Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – дизартрия как нарушение речи.

Предмет исследования – состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

Гипотеза: исходя из определения дизартрии как сложного психофизиологического дефекта речи, мы предполагаем, что особенностями общей, мелкой и артикуляционной моторики будет являться:

Нарушение мышечного тонуса;
Дискоординация движений.

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения моторных функций при дизартрии. 6

1.1.Дизартрия как речевое нарушение. 6

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией. 16

1.3. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста. 22

Развитие движений и действий дошкольников. 22

1.4. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией. 27

Глава II. Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией. 37

Заключение 45

Список литературы. 48

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 84.13 Кб (Скачать)

1.4.  Состояние моторных  функций у ребенка  старшего дошкольного  возраста с дизартрией.

 

      Общемоторная  сфера детей с дизартрией характеризуется  замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

      Может отмечаться ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, преимущественно  с одной стороны, встречаются  синкинезии, нарушения мышечного  тонуса, экстрапирамидная недостаточность  двигательной сферы. Иногда подвижность  резко выражена, движения являются непродуктивными и бесцельными. Отмечаются нарастание мышечного тонуса рук при подъеме их вверх, легкий тремор пальцев; уход языка в больную  сторону, легкие гиперкинезы языка.

      Наиболее  ярко недостаточность общей моторики у дошкольников с  дизартрией проявляется  при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных  мышечных групп, правильной пространственно-временной  организации движений. Также характерны нарушения ручной моторики, которые  проявляются преимущественно в  нарушении точности, быстроты и координации  движений. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная зависимость.

      Основное  нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных  нервов (XII пары), которое проявляется  в виде некоторого органического  движения языка в сторону и  в виде гиперкинезов. Повторные движения языка вверх, вперед и в стороны  вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а  иногда и легком посинении (цианозе) кончика языка. Ограничение объема движений глазных яблок (III-IV-VI пары) в виде легкого недоведения до наружной спайки наблюдается у некоторых  детей. Со стороны тройничных нервов (V пара) наблюдаются параличи. Однако при боковых движениях нижней челюсти у некоторых детей появляются синкенезии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов (VII пары) проявляется за счет сглаженности правой или левой носогубной складки. Отмечается недостаточное сокращение мягкого неба. Наблюдаются трудности произвольного расслабления мышц и произвольного дыхания с изменениями по речевой инструкции длительного вдоха и выдоха, направления воздушной струи то через рот, то через нос.

      У детей с легкой степенью дизартрии  нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:

      1) в трудностях переключения с  одной артикуляции на другую;

      2) в снижении и ухудшении качества  артикуляционного движения;

      3) в снижении времени фиксации  артикуляционной формы;

      4) в снижении количества правильно  выполненных движений.

      Нарушение моторики у детей с дизартрией носит широкий характер. Наблюдается  некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при  одевании, обувании, хуже сверстников  бегают, прыгают, рисуют. У детей  с паретической формой стертой дизартрии  часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.

      Моторика  детей с дизартрией отличается общей  неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети с дизартрией отстают от сверстников  в ловкости и точности движений. Практика показывает, что дошкольники  с нарушением мелкой моторики рук  испытывают затруднения при овладении  навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

      Наиболее  ярко моторная недостаточность органов  артикуляции и моторики рук проявляется  при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных  мышечных групп, правильной пространственно-временной  организации движения. У детей  с дизартрией недостаточно развита  кинестетическая чувственность  в области артикуляции. При переключений речевых движений переход от одного состояния к другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения  двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок.

      Их  моторная несостоятельность особенно заметна на занятиях по физкультуре  и на музыкальных занятиях, где  эти дети отстают в темпе, ритме  движений, а также при переключаемости  движений.

      Дети  с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать  шарф и т.д. На занятиях по рисованию  плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и  с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности  пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при  выполнении проб-тестов пальчиковой  гимнастики. Дети затрудняются или  просто не могут без посторонней  помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти  вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим  пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак  или расправляя его. Выполнение заданий  при этом характеризуется дизметрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений.

      Выполнение  пальчиковых проб на поочередное  сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца, характеризуется в  большинстве случаев медленным  темпом, одновременными движениями нескольких пальцев. Кроме того, отмечается напряженность  пальцев, невозможность удерживать их согнутыми. У части детей при  выполнении задания для одной  конечности наблюдаются сопутствующие  синкинезии - движения пальцев другой руки. Большинство детей выполняют  задания в медленном, напряженном  темпе, напряженными пальцами, не в  полном объеме. Анализ выполнения пальчиковых  проб показал, что несколько сложнее  для воспроизведения оказались  пробы на поочередное выпрямление  пальцев, а не сгибание.

      У детей с дизартрией значительные трудности вызывает динамическая организация  двигательного акта. Наиболее нарушенным является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует  об определенном функционировании премоторных  систем, обеспечивающем кинестетическую  организацию движений.

     В зависимости от типа нарушений все  дефекты звукопроизношения при  дизартрии делятся на:

1.Антропофонические  – искажение звука;

2.Фонологические  – отсутствие звука, замена, недифферинцированное  произношение, смешение.

При фонологических дефектах наблюдается недостаточность  противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам. Поэтому наиболее часто отмечается нарушения письменной речи.

  У детей с дизартрией выявляются следующие  патологические особенности артикуляционного аппарата:

  Спастичность  — повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. Спастичность мышц отмечается при спастико-паретическрй дизартрии.

  Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атак-тической, иногда — при гиперкинетической дизартрии.

  Дистопия — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.

  У детей с церебральным параличом  часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной — гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.

Нарушение подвижности артикуляционных  мышц.

Ограниченная  подвижность мышц артикуляционного аппара та — это основное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено зву-копроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной — от полной невозможности артикуляционных движений языка и губ до незначительного снижения их объема и амплитуды. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).

  Недостаточность кинестетических  ощущений в артикуляционном  аппарате.

  Отмечается  не только ограничение объема артикуляционных  движений, но и слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.

Нарушения дыхания.

  Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

Нарушения голоса.

  Нарушения голоса обусловлены изменениями  мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.

Нарушения просодики.

  Мелодико-интонационные  расстройства часто относят к  одним из наиболее стойких признаков  дизартрии. Именно они в большой  степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже — ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность — рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

  Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.

  Гиперкинезы — непроизвольные, неритмичные, насильственные, иногда вычурные движения мышц языка, лица (гиперкине-гическая дизартрия).

   Тремор — дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Тремор языка отмечается при атак-тической дизартрии.

Нарушение координации движений (атаксия).

  Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях ив скандированности ритма речи.

  Дисметрия — это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды).

Информация о работе Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией