Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:46, реферат

Описание работы

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных
институтов.

Работа содержит 1 файл

Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.docx

— 21.50 Кб (Скачать)

Трудовое  воспитание – сердцевина народной педагогики. 
 

       Трудно переоценить значение  трудового воспитания в общей  системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных

институтов.

       Труд в условиях Средней Азии  и Казахстана был связан прежде  всего с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами. Известный хлебороб, почётный академик ВАСХНИЛ  Т. С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер : «Труд – всему отец».

       Народ всегда заботился о том,  чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опит вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что  овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что - бы  выучиться  ». Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит : « В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося  о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят : «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

       Если сформулировать отношение  народа к трудовому воспитанию  в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее   трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно  идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум,

готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

       Вопросам трудового воспитания  детей в семье уделял много  внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить  как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям кметь в виду ряд обстоятельств.

       Во – первых, учитывать, что  семья должна готовить ребёнка  к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

       Во – вторых, прилагать все  усилия к тому, чтобы труд ребёнка  не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота».

       В – третьих, необходимо в  процессе труда воспитывать в  ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям  тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

       В – четвёртых, трудовое воспитание  должно стать средством не  только «физического развития в труде», но и психологического и духовного  развития человека.

       В – пятых, важно учитывать  , что трудовая подготовка в  семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

       Весьма созвучны народным взглядам  мысли А.С. Макаренко о том,  что родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу :

«чистая – грязная; интересная – неинтересная; тяжёлая  – лёгкая; выгодная  - невыгодная » и. т. д.

       Анализ трудов крупнейших педагогов,  посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе

любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой

деятельности, что  позволит включать в её рамки сферу  социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны бать подготовлены не только учителя, но и  родители. В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям : систематический и коллективный  характер труда, наличие у каждого  ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

                

    Умственное и физическое  воспитание

             Происходящая сегодня перестройка  содержания образования преследует цель создать условия для достижения личностью высокого уровня интеллектуального, нравственного, эстетического и физического. Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В содержании образования важно отразить традиции и социально  - культурне ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия

различными видами искусства должны помочь молодому поколению  глибоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять  истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций. Умственное воспитание новых поколений  всегда было предметом первой заботы

народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но в глубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к образованию и науке. «Знание – светоч ума» - народный афоризм.

       В представлении народа только  умный человек может овладеть  глибокими знаниями.

«Дороже ума  богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда, которая никогда не сносится, знания – родник, который никогда не исчерпаешь» - такова народная оценка значения знаний. Но особенно по современному звучит пословица : « Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями». Это как бы народный отклик на стремление части молодёжи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. Народ выработал свои собственные дидактические принципы обучения и приобретения знаний, которые близки принципам научной педагогики . Связь знаний с жизнью – важнейшее

дидактическое требование народа. Народ интуитивно пошёл к осознанию того, что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность образования. Это ещё одно дидактическое требование, выработанное столетиями. Эта мысль очень образно характеризует такая пословица : «Учиться – всё равно что плыть против течения : остановился на минуту – и тебя отнесло назад».

       Основным источником знаний всегда  были книги и чтение. «Нет більше наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сына» - говорится в народных афоризмах. О значении книги как друга, советчика человека, как источника знаний говорится и в таких афоризмах : «прочтёшь незнакомую книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу, словно встрелиш старого знакомого », «Книга  - ключ к знанию ».

       Знание языка народа рассматривает  как важное средство расширения познания мира. Узбекский народ отмечает : «Знание языка открывает путь к сердцу», «Знание ста языков, что сто умов »,  - заключает пословица. И здесь родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания детей, как великий народный педагог. В духовном сокровище народа родной язык является  самым близким и сокровенным. С первого родного слова матери, впервые услышав собственное имя, ребёнок начинает познание мира; из нежных колыбельных песен он впервые узнаёт родную мелодию и на всю жизнь её запоминает.

Заслуживает внимания отношение народа к учителю –  воспитателю. Народ, защищая честь учителя, без обиняков заявляет : «Ради учителя следует даже кинжал проглотить», «Кровь зальёт очи того, кто смеет покоситься на свого учителя». Он высоко ценил роль учителя в обучении и воспитании детей :

«Свет лампы  от масла, знания ученика от учителя». Обществу всегда импонирует справедливый и требовательный учитель. «Строгость учителя лучше ласки отца», - считает народ. Люди верно представляют себе взаимоотношения ученика и учителя. «Ученика хвалят в глаза, учителя за глаза, а

подчинённого  после работы», - говорится в афоризме. Народ готов простить учителю возможные ошибки в работе, ибо «самый хороший учитель не без ошибок», но  репутация учителя должна быть безупречной, так как дети ему подражают, копируют его манеры, и, как верно подметил народ, «если учитель пьёт стоя, то ученики пьют на бегу».

       Наряду с умственным воспитанием  народ выработал свои нормы,  методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности.

       Забота о здоровье ребёнка  и его нормальном физическом  развитии,

воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это  всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивних соревнованиях. Народ имел определённое представление о функціях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. Было понимание того, что чистый воздух – важнейший элемент здоровья : «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ

понимал, что  залог здоровья -   физическое воспитание  . Порою молодёжь беззаботно относится к своему здоровью. Многие народные афоризмы рассматривают здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека. Казахи поддерживают эту мысль в социальном аспекте : «Богатство бедняка – это его здоровье».

       Народ не только знал факторы  физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное изречение : «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся человеку в народе говорят : « Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждал : «От мнительности можно и заболеть». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ.

       Центральное место в системе  физического воспитания занимали  детские игры. В народном представлении  игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей : детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.

       Особое значение народ придавал  национальным играм – как важному фактору физического развития и воспитания. По  поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга ».

Информация о работе Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики