Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий.
Цель курсовой работы определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;
2. Изучить возможности и особенности организации и проведения биологических экскурсий;
3. Разработать методику организации и проведения биологических экскурсий в школе.

Содержание

ведение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии……………………....................5
1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии……………………………………………………………..5
1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании…….8
Выводы по главе I………………………………………………………...13
Глава 2. Методика проведения биологических экскурсий в школе…..14
2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии………....…14
2.2. Классификация школьных биологических экскурсий……………..24
Глава 3. Разработка методики проведения биологической экскурсии..30
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39

Работа содержит 1 файл

exkursii_na_biologii.docx

— 78.07 Кб (Скачать)

5. Отбор методов.

На экскурсии могут  и должны быть использованы различные  методы обучения:

а) Словесные:

- описание - это подробное  изложение материала об объекте,  последовательное перечисление  основных его свойств и качеств,  а также определение наиболее  существенных сторон и явлений,  процессов, событий, связанных  с объектом;

- объяснение - это прием,  с помощью которого освещаются  внутренние связи объекта, выясняются  причины события, явления, факта,  при этом рассказ носит доказательный  характер;

- комментирование - используется  в тех экскурсиях, в которых  объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения.

б) Наглядные

В качестве источника знаний выступают различные наглядные  объекты. Эти методы обучения играют главенствующую роль на экскурсиях.

- наблюдение - это целенаправленное  восприятие объектов или явлений  с последующим фиксированием  материала;

- рассматривание объекта  - детальное наблюдение за фиксированным  материалом;

- демонстрация натуральных  средств наглядности;

- демонстрация экранных  пособий - учитель должен заранее  составить задание для учащихся  по просмотру фильма. Демонстрация  может быть проведена до и  после экскурсии, в школьном  кабинете или в зале музея. 

в) Практические

Источник знаний - практическая работа учащихся, деятельность учителя  сводится к инструктажу и контролю над выполнением практической работы.

Выделяют:

- работа по распознаванию  и определению объекта;

- работа с раздаточным  материалом;

- работа по уходу и  выращиванию растений и животных;

- постановка учащимися  эксперимента.(7)

Особое место среди  практических методов обучения занимает эксперимент. Он может быть длительным и кратковременным. Проводится в  основном при изучении различных  физиологических процессов. При  изучении курса «Человек и его  здоровье» широко используется метод  самонаблюдения.

6. Подготовка конспекта  экскурсии.

После выбора маршрута составляется текст экскурсии, для которого отбирается тот материал, который может использоваться в рассказе по теме.(6)

Но организация учебных  экскурсий не ограничивается лишь подготовкой  учителя. Особое место на этом этапе  занимает предэкскурсионная подготовка школьников.(11) Рекомендуется еще в классе, на предшествующем экскурсии уроке, сделать вступление по теме будущей экскурсии, установив таким образом необходимую связь экскурсии с содержанием изучаемой темы, поставить перед школьниками вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределить учащихся по группам, раздать им задания, отметив вопросы, которые нуждаются в предварительном изучении дополнительной литературы. В ряде случаев учащиеся заранее получают задания для самостоятельной работы на протяжении всей экскурсии.

Проведение экскурсии

Каждая экскурсия требует  сложной, последовательной организации. Организованность и дисциплинированность являются для экскурсии условиями, без которых ее образовательная  ценность будет существенно снижена.

Важным условием познавательной активности учащихся на экскурсии является постановка перед ними специальных  заданий (как коллективных, так и  индивидуальных): например, подготовка небольших сообщений (устных или  письменных), зарисовать, сфотографировать, пронаблюдать и т.д. Можно предложить вопросы - задания и более общего типа: какой из объектов произвел наибольшее впечатление? Что нового вы узнали по сравнению с учебником? и др.

Все многообразие вариантов  проведения экскурсий можно свести к следующим ее этапам:

Вводная беседа по теме экскурсии  и распределение заданий (5 - 7 мин).

Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).

Обсуждение результатов, наблюдений, их обобщение (10 - 15 мин).

Итоговая беседа (3 - 5 мин).

Осмотр территории и приведение ее в порядок (для экскурсий в  природу).

Общее заключение по экскурсии.

Обработка (в классе, дома) учениками собранного материала  и подготовка отчетов, сообщений.

Экскурсия начинается вступительной  беседой, в процессе которой учитель  вводит учащихся в тему, ориентирует  их на выполнение полученных заданий. Иногда значительную часть экскурсии  составляет сообщение учителя или  экскурсовода, работника производства.

В ходе сообщения учащиеся должны записать основные сведения, наблюдать  объекты.

На экскурсии важно  говорить только о том, что можно  показать. Экскурсия ни в коем случае не должна превратиться в лекцию. При  этом везде, где только возможно, надо стремиться к тому, чтобы изучаемые объекты имелись не только в руках руководителя, но и в руках каждого из участников.

Характер связи экскурсионных  объектов и их объяснения могут быть различными: в одном случае наглядные  объекты выступают определенным источником знаний, в другом - наоборот, ведущим является рассказ, а наглядные  объекты выступают в роли образной, наглядной опоры. Теоретический  материал активизирует восприятие наглядных  объектов, помогает проникнуть в их сущность. В то же время опора  на образное, непосредственное восприятие способствует сознанию необходимых  представлений, усвоения сложных понятий, обобщенных знаний.

Необходимое условие эффективности  учебной экскурсии - организация  в ходе ее и после на основе ее материала самостоятельной работы учащихся. Выполнение заданий используется с разной степенью самостоятельности. В соответствии с этим Б.Е Райков разделяет экскурсии на иллюстративные и исследовательские, причем отдает предпочтение последним, как содержащим более активных элементов, особо упражняющих самостоятельность учащихся. Использование индивидуальной и групповой форм работы позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению. В зависимости от возраста и подготовленности класса отдается предпочтение той или иной форме организации деятельности учащихся.

Наибольшее распространение  в практике получила групповая форма  работы учащихся. Группы из 3-5 человек  получают задания и выполняют  его коллективно. Однако отчеты по экскурсии  каждый школьник готовит самостоятельно.

В ходе экскурсии учащимся периодически напоминается, что им известно из прошлых уроков, чтобы  они могли опираться на известный  «багаж школьника», который мы сами собрали и уложили для него.

Это актуализирует знания учащихся, включает уже имеющиеся  у них знания в новую систему.

Необходимо закрепить  материал экскурсии в памяти участников последующей его проработкой, которая  имеет немаловажное значение, и экскурсия  много теряет, если остается незавершенной. Значение и сущность послеэкскурсионной работы заключается в следующем: необходимо восстановить в памяти учащихся весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя отдельные затронутые вопросы. При этом частные детали связываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатлений, которое так важно в образовательном смысле. В школьной практике послеэкскурсионная проработка вливается в следующие формы: коллективный рассказ учащихся о том, что они видели, с дополнениями и пояснениями учителя, составление отчетов и рефератов о увиденном с описанием своих впечатлений.

Конечно, экскурсия может  явиться источником беспорядков  со стороны учеников, а следовательно, утратить большую часть своего значения, превратившись в простую прогулку. С другой стороны, чрезмерная требовательность порядка отзывается вредно на радостно повышенном настроении учеников, и экскурсия тоже грозит сделаться чем - то неприятным и досадным для учеников и для учителя, которому при таких воззрениях на порядок придется все время делать замечания и окрики. Нельзя превращать экскурсию в формальное, сухое и дисциплинарное время препровождение.

Такие экскурсии, которые  препятствуют возникновению радостных  и бодрых эмоций, почти бесплодны. Конечно, известная дисциплина при  всяком собрании людей, объединившихся для некоторой цели, необходима, но она не должна идти так далеко, чтобы препятствовать достижению главных  целей экскурсии.

Подготовиться к экскурсии  учителю и учащимся помогут следующие  рекомендации, выработанные на Павловской экскурсионной станции еще в 1929 году:(3)

1. Помните, что экскурсия  не прогулка, а обязательная часть  учебных занятий.

2. Определите тему экскурсии,  изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.

3. Придерживайтесь темы  экскурсии, не отвлекайтесь на  случайные вопросы.

4. Рассказывайте на экскурсии  только о том, сто можно показать.

5. Избегайте длинных объяснений.

6. Не оставляйте экскурсантов  только слушателями, привлекайте  их к активной работе.

7. Не перегружайте экскурсантов  новыми названиями; они их забудут.

8. Умейте сконцентрировать  внимание экскурсантов на нужном  объекте.

9. Умейте вовремя прекратить  экскурсию, не утомляя учащихся

10. Закрепите материал  экскурсии в памяти учеников  на последующих уроках.

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в  природе, на что обратить внимание, как наблюдать. Предварительно учитель  может показать схему маршрута экскурсии  с целью ориентировки на местности  и познакомить с требованиями к подготовке и поведению учащихся на экскурсии. В группе желательно иметь  блокноты, простые карандаши, фотоаппарат.(11)

На экскурсиях учащиеся испытывают эмоции эстетического характера.(3)

Особое внимание следует  уделить организации самостоятельной  практической работе учащихся.

В IX - X классах заранее  вручаются задания для самостоятельной  работы на протяжении всей экскурсии. Задания охватывают ряд вопросов, в целом исчерпывающих содержание темы намеченной экскурсии. Каждый вопрос требует изучения ряда объектов и явлений. Объекты могут быть различными, лишь бы они позволяли выявлять общую закономерность.(3)

Свои наблюдения учащиеся должны оформить в виде отчета, фотоснимков.

Проработка материалов экскурсий, как правило, идет на протяжении ряда уроков и разных тем, без подробных  итогов и только с краткими выводами на месте после окончания экскурсии. При последующей проработке экскурсионного материала учащиеся должны обратиться к литературе и справочникам, особенно при подготовке отчетов и докладов.(3)

 

2.2. Классификация школьных биологических экскурсий

 

Методика подготовки и  проведения экскурсий будет различной  в зависимости от вида организуемой экскурсии. Учеными-методистами предложено несколько вариантов классификации  школьных биологических экскурсий. Этим вопросом в разное время занимались А.Я.Герд, Б.Е.Райков, Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, А.Н.Мягкова, Б.Д.Комисаров и др. В основу классификации всего многообразия школьных биологических экскурсий может быть положено несколько различных критериев: по учебным целям, по местоположению в учебном процессе, по содержанию, по характеру изучаемых объектов, по месту проведения, по продолжительности, по времени года, по количеству участников и др.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят  на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в  течение всего учебного года) и  заключительные (обобщающие и повторяющие  пройденный материал), осуществляемые весной.

1. Вводные к изучению  соответствующей темы, создающие  образную опору для возбуждения  интереса к новой теме и  последующего изучения сложных  вопросов в классе.

Вводные экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными  вопросами и собранным материалом;

2. Текущие, проводимые  в процессе изучения нового  материала, который раскрывается  в ходе экскурсии с последующей  систематизацией и закреплением  на других уроках в классе;

3. Итоговые - после изучения  одной или нескольких тем - закрепляющие и обобщающие изученный  в классе материал. Заключительные  экскурсии строятся таким образом,  чтобы в природе нашли то, что  изучали по учебнику и в  классе, и разрешили на конкретных  примерах возникшие или поставленные  учителем вопросы. Постановка  и самостоятельность разрешения  вопросов будят мысль и развивают  исследовательский интерес и  наблюдательность.(3)

Наиболее полная классификация  экскурсий предложена В.П.Соломиным и И.Я.Ланиной в работе «Экскурсии в природу по физике и биологии» (13). Помимо уже рассмотренных видов экскурсий, авторы предлагают следующие:

1. По учебным целям:

а) Иллюстративные

б) Творческие (исследовательские)

2. По содержанию материала:

а) Тематические

б.) Обзорные

в) Комплексные

3. По характеру изучаемого объекта:

а) К объектам природы

б) На объекты, изучающие природные явления

4. По количеству участников:

а) групповые

б) индивидуальные.

Школьные биологические  экскурсии различаются также  по месту их проведения:

1. В природу (заповедники, заказники, лесопарки - изучаются отдельные экосистемы: лес, болото, луг, озеро, агроценоз);

2. В городскую среду (городской парк, сквер, отдельный микрорайон);

3. В ботанический сад, зоопарк, оранжерею;

4. В музей и на выставку (краеведческий музей, зоологический музей, выставки современного оборудования);

5. На производство (промышленные предприятия, очистные сооружения, гидротехнические сооружения, мусороперерабатывающие заводы, сельскохозяйственное производство др.);

Информация о работе Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии