Народная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является – народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования тог или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. На формирование народной педагогики оказали и оказывают влияние социально – экономические, геополитические факторы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

    Введение 

    Важнейшим источником научных представлений  о воспитании и обучении подрастающего  поколения является – народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования тог или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. На формирование народной педагогики оказали и оказывают влияние социально – экономические, геополитические факторы. Золотой фонд современной научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества. Народная  мудрость сохранила множество выдержавших проверку опытом и временем педагогических советов в виде пословиц, поговорок. Ярким отражением педагогического гения народа назвал К.Д. Ушинский произведения фольклора (былины, легенды, сказки). Сегодня не утратили своей воспитательной ценности и такие средства народной педагогики, как игры, игрушки, песни, потешки, заклички и др.    Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.  Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала  научной педагогике и влияла на её ранние формы.

    Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко  А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга

    Народная  мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

    На  путях исторического развития народ  преодолел косность ложных представлений и понятий о воспитании. Основы народных воззрений на воспитание и обучение связаны своим происхождением с трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа.

Сложившиеся концепции народной педагогики 

    Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного  опыта воспитания как социально-исторического  феномена на всех этапах исторического  развития входило в круг научных  интересов педагогов прошлого и  настоящего.

    Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

    Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения  родной речью. Н.К. Крупская большое  значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

    А.С. Макаренко на собственном многолетнем  опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

    В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.

    «О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.

    - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни  народа. В народной педагогике  раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».

    Таким образом, объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Средства  народной педагогики 

    Перед современной системой образования  стоит задача приобщения новых поколений  к исторической памяти народа, а  значит - и сохранение ее в наших  детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

    - помочь ребенку вспомнить свою  национальную и родовую память;

    - уважительно относиться к своим  древним корням;

    - чтить и уважать память предков;

    - систематическое и целенаправленное  приобщение детей к истокам народной культуры.

    Погружение  детей в традиционную фольклорную  среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все  это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

    Пословицы. В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

    Наиболее  распространенная форма пословиц - наставления. С педагогической точки  зрения интересны наставления орех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

    В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места  в жизни народа, целей, средств  и методов воспитания, поощрения  и наказания, содержания обучения, трудового  и нравственного воспитания, наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

    Важный  педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это - оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь - если не жжет, то чернит», «Добрая совесть - глаз божий. Добрая совесть любит обличение» и др. Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием.

    Родимая сторона - мать, чужая - мачеха;

    Смолоду наживай, а под старость проживай;

    Не  красна книга письмом, красна умом.

    Загадки. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании важно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

          Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его обращенному мышлению, быстроте умственных реакций. Развивает наблюдательность.

    Особое  место в процессе воспитания детей  занимает диагностическая функция  загадки: она позволяет воспитателю  без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

    Без рук, без ног Черная корова

    Под окном стучится, Весь мир поборола,

    В избу просится. А белая подняла.

     (День и ночь).

    Народные  песни. Песня - сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен. И сами слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Редкие детские и молодежные песни исполняются в помещении, они поются на лугу или опушке леса во время хороводов, сопровождаются танцами, плавными движениями, поются во время подвижных игр на улице. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь».

    Песни – это эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п.

     Сказки. Сказки, являясь художественно-литературными произведения-ми, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

      Великий русский педагог К.Д.Ушинский  был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

    Сказки  являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

    Загадки, песни, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером соблюдают, поддерживают принципы выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления, если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным уроком в семье.

Заключение.

    Народную  педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала  с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика  заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования.

Информация о работе Народная педагогика