Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий.
Цель курсовой работы определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;
2. Изучить возможности и особенности организации и проведения биологических экскурсий;
3. Разработать методику организации и проведения биологических экскурсий в школе.
ведение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии……………………....................5
1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии……………………………………………………………..5
1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании…….8
Выводы по главе I………………………………………………………...13
Глава 2. Методика проведения биологических экскурсий в школе…..14
2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии………....…14
2.2. Классификация школьных биологических экскурсий……………..24
Глава 3. Разработка методики проведения биологической экскурсии..30
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39
Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.
Школьники учатся находить
и различать биологические
Работа с определителями растений и животных на экскурсиях способствует формированию умения определять виды живых организмов. Также на экскурсиях приобретаются навыки исследовательской деятельности в природе, такие как: планирование и ведение наблюдений, составление описаний объектов живой природы (ландшафтов, растений, животных), прогнозирование результатов.
На экскурсиях могут быть собраны материалы (натуральные объекты, их описания, результаты проведенных наблюдений, рисунки и схемы), которые будут нужны в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации. Материалы, собранные на экскурсии (наглядные пособия, дидактический материал, результаты наблюдений) обязательно реализуются на последующих уроках.
Кроме того, на экскурсии учащиеся знакомятся с некоторыми приемами природоохранной деятельности: рациональным планированием территории с целью защиты растительных сообществ от факторов загрязнения и вытаптывания, с посадками леса (видовым составом, состоянием растений). При условии грамотной организации экскурсий во взаимосвязи с системой других форм обучения, значение экскурсий еще более расширяется. Это происходит за счет того, что знания, умения и навыки, приобретенные на экскурсии, могут найти применение на последующих уроках по данной и по другим темам.
Непосредственное
Велика роль экскурсий и в восприятии целостности природы, ее сложных взаимодействий. Изучение вопросов экологии имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся. На экскурсии в природу учитель обращает внимание учащихся на красоту ландшафтов, отдельных видов растений и животных, на гармонию природы. Воспитание эстетических чувств, мировоззрения, мышления, приобретение умений наблюдать в природе - все эти возможности используются при проведении экскурсий.
Важно также отметить, что
экскурсии воспитывают
Одной из самых значительных представляется нам роль экскурсий в повышении познавательного интереса учащихся к дисциплинам биологического цикла. Эмоциональное восприятие учащимися натуральных объектов, изучаемых в ходе экскурсии, всестороннее их исследование, знакомство с новыми, иногда неожиданными для школьников, свойствами объектов, стимулирует развитие познавательного интереса, способствует их привлечению к познавательной деятельности. Чрезвычайно ценно и то, что осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, в естественной и экспериментальной ситуациях.
Значимой является также профориентационная роль экскурсий. На экскурсиях или их фрагментах с элементами профориентации в девятых классах претворяются в жизнь такие содержательные компоненты профориентационной работы, как профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и профессиональная адаптация.
Еще К.П. Ягодовский писал (37): «Главная цель всякой естественно исторической экскурсии должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, и не в том, чтобы научить их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явление общего характера, причем отдельные организмы являются только примерами, иллюстрирующими данные явления.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
В ходе проведенного анализа
методической, педагогической и психологической
литературы нами было выяснено место
и значение экскурсий как формы
организации учебно-
1. В системе форм обучения
биологии экскурсии занимают
важное место, являясь
2. Экскурсии в процессе
обучения биологии решают
3. Экскурсия как форма
обучения характеризуется
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ШКОЛЕ
2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии
Учебная, как и любая другая экскурсия, включает несколько этапов:
1. Подготовка,
2. Проведение,
3. Заключение.
Но необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап - использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения биологии. Условия эффективности учебной экскурсии в основном совпадают с требованиями, предъявленными к уроку, и зависят от согласованности всех ее элементов.
Подготовка экскурсии
«Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы», - говорил Б.Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.(29)
Учебные экскурсии должны определяться и координироваться с общим планом обучения и общими образовательными задачами, преследуемыми школой.(19)
Каждая экскурсия требует
тщательной подготовки плана проведения.
На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается
необходимая связь с
Составляя годовой план, учитель намечает сроки проведения экскурсий, связывает их содержание с материалом предыдущих уроков. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.
Вместе с тем, учитель
планирует использование
Можно заключить, что общее учебной экскурсии с уроком состоит, прежде всего, в их целях: познание предмета, формирование научного мировоззрения, нравственное воспитание учащихся. Отличие определяется разницей в характере учебного материала, в деятельности учителя и учащихся.
Подготовка экскурсии осуществляется поэтапно: (7)
1. Выбор темы экскурсии и определение ее цели.
Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тематика - существенный признак каждой экскурсии. Тема экскурсии - это краткая формулировка, отражающая проблему и содержание экскурсии. Определяется тема, прежде всего, целями и задачами экскурсии. Тема экскурсии тесно взаимосвязана с объектами, поскольку основывается на том материале, который может быть сообщен экскурсантам при показе этих объектов. Тема определяет содержание экскурсии.
Правильное определение цели планируемой экскурсии помогает определить содержательную, идейную и нравственную направленность экскурсии, способствует эффективному отбору и освещению материала будущего мероприятия.
Основная цель экскурсии - воспитательное воздействие на экскурсантов, воспитательное в самом широком смысле этого слова; таким образом, экскурсия - одна из форм просветительной работы. Центральный пункт внимания организатора экскурсии - экскурсанты; экскурсия ведется для них;(6) и, следовательно, их обучение, воспитание и развитие.(7)
Цель нельзя смешивать с задачами, стоящими перед экскурсией. Цель определяет ожидаемый конечный результат экскурсии, раскрывая актуальность темы.(6) Задачи же экскурсии локальны и конкретны, и представляют собой этапы достижения цели.
2. Отбор содержания по теме экскурсии.
По теме экскурсии составляется список книг, брошюр, статей. В список включается научная, специальная, справочная, краеведческая и художественная литература, которая используется для подготовки индивидуального текста учителя и домашней, предварительной подготовки учащихся.
Теоретический и фактический материал необходимо тщательно изучить, законспектировать, но весь его включать в экскурсию не следует. Отбирая материал, прежде всего, необходимо учитывать его связь с объектами показа. Отобранный для текста экскурсии материал должен быть максимально раскрыт при осмотре объектов.
3. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Для раскрытия темы экскурсии решающее значение имеет правильный отбор объектов. Объекты являются зрительной основой экскурсии, на их показе строится рассказ.
Из множества объектов отбираются самые интересные и по внешнему виду, и по информативности. При отборе объектов учитываются их воспитательное значение, сохранность, а также наличие материала, необходимого для раскрытия экскурсионной темы.
В процессе подготовки экскурсии, при отборе объектов, проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
1. познавательная ценность
2. известность
3. необычность (экзотичность)
4. выразительность
5. сохранность (состояние объекта в данный момент)
6. расстояние до объекта
(месторасположение, наличие
При этом важно правильно определить их количество. Чем больше объектов, тем поверхностнее будет освещена тема; если же объектов показа мало, экскурсия получится неполноценной.(6)
Предварительная работа с
экспозицией направлена на отбор
объектов. Выделяются основные и второстепенные
объекты: первые из них на экскурсии
будут анализироваться
4. Составление маршрута экскурсии.
Маршрут экскурсии - это путь следования экскурсионной группы, связанный с процессом показа объектов. При составлении маршрута необходимо соблюдать два правила: во-первых, показ объектов должен вестись в логической последовательности и, во - вторых, маршрут должен обеспечить показ объектов, необходимых для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Маршрут должен быть компактным, чтобы не допускать слишком длинных пауз и не нарушать целостности рассказа. Нельзя допускать повторных проходов по одному и тому же участку маршрута.
Экскурсионные маршруты могут строиться по хронологическому, тематическому и комплексному тематико-хронологическому принципу.(6)
При самостоятельном проведении
экскурсии в музей, за несколько
дней до нее, учитель проходит по маршруту,
рассматривает объекты
Именно эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии, в котором должны найти отражение следующие основные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршруты и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед.
Информация о работе Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии