Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:16, реферат
Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Основная цель экологического воспитания: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Не беречь поросли, не видать и дерева. - русская пословица
Был бы лес, соловьи прилетят. русская пословица
Одно дерево еще не лес. русская пословица
Без корня и полынь не растет. русская пословица
На выдумку природа торовата.
Срубишь лес – на следующий год не вырастет.- пословица
Растение – берегам спасение.- пословица
Сбереги самку весной – она к осени выводок приведет.- пословица
Не тот охотник хорош, который убивает, а тот хорош, который бережет и охраняет.- пословица
Возвращай земле долг – будет толк.- пословица
Лес да вода поле красят.- пословица
Лес весной веселит, летом холодит, зимой согревает.- пословица
Невысок лесок, а от ветра защита.- пословица
Где вода есть, там и саду цвесть.- пословица
Зеленое царство – лучшее лекарство.- пословица
Кто рубит лес, тот сушит места. - пословица
Мужик березку рубит. А щепа по грибам да ягодам бьет. - пословица
Лес и вода - брат и сестра.
Тополь растет высоко, но плодов с него никто не видел
Не срывай незрелых плодов: поспеют - сами упадут
Солнце с запада не всходит. (русская пословица)
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. (русская пословица)
Много снега - много хлеба, много воды - много травы. (русская пословица)
У каждого цветка свой аромат. - русская пословица
На торной дороге и трава не растет.- пословица
Пересев хуже недосева.- пословица
Сметанку любить – корову кормить.- пословица
Какова земля, таков и хлеб.- пословица
Возле леса жить – голоду не видать.- пословица
Где вода – там и верба, где верба – там и вода.- пословица
Не мути воду – пригодится черпать.- пословица
В лесу лес не ровень, в миру – люди.- пословица
Человек за свою жизнь должен вырастить дерево, воспитать сына, построить дом.- пословица
На развитие эстетического идеала народа Кавказа огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.
Народы Кавказа считали землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навлечешь на себя ее проклятье.
Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что она открывалась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрасного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единство с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили в лес в поисках сухих веток или собирали дикие груши, яблоки, ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у романтического костра - все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем родной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.
Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, горцы обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой.
С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, загадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов. Устное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно - прекрасной северокавказской природы: высокие горы, глубокие ущелья, безбрежные дремучие леса, отвесные скалы, тихие, словно уснувшие голубые озера, стремительные бурные реки. Описание природы в устном поэтическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой картины, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природные явления в горском фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества. Такие параллели помогали глубже воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений. Гордость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность индюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца - все это в своем нравственно - эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл. Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, о нарте Ерюзмеке говорится, что он "имеет львиную душу" ("аслан келлю"). С медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Собаке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.
Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе находило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных костюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплетались в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.
Всеобщая гармония, царящая в природе Кавказа, накладывала отпечаток на всю народную педагогику горцев. Педагогические знания парода находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с представлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь горцев, влияла на формирование черт народной педагогики и педагогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к родной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей гор лучше, чище, выше.
Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.
Информация о работе Экологическое воспитание в народной педагогике