев |
Удивление |
|||||||
1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
2 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
3 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 | |||||
4 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
5 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
6 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
7 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
8 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
9 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
10 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
11 |
Х |
Х |
Х |
Х |
4 | ||||||
12 |
Х |
Х |
Х |
3 | |||||||
4. Эмоционально - личностный тест «Сказка» (методика Л. Дюсс) |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1 |
1 |
1 |
1 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
-1 |
8 |
3 |
1 |
1 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
4 |
1 |
1 |
1 |
-1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
5 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
6 |
1 |
1 |
-1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
7 |
1 |
1 |
0 |
-1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
6 |
8 |
1 |
1 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
9 |
1 |
0 |
0 |
0 |
-1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
10 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
11 |
0 |
1 |
-1 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
12 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
1 |
1 |
-1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Обозначения №№ тестов к п. 4:
Тест 1 «Птенец»
Тест 2 «Годовщина свадьбы родителей»
Тест 3 «Ягненок»
Тест 4 «Похороны»
Тест 5 «Страх»
Тест 6 «Слоненок»
Тест 7 «Песочный домик»
Тест 8 «Прогулка»
Тест 9 «Новость»
Тест 10 «Дурной сон»
Цель: Закрепить знания детей песенки, которой лиса выманивала петушка из дому.
Содержание игры: Петушок сидит за стулом – это окно в домике. Дети декламируют:
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Лиса под окошком:
- Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок выглядывает, лиса хватает его и уносит в лес.
Игра повторяется несколько раз.
Цель игры: Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закреплять знания о петушке.
Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: «Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка). Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком». (Выбирают при помощи считалочки петушка. Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть как петушок : «Ку-ка-ре-ку».) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
То ты громко поешь?
Детям спать не даешь!
После слов «Детям спать не даешь» петушку предлагают несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.
Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку!». Игра повторяется 3-4 раза.
Действующие лица и их исполнители:
Бабушка – воспитатель
Дедушка – воспитатель
Мышка
Лягушка
Зайчики дети старшей
группы
Лисичка
Волк
Медведь
/Дети заходят в
зал, рассматривают выставку
Бабушка:
Я – бабушка Федора,
Иду весне навстречу
И несу ларец в руке,
А ларец-то волшебный,
Со сказками.
/Песня «Солнышко» (исполняют все дети)
сл. Найденовой Н.
муз. Попатенко Т.
1. Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети.
Будут на лужайке
Цветы цвести.
2. Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети.
Будут все ребята
Венки плести.
3. Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети.
Будет много ягод
В лесу расти.
Бабушка:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Вбегает Мышка и стучится в теремок.
Мышка:
Никто не отзывается
Мышка заселяется.
Вбегает лягушка.
Лягушка:
Ой, какой красивый теремок
Кто в теремочке живет?
Мышка:
Я – Мышка-норушка
Лягушка:
А я Лягушка-квакушка
Пусти меня в дом?
Мышка:
Заходи, будет жить вместе.
Бабушка-сказочница машет платочком.
Бабушка:
Ой, ребятки, про ларец-то мой
Совсем забыли.
Давайте посмотрим, какая
Там сказочка осталась?
Бабушка достает из ларца разрезные кубики по мотивам русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».
/Проводится игра с детьми «Собери сказку, назови ее и ее героев»/
Скачут два зайца.
1-й заяц (с балалайкой):
Мы зайцы заводные,
Веселые такие!
2-й заяц (с барабаном):
Мы танцуем и поем,
Очень весело живем!
Танец-игра зайчиков
Муз. Филиппенко А.
Сл. Макшанцевой Е.
1. Вышли зайчики гулять,
Свои лапки порязмять.
Прыг-скок, прыг-да-скок, 2 раза
Свои лапки порязмять.
2. Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Прыг-скок, прыг-да-скок, 2 раза
Роют лапкой корешок.
3. Стали зайцы танцевать
Возле домика плясать,
Прыг-скок, прыг-да-скок, 2 раза
Возле домика плясать.
Мышка, Лягушка:
Зайчики, заходите в теремок!
Оставайтесь с нами жить!
Мышка, Лягушка, зайчики топят печь, месят тесто, пекут пирожки, колобок.
Бабушка:
Взялись звери за дело
К празднику тесто поспело
Вынимают из печи
Румяные калачи!
Бабушка снова машет платочком.
Бабушка:
Пока звери пироги пекут
Мы еще раз заглянем
В волшебный ларец.
Достает из ларца модели по сказке «Заюшкина избушка».
/Проводится игра «Волшебники»: по готовой модели дети называют персонажей сказки, выкладывают их последовательно по мере появления в сказке./
Выходит дедушка.
Дедушка:
Здравствуйте, ребята,
А у меня для вас
Тоже есть игра.
/Игра «Я начну, а ты продолжи» по сказкам «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Волк и козлята»./
Бабушка опять машет платочком.
Бабушка:
Ребятушки, засиделись
Вы, наверное. Пора
Ручки-ножки поразмять.
И в новую игру поиграть.
Бабушка вытаскивает из ларца воздушные шарики с картинками.
/Игра «В какую сказку ты попал?»/
Выхродит Лисичка.
Лисичка:
Я рыжая Лисичка
Буду вам сестричка!
Звери:
Будет жить впятером,
Пусть веселым будет дом!
Веселятся звери. Выходит грустный Волк.
Волк:
Никто со мной не дружит.
Очень грустно мне.
Зайчик:
В домик пустим мы тебя.
Будем все твои друзья.
Хоровод зверей «Стоит в поле теремок»
Муз. А.Шалова «Ах, вы, сени»
Выходит Медведь, приплясывает.
Медведь:
Я мишка-ловишка
Я люблю игры,
Я тоже играть хочу!
Бабушка машет платочком.
Дедушка:
Сейчас, Мишенька, поиграем,
Бабушка откроет свой
Ларец волшебный.
Бабушка достает картинки по сказкам «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и т.д.
/Игры «Разложи картинки» и «Отгадай загадку, покажи отгадку»/
Загадки:
1. Я умею часто мыться, Не водой, а языком. - Мяу. Как мне часто снится Блюдце с теплым молоком. |
2. Беленькие перышки, Красивый гребешок. Кто это на колышке |
(Кот) |
(Петя-петушок) |
3. Идет, бредет, бородой трясет. Травки просит: «Ме-е-е, Дайте вкусной травки мне.» |
4. Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает |
(Козлик) |
(Курица) |
5. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком |
6. Острые ушки, на лапах подушки. Усы – как щетинка, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит, Ночью бродит, на охоту ходит. |
(Собака) |
(Кот) |
7. У кого усатая морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком - хвостик |
8. Рыжая плутовка по лесу ходит, Пушистым хвостом водит, Курочек любит, петушков ворует |
(Кот) |
(Лиса) |
9. Маленький, Беленький, По лесочку – Прыг, прыг! По снежочку – Тык, тык! |
10. Серовато, Зубовато, По полю Рыщет. Телят, ребят Ищет |
(Заяц) |
(Волк) |
Все звери, бабушка, дедушка выносят из домика пирог-колобок.
Бабушка:
Мы пирог пекли с любовью,
И старались мы не зря
Угощайтесь на здоровье,
Наши дети и друзья!
/Раздача угощения/
Информация о работе Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности