Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 16:52, курсовая работа
Объект исследования – дизартрия как нарушение речи.
Предмет исследования – состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
Гипотеза: исходя из определения дизартрии как сложного психофизиологического дефекта речи, мы предполагаем, что особенностями общей, мелкой и артикуляционной моторики будет являться:
Нарушение мышечного тонуса;
Дискоординация движений.
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения моторных функций при дизартрии. 6
1.1.Дизартрия как речевое нарушение. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией. 16
1.3. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста. 22
Развитие движений и действий дошкольников. 22
1.4. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией. 27
Глава II. Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией. 37
Заключение 45
Список литературы. 48
Содержание
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы проблемы нарушения моторных функций при дизартрии. 6
1.1.Дизартрия как речевое нарушение. 6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией. 16
1.3. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста. 22
Развитие движений и действий дошкольников. 22
1.4. Состояние моторных функций у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией. 27
Глава II. Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией. 37
Заключение 45
Список литературы. 48
Приложения 50
В современной логопедии вопросы диагностики дизартрии остаются дискуссионными. При этом дефекте речи нарушены общая моторика, а также и другие процессы моторной реализации речевой деятельности: голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи, а также мелкая и артикуляционная моторика.
От того, как рано или поздно выявлены дефекты нарушениямоторики, от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи и моторных функций во многом зависит результат исправления дефектов речи. Раннему речевому развитию ребенка и проблемам дефектологии посвещены работы Винарской Е.Н., Гвоздева А.Н., Архиповой Е.Ф. Отсутствие гуления, лепет и двигательных реакций у ребенка до 1 года требуют педагогической коррекции со стороны дефектолога, логопеда. К сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда находит свое понимание у врачей педиатров, не всегда и родители, имеющие детей с проблемами в развитии от 0 до 1 года обращаются за помощью к логопеду или педагогу-дефектологу. А ведь раннее выявление дизартричечких расстройств и, следовательно, ранняя коррекционная работа педагога-логопеда непременно дадут положительные результаты в динамике моторного и речевого развития ребенка.
Все выше сказанное позволяет назвать проблему нарушения моторных функций у детей с дизартрией необычайно актуальной. Несомненный интерес представляет также педагогическая коррекционная работа с детьми, имеющими дизартрические расстройства.
Природа указанных нарушений остается недостаточно раскрытой, вследствие чего нет единого определения этой формы речевого нарушения. Одни авторы относят к дизартриям только те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц. Другие толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы ( А. Митронович-Моджеевска). Гутцман, определяя дизартрию как нарушение артикуляции и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого оформления и недостаточную модуляцию голоса.
Дизартрия –нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson– сочленение и dys –расстройство.
Выбор
термина в современной
Объект исследования – дизартрия как нарушение речи.
Предмет исследования – состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
Гипотеза: исходя из определения дизартрии как сложного психофизиологического дефекта речи, мы предполагаем, что особенностями общей, мелкой и артикуляционной моторики будет являться:
Цель исследования – изучение особенностей общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией .
Задачи исследования:
1. Провести анализ
научной психолого-
2. рассмотреть
характеристику нарушений речи
при дизартрии и выявить
3. провести экспериментальное
исследование развития общей,
мелкой и артикуляционной
4. проанализировать нарушения моторных функций у детей с дизартрией.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические:
анализ литературы, моделирование
общих и частных гипотез
2)эмпирические:
диагностические методы (беседы, экспертная
оценка, наблюдение, обобщение педагогического
опыта).
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. При этом из – за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.
Нарушения
звукопроизношения при
Основными
признаками дизартрии являются
дефекты звукопроизношения и
голоса, сочетающиеся с нарушениями
речевой, прежде всего артикуляционной
моторики и речевого дыхания. При
дизартрии, в отличие от дислалии,
может нарушаться произношение как
согласных, так и гласных звуков.
Нарушения гласных
В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на: а) антропофонические (искажение звука) и б) фонологические (отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение).
При
дизартрии наряду с речевыми выделяют
и неречевые нарушения. Это проявления
бульбарного и
Дизартрические
нарушения речи наблюдаются при
различных органических поражениях
мозга, которые у взрослых имеют
более выраженный очаговый характер.
У детей частота дизартрии
прежде всего связана с частотой
перинатальной патологии (поражением
нервной системы плода и
Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции (Л. Т. Журба и Е. М. Мастюкова). Нередко дизартрия наблюдается и в клинике осложненной олигофрении, но данные о ее частоте крайне противоречивы.
Среди
причин важное значение имеют поражение
нервной системы при
Анатомо -физиологические механизмы.
Анатомическая
и функциональная взаимосвязь в
расположении и развитии двигательных
и речевых зон и проводящих
путей определяет частое сочетание
дизартрии с двигательными
Нарушения
звукопроизношения при
• периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба , нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);
• ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
• ядра, расположенные
в стволе и в подкорковых отделах
мозга и осуществляющие элементарные
эмоциональные безусловно-
Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:
• подкорково-мозжечковыми
ядрами и проводящими путями, которые
осуществляют регуляцию мышечного
тонуса и последовательность мышечных
сокращений речевой мускулатуры, координированность
в работе артикуляционного, дыхательного
и голосового аппарата, а также
эмоциональную выразительность
речи. При поражении этих структур
наблюдаются отдельные
• проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи. Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата.
• корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.
Особенностью
дизартрии у детей является часто
ее смешанный характер с сочетанием
различных клинических
Информация о работе Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией