Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – дизартрия как нарушение речи.

Предмет исследования – состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

Гипотеза: исходя из определения дизартрии как сложного психофизиологического дефекта речи, мы предполагаем, что особенностями общей, мелкой и артикуляционной моторики будет являться:

Нарушение мышечного тонуса;
Дискоординация движений.

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения моторных функций при дизартрии. 6

1.1.Дизартрия как речевое нарушение. 6

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией. 16

1.3. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста. 22

Развитие движений и действий дошкольников. 22

1.4. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией. 27

Глава II. Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией. 37

Заключение 45

Список литературы. 48

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 84.13 Кб (Скачать)

     При дизартрии четкость кинестетических  ощущений часто нарушается и ребенок  не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные  уклады.

                        Формы дизартрии.

     В  основу классификации положены принцип  локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространенная классификация  в отечественной логопедии создана  с учетом неврологического подхода  на основе уровня локализации поражения  двигательного аппарата речи (О. В. Правдива ).

Различают следующие  формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

     Корковая  дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.Первый вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. В этих случаях возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (наиболее часто языка), затруднено движение  кончика языка вверх. При этом варианте нарушается произношение переднеязычных звуков.При первом варианте корковой дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушается произношение таких согласных, которые образуются при поднятом и слегка загнутом вверх кончике языка (ш, ж, р). При корковой дизартрии может нарушаться также произношение согласных по способу их образования: смычных, щелевых и дрожащих. Наиболее часто — щелевых (л).

     Характерно  избирательное повышение мышечного  тонуса, главным образом в мышцах кончика языка, что еще более  ограничивает его тонкие дифференцированные движения. В более легких случаях  нарушается темп и плавность этих движений, что проявляется в замедленном  произнесении переднеязычных звуков и  слогов с этими звуками.

     Второй  вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при  односторонних поражениях коры доминантного полушария мозга в нижних постцентральных  отделах коры. В этих случаях страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов. Нарушения  артикуляции непостоянны и неоднозначны. Поиск нужного артикуляционного уклада в момент речи замедляет ее темп и нарушает плавность. Отмечается трудность ощущения и воспроизведения  определенных артикуляционных укладов . Ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения  к определенным участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата.

     Третий  вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического  кинетического праксиса, это наблюдается  при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. При нарушениях  кинетического  праксиса затруднено произнесение сложных  аффрикатов, наблюдаются замены щелевых  звуков на смычные (з — д), пропуски звуков в стечениях согласных, иногда с избирательным оглушением звонких  смычных согласных. Речь напряженная, замедленная.Отмечаются трудности  при воспроизведении серии последовательных движений по заданию (по показу или  по словесной инструкции).

При втором и  третьем вариантах корковой дизартрии  особенно затруднена автоматизация  звуков.

     Псевдобульбарная  дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие.

     При отсутствии или недостаточности  произвольных движений отмечается сохранность  рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, нёбного рефлексов. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает  вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены, ребенок обычно может высунуть язык из полости рта, он с трудом удерживает высунутый язык по средней линии; язык отклоняется в сторону или  опускается на нижнюю губу, загибаясь  к подбородку. Боковые движения высунутого языка отличаются малой амплитудой, замедленным темпом, кончик при всех его движениях остается пассивным  и обычно напряженным. Особенно трудным  при псевдобульбарной дизартрии  является движение высунутого языка  вверх с загибанием его кончика  к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а  также истощаемость движения.

     Во  всех случаях при псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь  наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные, рефлекторные движения обычно сохранны.

     Происходят  избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч). Звук   Р утрачивает вибрирующий характер, звонкость, часто заменяется щелевым звуком. Для звука Л характерно отсутствие определенного фокуса образования, активного прогибания спинки языка вниз, недостаточная приподнятость краев языка и отсутствие или слабость смычки кончика с твердым нёбом. Все это определяет звучание Л как плоскощелевого звука.

     Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции  переднеязычных звуков, но в отличие  от последней нарушение носит  более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны  речи, часто — слюноотделением.

     Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в отличие от корковой в значительной степени также  определяются смешением спастически  напряженного языка в задний отдел  полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).

     Бульбарная  дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер или периферических отделов черепно-мозговых нервов. При бульбарной дизартрии наблюдается периферический парез речевой мускулатуры. У детей чаще всего происходт односторонние избирательные поражения лицевого нерва при вирусных заболеваниях или при воспалениях среднего уха. В этих случаях развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушениям и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные — к единому глухому щелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.

     Экстрапирамидная  дизартрия. Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:

• изменениями  мышечного тонуса в речевой мускулатуре;

• наличием насильственных движений (гиперкинезов);

• нарушениями  проприцептивной афферентации от речевой  мускулатуры;

• нарушениями  эмоционально-двигательной иннервации.

     Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата при экстрапирамидной дизартрии, в отличие от псевдобульбарной, может  быть достаточным. Особые трудности  ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными  движениями. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается  кинестетическая диспраксия. В спокойном  состоянии в речевой мускулатуре  могут отмечаться легкие колебания  мышечного тонуса (дистония) или  некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии  волнения, эмоционального напряжения наблюдаются резкие повышения мышечного  тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается  к корню, резко напрягается. Повышение  тонуса в мышцах голосового аппарата и в дыхательной мускулатуре  исключает произвольное подключение  голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.

     При менее выраженных нарушениях мышечного  тонуса речь смазанная, невнятная, голос  с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки  в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная.Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а  также большая сложность в  автоматизации звуков.

Экстрапирамидная  дизартрия нередко сочетается с  нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при этом прежде всего  страдает слух на высокие тона.

     Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей. Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое нёбо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные , с избыточным или недостаточным объемом движений. Выражена назализация большинства звуков. 
 
 
 

1.2.Психолого-педагогическая  характеристика детей  дошкольного возраста  с дизартрией.

 

     Дети  с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном  интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении  произношения, грамматического строя  речи, бедности словарного запаса, а  также в нарушении темпа и  плавности речи. По степени тяжести  речевые нарушения можно разделить  на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и  тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

     Дети  с дизартрией по своей клинико - психолого-педагогической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи  между тяжестью дефекта и выраженностью  психопатологических отклонений. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые  ее формы, могут наблюдаться у  детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут  быть как у детей с сохранным  интеллектом, так и у детей  с олигофренией.

     Дети  с дизартрией по клинико-психологической  характеристике могут быть условно  разделены на несколько групп  в зависимости от их общего психофизического развития:

• дизартрия  у детей с нормальным психофизическим  развитием;

• дизартрия  у детей с церебральным параличом;

• дизартрия  у детей с олигофренией;

• дизартрия  у детей с гидроцефалией;

• дизартрия  у детей с задержкой психического развития;

• дизартрия  у детей с минимальной мозговой дисфункцией. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны  речи наблюдаются обычно нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

      Е.Ф. Соботович и  А.Ф. Чернопольская  выделяют четыре группы детей с дизартрией:

      1 группа

      Это дети с недостаточностью некоторых моторных функций артикуляторного аппарата: избирательной слабостью, паретичностью некоторых мышц языка. Асимметричная иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают такие нарушения звукопроизношения, как боковое произношение мягких свистящих звуков [сь] и [зь], аффрикаты [ц], мягких переднеязычных [ть] и [дь], заднеязычных [г], [к], [х], боковое произношение гласных [э], [и], [ы].

Информация о работе Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией