Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в совершенствовании образовательного процесса по биологии с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсий.
Цель курсовой работы определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы познакомиться с состоянием проблемы организации экскурсий в теории методики обучения биологии;
2. Изучить возможности и особенности организации и проведения биологических экскурсий;
3. Разработать методику организации и проведения биологических экскурсий в школе.
ведение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические и методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии……………………....................5
1.1. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии……………………………………………………………..5
1.2. Значение экскурсий в школьном биологическом образовании…….8
Выводы по главе I………………………………………………………...13
Глава 2. Методика проведения биологических экскурсий в школе…..14
2.1. Структура и методика проведения учебной экскурсии………....…14
2.2. Классификация школьных биологических экскурсий……………..24
Глава 3. Разработка методики проведения биологической экскурсии..30
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39
5. Отбор методов.
На экскурсии могут и должны быть использованы различные методы обучения:
а) Словесные:
- описание - это подробное
изложение материала об
- объяснение - это прием,
с помощью которого освещаются
внутренние связи объекта,
- комментирование - используется
в тех экскурсиях, в которых
объект показывается в
б) Наглядные
В качестве источника знаний выступают различные наглядные объекты. Эти методы обучения играют главенствующую роль на экскурсиях.
- наблюдение - это целенаправленное
восприятие объектов или
- рассматривание объекта
- детальное наблюдение за
- демонстрация натуральных средств наглядности;
- демонстрация экранных
пособий - учитель должен заранее
составить задание для
в) Практические
Источник знаний - практическая работа учащихся, деятельность учителя сводится к инструктажу и контролю над выполнением практической работы.
Выделяют:
- работа по распознаванию и определению объекта;
- работа с раздаточным материалом;
- работа по уходу и
выращиванию растений и
- постановка учащимися эксперимента.(7)
Особое место среди практических методов обучения занимает эксперимент. Он может быть длительным и кратковременным. Проводится в основном при изучении различных физиологических процессов. При изучении курса «Человек и его здоровье» широко используется метод самонаблюдения.
6. Подготовка конспекта экскурсии.
После выбора маршрута составляется текст экскурсии, для которого отбирается тот материал, который может использоваться в рассказе по теме.(6)
Но организация учебных экскурсий не ограничивается лишь подготовкой учителя. Особое место на этом этапе занимает предэкскурсионная подготовка школьников.(11) Рекомендуется еще в классе, на предшествующем экскурсии уроке, сделать вступление по теме будущей экскурсии, установив таким образом необходимую связь экскурсии с содержанием изучаемой темы, поставить перед школьниками вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределить учащихся по группам, раздать им задания, отметив вопросы, которые нуждаются в предварительном изучении дополнительной литературы. В ряде случаев учащиеся заранее получают задания для самостоятельной работы на протяжении всей экскурсии.
Проведение экскурсии
Каждая экскурсия требует сложной, последовательной организации. Организованность и дисциплинированность являются для экскурсии условиями, без которых ее образовательная ценность будет существенно снижена.
Важным условием познавательной активности учащихся на экскурсии является постановка перед ними специальных заданий (как коллективных, так и индивидуальных): например, подготовка небольших сообщений (устных или письменных), зарисовать, сфотографировать, пронаблюдать и т.д. Можно предложить вопросы - задания и более общего типа: какой из объектов произвел наибольшее впечатление? Что нового вы узнали по сравнению с учебником? и др.
Все многообразие вариантов проведения экскурсий можно свести к следующим ее этапам:
Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 - 7 мин).
Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).
Обсуждение результатов, наблюдений, их обобщение (10 - 15 мин).
Итоговая беседа (3 - 5 мин).
Осмотр территории и приведение ее в порядок (для экскурсий в природу).
Общее заключение по экскурсии.
Обработка (в классе, дома) учениками собранного материала и подготовка отчетов, сообщений.
Экскурсия начинается вступительной беседой, в процессе которой учитель вводит учащихся в тему, ориентирует их на выполнение полученных заданий. Иногда значительную часть экскурсии составляет сообщение учителя или экскурсовода, работника производства.
В ходе сообщения учащиеся должны записать основные сведения, наблюдать объекты.
На экскурсии важно говорить только о том, что можно показать. Экскурсия ни в коем случае не должна превратиться в лекцию. При этом везде, где только возможно, надо стремиться к тому, чтобы изучаемые объекты имелись не только в руках руководителя, но и в руках каждого из участников.
Характер связи экскурсионных объектов и их объяснения могут быть различными: в одном случае наглядные объекты выступают определенным источником знаний, в другом - наоборот, ведущим является рассказ, а наглядные объекты выступают в роли образной, наглядной опоры. Теоретический материал активизирует восприятие наглядных объектов, помогает проникнуть в их сущность. В то же время опора на образное, непосредственное восприятие способствует сознанию необходимых представлений, усвоения сложных понятий, обобщенных знаний.
Необходимое условие эффективности
учебной экскурсии - организация
в ходе ее и после на основе ее
материала самостоятельной
Наибольшее распространение в практике получила групповая форма работы учащихся. Группы из 3-5 человек получают задания и выполняют его коллективно. Однако отчеты по экскурсии каждый школьник готовит самостоятельно.
В ходе экскурсии учащимся периодически напоминается, что им известно из прошлых уроков, чтобы они могли опираться на известный «багаж школьника», который мы сами собрали и уложили для него.
Это актуализирует знания учащихся, включает уже имеющиеся у них знания в новую систему.
Необходимо закрепить материал экскурсии в памяти участников последующей его проработкой, которая имеет немаловажное значение, и экскурсия много теряет, если остается незавершенной. Значение и сущность послеэкскурсионной работы заключается в следующем: необходимо восстановить в памяти учащихся весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя отдельные затронутые вопросы. При этом частные детали связываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатлений, которое так важно в образовательном смысле. В школьной практике послеэкскурсионная проработка вливается в следующие формы: коллективный рассказ учащихся о том, что они видели, с дополнениями и пояснениями учителя, составление отчетов и рефератов о увиденном с описанием своих впечатлений.
Конечно, экскурсия может явиться источником беспорядков со стороны учеников, а следовательно, утратить большую часть своего значения, превратившись в простую прогулку. С другой стороны, чрезмерная требовательность порядка отзывается вредно на радостно повышенном настроении учеников, и экскурсия тоже грозит сделаться чем - то неприятным и досадным для учеников и для учителя, которому при таких воззрениях на порядок придется все время делать замечания и окрики. Нельзя превращать экскурсию в формальное, сухое и дисциплинарное время препровождение.
Такие экскурсии, которые препятствуют возникновению радостных и бодрых эмоций, почти бесплодны. Конечно, известная дисциплина при всяком собрании людей, объединившихся для некоторой цели, необходима, но она не должна идти так далеко, чтобы препятствовать достижению главных целей экскурсии.
Подготовиться к экскурсии учителю и учащимся помогут следующие рекомендации, выработанные на Павловской экскурсионной станции еще в 1929 году:(3)
1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.
3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь на случайные вопросы.
4. Рассказывайте на экскурсии
только о том, сто можно
5. Избегайте длинных объяснений.
6. Не оставляйте экскурсантов
только слушателями,
7. Не перегружайте экскурсантов новыми названиями; они их забудут.
8. Умейте сконцентрировать
внимание экскурсантов на
9. Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя учащихся
10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на последующих уроках.
Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить внимание, как наблюдать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местности и познакомить с требованиями к подготовке и поведению учащихся на экскурсии. В группе желательно иметь блокноты, простые карандаши, фотоаппарат.(11)
На экскурсиях учащиеся испытывают эмоции эстетического характера.(3)
Особое внимание следует
уделить организации
В IX - X классах заранее
вручаются задания для
Свои наблюдения учащиеся должны оформить в виде отчета, фотоснимков.
Проработка материалов экскурсий,
как правило, идет на протяжении ряда
уроков и разных тем, без подробных
итогов и только с краткими выводами
на месте после окончания
2.2. Классификация школьных биологических экскурсий
Методика подготовки и
проведения экскурсий будет различной
в зависимости от вида организуемой
экскурсии. Учеными-методистами предложено
несколько вариантов
Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.
1. Вводные к изучению
соответствующей темы, создающие
образную опору для
Вводные экскурсии преследуют
цель заинтересовать учащихся поставленными
вопросами и собранным
2. Текущие, проводимые
в процессе изучения нового
материала, который
3. Итоговые - после изучения
одной или нескольких тем -
закрепляющие и обобщающие
Наиболее полная классификация экскурсий предложена В.П.Соломиным и И.Я.Ланиной в работе «Экскурсии в природу по физике и биологии» (13). Помимо уже рассмотренных видов экскурсий, авторы предлагают следующие:
1. По учебным целям:
а) Иллюстративные
б) Творческие (исследовательские)
2. По содержанию материала:
а) Тематические
б.) Обзорные
в) Комплексные
3. По характеру изучаемого объекта:
а) К объектам природы
б) На объекты, изучающие природные явления
4. По количеству участников:
а) групповые
б) индивидуальные.
Школьные биологические экскурсии различаются также по месту их проведения:
1. В природу (заповедники, заказники, лесопарки - изучаются отдельные экосистемы: лес, болото, луг, озеро, агроценоз);
2. В городскую среду (городской парк, сквер, отдельный микрорайон);
3. В ботанический сад, зоопарк, оранжерею;
4. В музей и на выставку (краеведческий музей, зоологический музей, выставки современного оборудования);
5. На производство (промышленные предприятия, очистные сооружения, гидротехнические сооружения, мусороперерабатывающие заводы, сельскохозяйственное производство др.);
Информация о работе Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии