Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………
С другой стороны, по данным исследования, острота зрения у детей способна резко повышаться под влиянием правильной организации упражнений в различении удалённых объектов. Так, у младших дошкольников она быстро повышается, в среднем на 15 — 20%, а в старшем дошкольном возрасте — на 30%.
Что же является главным условием успешного воспитания остроты зрения? Условие это состоит в том, что ребёнку дают такую понятную и интересную для него задачу, которая требует отличить один от другого объекты, удалённые от него.
Подобные задачи могут быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребёнка показать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке, спрятана картинка или игрушка (данная коробочка отмечается при этом значком-фигуркой, несколько отличной от тех, которые наклеены на другие коробочки, что заранее известно играющему). Сначала дети лишь смутно «угадывают» её среди других, а после нескольких повторений игры уже отчётливо, сознательно различают изображённый на ней значок.
Таким образом, активное развитие способности различения удалённых объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнка деятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная «тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в некоторых случаях может принести даже прямой вред — если при этом перенапрягать зрение ребёнка или давать ему рассма тривать объект в условиях очень слабого, слишком сильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать давать детям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам.
У
детей дошкольного возраста недостатки
зрения иногда остаются незамеченными.
Поэтому поведение ребёнка, которое объясняется
тем, что он плохо видит, может истолковываться
неправильно и подсказывать неправильные
педагогические выводы. Например, вместо
того чтобы посадить близорукого малыша
поближе к рассматриваемой книжке с картинками,
воспитатель, не зная о его близорукости,
тщетно старается привлечь его внимание
к деталям картинки, которые тот не видит.
Вот почему воспитателю всегда полезно
интересоваться медицинскими данными
о состоянии зрения детей, а также самому
проверять их остроту зрения.
В дошкольном возрасте значительно развивается
у детей точность в различении оттенков
цвета. Хотя к началу дошкольного возраста
большинство детей безошибочно различают
основные цвета спектра, различение сходных
между собой оттенков у дошкольников является
ещё недостаточно совершенным. Опыты,
требующие от ребёнка подобрать к показываемому
оттенку одинаковый с ним, показывают,
что количество ошибок, которые делают
при этом дети в возрасте 4—7 лет, быстро
уменьшается: если у четырёхлетних число
ошибок ещё очень велико и достигает 70%,
то у детей 5—6 лет ошибок обычно уже не
более 50%, а к 7 годам — менее 10%.
Если ребёнок постоянно встречается в своей деятельности с цветными материалами и ему приходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и т. п., то у него, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает высокого развития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т. п.
Следует иметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детей встречаются нарушения цветного зрения. Ребёнок не видит оттенков красного или оттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более редких, случаях плохо различаются некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе. Изучение цветного зрения требует применения особых таблиц и должно производиться специалистами.
Развитие
слуховых ощущений. Слуховые ощущения,
как и ощущения зрительные, имеют в психическом
развитии ребёнка особенно большое значение.
Слух имеет важное значение для развития
речи. Если слуховая чувствительность
нарушена или сильно снижена у ребёнка,
то и речь не может развиваться нормально.
Слуховая чувствительность, формируясь
в раннем детстве, продолжает своё развитие
и у детей дошкольного возраста.
Различение звуков речи совершенствуется
в процессе речевого общения. Различение
музыкальных звуков улучшается в процессе
музыкальных занятий. Таким образом, развитие
слуха в огромной степени зависит от воспитания.
Особенностью слуховой чувствительности у детей является то, что она характеризуется большими индивидуальными различиями. У некоторых дошкольников наблюдается очень высокая слуховая чувствительность, а у других, наоборот, слух является резко сниженным.
Наличие
больших индивидуальных колебаний в чувствительности
к различению частоты звуков приводит
иногда к неправильному предположению,
что слуховая чувствительность якобы
зависит лишь от врождённых задатков и
в ходе развития ребёнка существенно не
меняется. В действительности, слух улучшается
с возрастом. Слуховая чувствительность
возрастает у детей в возрасте от 6 до 8
лет в среднем почти в два раза.
Установлено, что чувствительность к различению
высоты звуков особенно быстро развивается
при систематических занятиях музыкой.
Чувствительность
к различению высоты звуков может быть
резко повышена также и путём специальных
упражнений. Как и для развития всех других
ощущений, эти упражнения, однако, не должны
состоять в простой «тренировке», а обязательно
проводятся так, чтобы ребёнок активно
решал задачу — заметить различие в высоте
сравниваемых звуков — и чтобы он при
этом всегда знал, правильный ли он дал
ответ. Такого рода упражнения можно вести
с детьми-дошкольниками в виде дидактической
игры, организуемой по типу известных
игр «с правильным угадыванием».
При педагогической работе с детьми дошкольного
возраста следует особенное внимание
обращать на то, хорошо ли слышит ребёнок.
Это необходимо потому, что у детей понижение
слуховой чувствительности не всегда
замечается окружающими вследствие того,
что ребёнок, плохо, не чётко и не полностью
слышащий обращённую к нему речь, однако
часто правильно догадывается о сказанном
по выражению лица говорящего, по движению
губ и, наконец, по сложившейся обстановке,
в которой к нему обращаются. При подобном
«полуслышании» умственное развитие ребёнка,
особенно его речевое развитие, может
задерживаться. Такие явления, как невнятность
речи, кажущаяся рассеянность и непонятливость,
нередко объясняются именно пониженным
слухом ребёнка. За состоянием слуха детей
следует особенно тщательно следить, так
как его недостатки наблюдаются чаще,
чем недостатки других ощущений.
Зная, что слух у данного ребёнка является недостаточно развитым, воспитатель должен заботиться, во-первых, о том, чтобы обеспечить ему наиболее благоприятные условия для слухового восприятия, т. е. следить за тем, чтобы ребёнок сидел поближе к рассказывающему или читающему; говоря с ним, нужно более ясно произносить слова, а когда это нужно, спокойно повторить сказанное ещё раз. Во-вторых, следует воспитывать у него слух, заставлять упражняться в прислушивании. Для этого полезно вводить такие-содержательные занятия и игры, которые требуют от ребёнка внимательно слушать негромкие звуки и которые не позволяют заменять слух зрением или догадкой.
Кроме музыкальных занятий и игр, о чём мы уже говорили, важную роль в культуре слуха играет организация правильного «слухового режима» в группе. Нужно, чтобы в группе занимающихся или играющих детей не было постоянного шума и крика, которые не только очень утомляют детей, но являются крайне неблагоприятными для воспитания у них слуха. В чрезмерно шумной группе ребёнок не прислушивается к окружающим, плохо слышит самого себя, привыкает отвечать только на очень громкие звуки, сам начинает разговаривать слишком громко. Иногда в этом повинен воспитатель, который усваивает манеру разговаривать с детьми повышенно громким голосом, а когда в группе становится слишком шумно, старается «перекричать» детей.
Конечно, нелепо требовать от дошкольников, чтобы они всегда вели себя тихо — ребёнку свойственны и бурные изъявления своего восторга, и шумные игры. Но детей можно приучить соблюдать тишину, говорить вполголоса, вслушиваться в окружающие их слабые звуки. Это важнейшее условие воспитания культуры слуха у детей.
Развитие
двигательных (суставно-мышечных) и кожных
ощущений. Как уже было сказано, ощущения,
возникающие в результате действия мышечных
раздражений на двигательный анализатор,
не только играют решающую роль в выполнении
движений, но и участвуют вместе с кожными
ощущениями в многообразных процессах
отражения внешнего мира, в формировании
правильных представлений о его свойствах.
Поэтому воспитание этих ощущений имеет
также важное значение.
Наблюдения над оценками детей веса сравниваемых
грузиков (какая коробочка тяжелее?), которые
зависят от точности суставно-мышечных
и отчасти кожных ощущений, показали, что
в дошкольном возрасте (4—6 лет) они уменьшаются
более чем в два раза (в среднем от 1/15 до
1/35 сравниваемого веса), т. е. что различительная
чувствительность в этом возрасте резко
возрастает.
В
эти же годы у детей происходит и большой
качественный сдвиг в развитии суставно-мышечных
ощущений. Так, если детям около 4 лет дать
для сравнения две коробочки, равные по
весу, но разные по величине, и спросить,
какая из них тяжелее, то в большинстве
случаев малыши оценивают их как одинаково
тяжёлые. В возрасте же 5—6 лет оценка веса
таких коробочек резко изменяется: теперь
дети, как правило, уверенно показывают
на коробочку меньшего размера как на
более тяжёлую (хотя коробочки объективно
равны по весу). Дети уже стали учитывать
относительный вес предмета, как это обычно
делают и взрослые.
В результате практических действий с
различными предметами у ребёнка устанавливаются
временные связи между зрительным и двигательным
анализаторами, между зрительными раздражителями,
сигнализирующими о размере предмета,
и суставно-мышечными, сигнализирующими
о его весе.
Дошкольные годы являются периодом, когда
ощущения ребёнка продолжают быстро развиваться.
Степень развития в этом возрасте тех
или иных ощущений стоит в прямой зависимости
от деятельности ребёнка, в процессе которой
происходит их совершенствование, следовательно,
определяется воспитанием.
Вместе
с тем высокое развитие ощущений является
необходимым условием для полноценного
умственного развития. Поэтому правильно
поставленное в дошкольном возрасте воспитание
у детей ощущений (так называемое «сенсорное
воспитание») имеет важнейшее значение,
и на эту сторону воспитательной работы
должно быть обращено надлежащее внимание.
Психологические основы ощущения
К
психологической подструктуре личности
относятся особенности
Познание
воздействий окружающего мира происходит
посредством сенсорно-
Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и другим.
Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом - восприятие.
1. Общая характеристика ощущений
О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Ощущением называется простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств человека.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
Так, имея перед собой какой-нибудь предмет, например стол, мы при помощи зрения определяем его цвет, форму, величину; посредством осязания узнаем, что он твердый, гладкий; двигая его руками, убеждаемся в его тяжести и т.п. Все это - отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых нам дают ощущения.
Ощущение относится к познавательным процессам, так как благодаря ему человек познает мир. Ощущения дают материал для других психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.
В обыденной речи мы говорим: «Я испытываю чувство боли; он почувствовал вкус сладкого; этот человек обладает хорошо развитыми органами чувств». Подобные выражения сохранились в нашем языке еще с тех времен, когда наука не проводила четкого разграничения между понятиями «чувства» и «ощущения». Теперь мы хорошо понимаем, что это разные психические процессы, и было бы правильнее говорить не о чувстве, а об ощущении боли, об ощущении вкуса.
Точно так же и органы чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.) правильнее называть органами ощущений. Но в психологии продолжают пользоваться традиционными выражениями.
Как же происходит процесс ощущения? Он вызывается всегда внешним раздражителем (предметом или процессом), оказывающим воздействие на наши органы чувств: глаза, уши, поверхность кожи и др. Так, луч света, который упал на сетчатку глаза, вызывает в ней возбуждение, а когда оно по нервным волокнам приходит в кору больших полушарий мозга, у человека возникает зрительное ощущение.
Ощущения, возникающие у человека, можно разделить на три группы. К первой группе относятся ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела (экстероцепторов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятся вне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываются возбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах (интероцепторы). Сюда должны быть отнесены так называемые органические ощущения (голода, жажды). В третью группу входят двигательные (или кинестетические) ощущения, связанные с движениями и положением тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках.