Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:52, курсовая работа
Объект исследования – дизартрия как нарушение речи.
Предмет исследования – состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
Гипотеза: исходя из определения дизартрии как сложного психофизиологического дефекта речи, мы предполагаем, что особенностями общей, мелкой и артикуляционной моторики будет являться:
Нарушение мышечного тонуса;
Дискоординация движений.
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения моторных функций при дизартрии. 6
1.1.Дизартрия как речевое нарушение. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией. 16
1.3. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста. 22
Развитие движений и действий дошкольников. 22
1.4. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией. 27
Глава II. Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией. 37
Заключение 45
Список литературы. 48
Вывод: У детей с дизартрией отмечаются потеря равновесия, отклонения в стороны, движения медленные, неточные. У двух детей с нормой отмечаются небольшие отклонения в стороны, замедленность движений, остальные выполняют инструкции верно без каких-либо нарушений.
№ | ФИ ребенка, возраст | Результаты обследования, баллы | |
Задание 1 | Задание 2 | ||
1 | Светлана К., 6 лет | 3 | 3 |
2 | Никита Н., 5,5 лет | 3 | 4 |
3 | Ульяна Г., 6 лет | 3 | 3 |
4 | Антон З., 5 лет | 2 | 3 |
5 | Ксения К., 6 лет | 2 | 3 |
6 | Андрей К., 5 лет | 3 | 4 |
7 | Арина Ж., 6 лет | 4 | 4 |
8 | Роман Ш., 5,5 лет | 3 | 2 |
9 | Мария Х., 5 лет | 3 | 3 |
10 | Матвей Б., 6 лет | 3 | 4 |
Вывод: У детей со стертой дизартрией отмечаются затруднения при выполнении 1 задания, выполняют только с помощью взрослого, движения медленные, неуверенные. У детей с нормой отмечаются небольшие затруднения при выполнении 1 задания, но выполняют самостоятельно; 1 ребенок путает движения при выполнении 2 задания.
таблица №3
№ | ФИ ребенка, возраст | Результаты обследования, баллы | ||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | ||
1 | Светлана К., 6 лет | 3 | 3 | 3 |
2 | Никита Н., 5,5 лет | 3 | 3 | 1 |
3 | Ульяна Г., 6 лет | 1 | 3 | 2 |
4 | Антон З., 5 лет | 3 | 3 | 2 |
5 | Ксения К., 6 лет | 3 | 3 | 3 |
6 | Андрей К., 5 лет | 4 | 3 | 4 |
7 | Арина Ж., 6 лет | 3 | 4 | 4 |
8 | Роман Ш., 5,5 лет | 4 | 4 | 4 |
9 | Мария Х., 5 лет | 4 | 4 | 4 |
10 | Матвей Б., 6 лет | 4 | 3 | 4 |
Вывод: У детей со стертой дизартрией отмечаются гиперкинезы, дрожание, тремор языка, вялость губ, язык не удерживает артикуляционную позу, движения медленные. Детей с нормой задания выполняют правильно, движения четкие, точные. У детей с дизартрией гипотония мышц лица, движения неточные. Дети с нормой задания выполняют правильно, движения четкие, точные.
На диаграмме (рис. 1) показано состояние психических функций нормально развивающихся детей и детей, имеющих дизартрию.
По оси ординат — уровни выполнения заданий, баллы: 4 — высокий уровень, 3 — средний уровень, 2 — уровень ниже среднего, 1 — низкий уровень.
По оси
абсцисс — состояние ВПФ:
1 — общая моторика, 2 — мелкая моторика,
3 —артикуляционная моторика.
Выводы
Таким образом, мы выявили, что дизартрия дифференцируется от нормы по следующим критериям:
Распространенным
речевым нарушением среди детей
дошкольного возраста является
дизартрия различных форм, которая
имеет тенденцию к
Выраженные нарушения моторных функций при дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с дизартрией и, эффективность этого воздействия.
Проблемы дизартрии изучались такими авторами, как Г.Г Гуцман, О.В. Правдина , Л.В. Мелехова , О.А. Токарева , И.И. Панченко, Р.И. Мартынова , Л.В. Лопатина , А.В. Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова , М.Б. Эйдинова.
Анализ теоретических источников показывает, что дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Исследователи отмечают недостаточность словообразовательных умений у этих детей, которые затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений и дальнейшее развитие словообразовательных умений является необходимым условием готовности детей к усвоению школьной программы по разным предметам.
Нами было проведено экспериментальное исследование состояния моторных функции у детей дошкольного возраста с дизартрией.
В экспериментальном обследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет): с дизартрией и с нормальным речевым развитием. Для проведения обследования была использована методика Е.Ф.Архиповой , которая предназначена для детей дошкольного возраста с дизартрией. По результатам обследования, мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на уровнях среднем и ниже среднего, т. е. словообразовательные и моторные умения у детей с дизартрией сформированы недостаточно, что требует специальной коррекционно-логопедической помощи.
Целью констатирующего эксперимента было апробировать задания и упражнения, направленные на выявление моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. На основе методической литературы мы отобрали задания и упражнения, направленные на анализ моторных функций у детей с дизартрией. По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные и среднегрупповые значения.
Сравнивая результаты констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе детей с дизартрией наблюдается явные отклонения в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторки.
В результате констатирующего эксперимента цель исследования была достигнута. Мы увидели, что особенностями моторных функций дошкольников с дизартрией являются нарушения мышечного тонуса, дискоординация движений. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Констатирующий эксперимент можно считать успешным.
Информация о работе Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией