Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 13:55, курсовая работа
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Введение…………………………………………………………………………...2
I.Сущность экскурсии……………………………………………………….3
II.Экскурсия как педагогический и воспитательный процесс……………10
III.Город Биляр и его историческое значение…………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………....25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс+ия).
Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.
Экскурсии по древним
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).
Для более детального взгляда на то, что представляет собой экскурсионная деятельность, необходимо дать понятийную базу основ этой деятельности.
Экскурсия - это:
1) процесс
наглядного познания
2) тематический
маршрут с целью посещения
достопримечательных объектов
Экскурсия имеет свои признаки (элементы):
– протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);
– наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
– наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
– показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
– передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
– целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.
Экскурсант - это:
1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;
2) субъект, участник экскурсии.
Схема 1. Элементы экскурсии
Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии – своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.
Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:
1) предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;
2) непосредственная разработка самой экскурсии – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.
Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.
Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии.
Понятие включает в себя:
– общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;
– частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.
Методика или приемы:
– анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;
– синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;
– ассоциация по времени;
– ассоциация по единству;
– словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);
– наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);
– осмотр объекта;
– метод наблюдения.
Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.
В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.
Это следующие признаки:
– по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;
– по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;
– по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;
– по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;
– по логическому построению: аналитические, синтетические;
– по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.
В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.
В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.
По содержанию экскурсии подразделяются на:
– обзорные;
– тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.
Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.
Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:
1) исторические - делятся на:
– историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Урая");
– археологические;
– этнографические;
– военно-исторические.
2) производственные – делятся на:
– производственно-экономические;
– производственно-исторические;
– производственно-технические;
– производственно-ориентационные (для учащихся).
3) природоведческие
4) искусствоведческие – подразделяются на:
– театральные (например, "Екатеринбург театральный");
– историко-музейные (скульптуры);
– музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);
5) литературные
– литературно-биографические;
– историко-литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);
– литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;
–
архитектурно-
По составу участников экскурсии делятся на:
– взрослую аудиторию и детей;
– местное население и приезжих туристов;
– городское и сельское население;
– организованные группы и индивидуалов.
По месту проведения экскурсии делятся на:
– городские;
– загородные;
– производственные;
– музейные.
По способу передвижения:
– пешеходные;
– транспортные;
– экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).
По форме проведения:
– экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;