Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние театральной деятельности на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР.
Объект исследования - показатели развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - изменение показателей развития эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе применения театральной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические предпосылки применения театральной деятельности в работе по коррекции развития эмоциональной сферы детей с ОНР,
- исследовать влияние применения театральной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР на показатели развития эмоциональной сферы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности эмоционального развития детей с ОНР
1.2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей с ОНР
1.3. Театральная деятельность как средство развития дошкольников
1.4. Цели, задачи и содержание театральной деятельности с детьми дошкольного возраста
2. Исследование влияния театральной деятельности на показатели развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР
2.1. Характеристика объекта, предмета и условий исследования
2.2. План и задачи педагогического исследования
2.3. Методологическая база исследования
2.4. Определение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)
2.5. Коррекция эмоциональной сферы посредством влияния театральной деятельности (формирующий эксперимент)
2.6. Оценка влияния театральной деятельности на процесс коррекции эмоционального развития старших дошкольников с ОНР
Заключение
Библиографический список
Приложение 1. Стимульный материал и критерии оценки эмоционального развития к методике «Сказка»
Приложение 2. Бланк протокола тестирования развития эмоциональной сферы дошкольников
Приложение 3. Сводная таблица результатов исследования
Приложение 4. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
Приложение 5. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: «Литературная викторина»
Приложение 6. Релаксационные техники для дошкольников
Приложение 7. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе первичной диагностики
Приложение 8. Таблица диагностики развития эмоциональной сферы дошкольников на этапе повторной диагностики
Приложение 9. Игра «Лиса и петушок» (по сказке «Кот, петух и лиса»)
Приложение 10. Игра «Петушок»
Приложение 11. Сценарий театрализованного праздника в старшей группе. Тема: «В гостях у сказки»

Работа содержит 1 файл

Эмоц коррекция в процессе театральной деятельности_нов.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Пятая группа умений предполагает использование  позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и  разнообразно проявляют самостоятельность  и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

Реализация названных  задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета  основных принципов организации театрализованной игры.34

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности  предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается  как творческая деятельность, что  обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между  собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Второй этап имеет  целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают  образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Предметно-развивающая  среда должна обеспечивать самостоятельную  игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

Третий этап связан с  творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых  позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер». Даннай цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

 

2. Исследование влияния театральной деятельности на показатели развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР

2.1. Характеристика объекта, предмета  и условий исследования

 

В результате методологического  анализа существующих подходов к  изучению театральной деятельности как фактора развития и коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР был определен объект и функции исследования, выделена предметная сторона, определен теоретический и эмпирический инструментарий исследования.

Объект исследования — процесс развития  корреции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театральной деятельности.

Предмет исследования — эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Исследование проводилось  на базе детского образовательного учреждения г. Димитровграда № 48. ДОУ №48 является очень популярным в городе детским дошкольным учреждением. Популярность данного детского сада объясняется не только хорошей оснащенностью, но и высоким уровнем обучения и воспитания, большим количеством образовательных услуг. ДОУ оснащен спортивным и музыкальным залами, кабинетами логопеда, психолога, социального педагога, помимо основной образовательной и воспитательной программы ведутся занятия по развитию театрализованной деятельностью, обучению танцам. Из технических средств обучения присутствуют компьютер, магнитофоны (в каждой группе), телевизор, видеомагнитофон, диапроекторы.

Каждый педагог разрабатывает  Календарно-тематический план, в соответствии с которым разрабатываются учебно-методические карты на каждое учебное занятие.

С целью повышения  уровня преподавания в ДОУ №48 введено взаимопосещение занятий педагогами. Дается оценка проведенному занятию, отмечаются положительные моменты, а также даются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию методик обучения и воспитания.

Педагогический коллектив  особое внимание в воспитании уделяет социальному развитию дошкольника. В реализации данной проблемы важная роль отводится формированию речевого этикета и навыкам культурного поведения детей. Согласованные усилия педагогов и родителей способствуют эффективной реализации программы развития социальной компетентности дошкольника.

В целом, можно отметить, что в данном ДОУ  создана отличная база для успешного осуществления  процесса обучения и воспитания.

 

2.2. План и задачи педагогического исследования

 

          Исследование проводились в рамках трех последовательных и  взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в  планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении   теоретического и экспериментального материала.

Подготовительный этап исследования: изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблематике, определение цели, задач, гипотезы, объекта, предмета исследования, подбор диагностических методик, выбор релаксационных техник для применения в работе с детьми;

Основной этап исследования: первичная диагностика развития эмоциональной сферы (1-7 сентября 2007 года), проведение серии занятий с применением театральной деятельности (8 сентября 2007 года - 24 апреля 2008 года),  повторная диагностика развития эмоциональной сферы (25-29 апреля 2008 года),

- заключительный этап  исследования: обработка и анализ  результатов исследования,  формулирование  вывода о влиянии применения  релаксационных техник на развитие  эмоциональной сферы детей старшего  дошкольного возраста с ОНР.

 

2.3. Методологическая база исследования

 

При проведении диагностики эмоциональной сферы  детей с ОНР было исследованы  следующие параметры:

- использование  выразительных средств мимики  и пантомимики при передаче  своего эмоционального состояния,

- эмоциональная  выразительность речи,

- понимание  эмоционального состояния других  людей,

- уровень  эмоционально-личностного развития.

Для проведения психодиагностических процедур применялись  следующие методики:

- изучение особенностей  использования детьми мимики  и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (методика Л.П. Стрелковой). Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения. Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, принимается за 1 балл и указывается в соответствующей графе таблицы (см. Приложение 2). 8-10 баллов соответствуют высокому уровню развития невербальных средств при демонстрации эмоций, 5-7 баллов - среднему уровню, 4 и менее баллов - низкому уровню.

- изучение эмоциональной  выразительности речи. Ребенку предлагается  произносить фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, удивленно, испуганно, сердито. За каждую адекватно переданную эмоцию ребенок получает 1 балл в соответствующей графе таблицы приложения 2. 5 баллов соответствуют высокому уровню развития эмоциональной выразительности речи, 3-4 балла - среднему уровню, 2 и менее баллов - низкому уровню.

- изучение понимания  детьми эмоциональных состояний людей. Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом «Какое это лицо?» Ответы детей записывают в таблицу (см. Приложение 2) и подсчитывают количество правильных ответов. 5 правильных ответов свидетельствуют о высоком уровне понимания детьми эмоциональных состояний, 3-4 балла - о среднем уровне, 2 и меньше - о низком уровне.

- эмоционально - личностный  тест «Сказка» (методика Луизы Дюсс). Тест состоит из 10 сказок, которые сближает общий фактор - персонаж, с которым ребенок будет себя идентифицировать. При проведении диагностики следует учитывать следующие моменты: ребенку тест предоставляется как игра. не нужно комментировать ответы ребенка и торопиться, если ребенок проявляет тревогу, излишнюю возбудимость, безразличие, рассеянность прервите сказку и попробуйте её рассказать в другой раз. Признаком хорошего психологического здоровья можно считать такое поведение, когда ребенок, слушая сказку, дает волю своим чувствам, в т.ч. природной агрессивности. Признаком патологической реакции на тест является желание прервать рассказ, преждевременно закончить его. Ответ ребенка звучит торопливо, голос понижается, появляются признаки волнения. В таком случае можно говорить об определенном душевном расстройстве. При анализе результатов теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и пользоваться ими в качестве ориентира в процессе прямого наблюдения за развитием личности ребенка. Бланк ответов представлен в приложении 2, стимульный материал и критерии оценки эмоционально-личностного представлены в приложении 1.

Количество положительных (свидетельствующих о норме) ответов  равное 9-10 соответствует высокому уровню эмоционально-личностного развития, 7-8- положительных ответов говорят о среднем уровне развития, 6 и меньше - о низком уровне.

Математическая  обработка результатов исследования производилась при помощи программы  статистической обработки данных «SPSS» и включала в себя анализ средних значений, частотный, сравнительный и корреляционный анализ.

На формирующем  этапе исследования применялись  релаксационные техники, представленные в приложении 4.

2.4. Определение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент)

 

Исследование эмоциональной  сферы детей старшего дошкольного  возраста с ОНР (сводная таблица  результатов первичной диагностики  представлена в приложении 3, диагностическая  таблица определения уровня развития эмоциональной сферы представлена в приложении 5) показало, что в исследуемой группе ни один ребенок не показал высокий уровень эмоционально-личностного развития. Два ребенка (16,6% обследуемых) показали средний уровень эмоционально-личностного развития, пять дошкольников (41,7%) показали уровень эмоционально-личностного развития ниже среднего, остальные пятеро - ниже среднего.

В зависимости от результатов  исследования уровня эмоционально-личностного  развития вся выборка была разбита  на три подгруппы - дети со средним  уровнем эмоционально-личностного развития, с уровнем эмоционально-личностного развития ниже среднего и низким уровнем.

Проведение частотного анализа результатов исследования уровней развития использования  невербальных средств выражения  эмоционального состояния, эмоциональной выразительности речи, понимания эмоционального состояния других людей (см. Таблицу 1) показало, что в группе дошкольников со средним уровнем  эмоционально-личностного развития наблюдаются самые высокие значения по всем исследуемым параметрам, в группе детей, показавших низкий уровень развития эмоционально-личностного развития - самые низкие значения. Лишь в случае исследования уровня выраженности понимания эмоционального состояния других людей наблюдаются одинаковые средние значения в подгруппах детей с уровнем эмоционально-личностного развития ниже среднего и низким уровнем развития.

Графически результат  частотного анализа результатов  исследования уровней развития использования  невербальных средств выражения  эмоционального состояния, эмоциональной  выразительности речи, понимания эмоционального состояния других людей представлены на рисунке 1.

Информация о работе Эмоциональная коррекция в процессе театрализованной деятельности