Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – дизартрия как нарушение речи.

Предмет исследования – состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

Гипотеза: исходя из определения дизартрии как сложного психофизиологического дефекта речи, мы предполагаем, что особенностями общей, мелкой и артикуляционной моторики будет являться:

Нарушение мышечного тонуса;
Дискоординация движений.

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения моторных функций при дизартрии. 6

1.1.Дизартрия как речевое нарушение. 6

1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией. 16

1.3. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста. 22

Развитие движений и действий дошкольников. 22

1.4. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией. 27

Глава II. Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией. 37

Заключение 45

Список литературы. 48

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 84.13 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения моторных функций при дизартрии. 6

1.1.Дизартрия  как речевое нарушение. 6

1.2.Психолого-педагогическая  характеристика детей  дошкольного возраста  с дизартрией. 16

1.3. Состояние моторных  функций у ребенка  старшего дошкольного  возраста. 22

Развитие  движений и действий  дошкольников. 22

1.4.  Состояние моторных  функций у ребенка  старшего дошкольного  возраста с дизартрией. 27

Глава II. Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией. 37

Заключение 45

Список  литературы. 48

Приложения 50 
 
 
 

Введение.

 

     В современной логопедии вопросы  диагностики дизартрии остаются дискуссионными. При этом дефекте  речи нарушены общая моторика, а также и другие процессы моторной реализации речевой деятельности: голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи, а также мелкая и артикуляционная моторика.

     От  того, как рано или поздно выявлены дефекты нарушениямоторики, от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи и моторных функций во многом зависит результат исправления дефектов речи. Раннему речевому развитию ребенка и проблемам дефектологии посвещены работы Винарской Е.Н., Гвоздева А.Н., Архиповой Е.Ф. Отсутствие гуления, лепет и двигательных реакций у ребенка до 1 года требуют педагогической коррекции со стороны дефектолога, логопеда. К сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда находит свое понимание у врачей педиатров, не всегда и родители, имеющие детей с проблемами в развитии от 0 до 1 года обращаются за помощью к логопеду или педагогу-дефектологу. А ведь раннее выявление дизартричечких расстройств и, следовательно, ранняя коррекционная работа педагога-логопеда непременно дадут положительные результаты в динамике моторного и речевого развития ребенка.

     Все выше сказанное позволяет назвать  проблему нарушения моторных функций у детей с дизартрией необычайно актуальной. Несомненный интерес представляет также педагогическая коррекционная работа с детьми,  имеющими  дизартрические расстройства.

     Природа указанных нарушений остается недостаточно раскрытой, вследствие чего нет единого  определения этой  формы речевого нарушения. Одни авторы относят к  дизартриям только те формы речевой  патологии, при которых нарушения  звукопроизносительной стороны  речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц. Другие толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы ( А. Митронович-Моджеевска). Гутцман, определяя дизартрию как нарушение артикуляции и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого оформления и недостаточную модуляцию голоса.

       Дизартриянарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson– сочленение и dys –расстройство.

     Выбор термина в современной логопедической науке до сих пор остается дискуссионным, так как имеющиеся терминологические  обозначения данного речевого нарушения  все же не отражают клиническую и  нозологическую самостоятельность  данной группы речевых расстройств.

   Объект  исследованиядизартрия как нарушение речи.

   Предмет исследованиясостояние общей, мелкой и  артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

   Гипотеза: исходя из определения дизартрии как сложного психофизиологического дефекта речи, мы предполагаем, что особенностями общей, мелкой и артикуляционной моторики будет являться:

  1. Нарушение мышечного тонуса;
  2. Дискоординация движений.

   Цель  исследования – изучение особенностей общей,  мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией .

     Задачи  исследования:

1. Провести анализ  научной психолого-педагогической  литературы, посвященной проблеме  исследования и дать определение  основных понятий: дизартрия,  формы и причины дизартрии,  анатомо-физиологические механизмы  дизартрии;

2. рассмотреть  характеристику нарушений речи  при дизартрии и выявить особенности  общей, мелкой и артикуляционной  моторики у детей с дизартрией;

3. провести экспериментальное  исследование развития общей,  мелкой и артикуляционной моторики  у детей с  дизартрией;

4. проанализировать нарушения моторных функций у детей с дизартрией.

     В исследовании применялись следующие  группы методов:

1)теоретические:  анализ литературы, моделирование  общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и  процессов их достижения на  различных этапах поисковой работы;

2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная  оценка, наблюдение, обобщение педагогического  опыта). 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения моторных функций при дизартрии.

1.1.Дизартрия  как речевое нарушение.

     Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. При этом из – за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

     Нарушения звукопроизношения при дизартрии  проявляются в разной степени  и зависят от характера и тяжести  поражения нервной системы. В  легких случаях имеются отдельные  искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются  искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

     Основными признаками  дизартрии являются дефекты звукопроизношения и  голоса, сочетающиеся с нарушениями  речевой, прежде всего артикуляционной  моторики и речевого дыхания. При  дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться произношение как  согласных, так и гласных звуков. Нарушения гласных классифицируются по рядам и подъемам, нарушения  согласных — по наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу  и месту артикуляции, наличию  или отсутствию дополнительного  подъема спинки языка к твердому нёбу.

     В зависимости от типа нарушений все  дефекты звукопроизношения при  дизартрии делятся на: а) антропофонические (искажение звука) и б) фонологические (отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение).

     При дизартрии наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного  синдромов в виде расстройств  сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями  общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев  рук, нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП), нарушение эмоционально-волевой  сферы, нарушение ряда психических  функций (внимание, память, мышление), нарушение  познавательной деятельности, своеобразное формирование личности.

     Дизартрические  нарушения речи наблюдаются при  различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют  более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии  прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается  при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 85% (М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская; Е. М. Мастюкова). Отмечается взаимосвязь  между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжелых формах детского церебрального  паралича, когда отмечается поражение  верхних и нижних конечностей  и ребенок практически остается обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии наблюдаются практически  у всех детей. Отмечена взаимосвязь  между тяжестью поражения верхних  конечностей и поражением речевой  мускулатуры (Е. М. Мастюкова).

     Менее выраженные формы дизартрии могут  наблюдаться у детей без явных  двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние  других нерезко выраженных неблагоприятных  воздействий во время внутриутробного  развития или в период родов. В этих случаях легкие формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции (Л. Т. Журба и Е. М. Мастюкова). Нередко дизартрия наблюдается и в клинике осложненной олигофрении, но данные о ее частоте крайне противоречивы.

     Среди причин важное значение имеют  поражение  нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания  нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже — нарушения мозгового  кровообращения, опухоли головного  мозга, пороки развития нервной системы, а также наследственные болезни  нервной и нервно-мышечной систем. 

         Анатомо -физиологические  механизмы.

     Анатомическая и функциональная взаимосвязь в  расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание  дизартрии с двигательными нарушениями  различного характера и степени  выраженности.

     Нарушения звукопроизношения при дизартрии  возникают в результате поражения  различных структур мозга, необходимых  для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:

• периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба , нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной  клетки);

• ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных  в стволе головного мозга;

• ядра, расположенные  в стволе и в подкорковых отделах  мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно-рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.

     Двигательный  механизм речи обеспечивается также  более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:

• подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые  осуществляют регуляцию мышечного  тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, координированность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также  эмоциональную выразительность  речи. При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушениями  мышечного тонуса, усилением отдельных  безусловных рефлексов.

• проводящими  системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней  двигательного аппарата речи. Поражение  этих структур вызывает центральный  парез (паралич) речевой мускулатуры  с повышением мышечного тонуса в  мышцах речевого аппарата.

• корковыми  отделами головного мозга, обеспечивающими  как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении  этих структур возникают различные  центральные моторные расстройства речи.

     Особенностью  дизартрии у детей является часто  ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при  воздействии вредоносного фактора  на развивающийся мозг повреждение  чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение  одних мозговых структур, необходимых  для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Информация о работе Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией