Народная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

формирование традиционного мировоззрения, «народности» души,
формирование нравственных привычек, воспитание трудолюбия, пробуждение у детей доброты и любви к людям, к родной природе,
развитие интереса, внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям,

Работа содержит 1 файл

народная педагогика.docx

— 29.08 Кб (Скачать)

Цели  народной педагогики:

  • формирование традиционного мировоззрения, «народности» души,
  • формирование нравственных привычек, воспитание трудолюбия, пробуждение у детей доброты и любви к людям, к родной природе,
  • развитие интереса, внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям,

    обогащение знаний о природе, развитие ума,

  • формирование эстетической, духовной культуры, воспитание художественного вкуса, тонкого ощущения прекрасного, забота о здоровье, физическое развитие,
  • приобщение к истокам родного, истинного народного творчества, знакомство с историей и традициями народа, воспитание национального достоинства.

С развитием русской  народной культуры появляются правила  обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты  и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание  нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.

Народное  поэтическое творчество (фольклор). Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.

Особенностью фольклора  является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая  новые социальные изменения. Поэтому  фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в  настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Богатство жанров, тем, образов, поэ­тики фольклора обусловлено разно­образием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движе­ниями (пение, пение и пляска, рассказы­вание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претер­певали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпо­са. В период формирования государст­венности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор.

Несмотря на яркую  национальную окраску фольклорных  произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.

Сказка. В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со злом.

В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание  легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка — ложь, да в ней –  намек: добру молодцу – урок.”

Сказка имеет специфический  языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч  и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти  особенности делают сказку незаменимым  средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Героический эпос. Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.). В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.

Афоризмы, пословицы, поговорки. Афоризмы, пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра. Если в пословице говорится  о прошлом, оно оценивается с  точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в  зависимости от того, в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.

В пословице заключается  народная оценка жизни, наблюдения народного  ума, утверждаются общечеловеческие ценности: Где работа, там и благо. Не плюй в колодец   — пригодится воды напиться.

Пословицы и поговорки  украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают  воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить  ситуацию, как бы приложить ее к  поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда вы­сказать свое суждение.

Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как жизненную норму.

Загадка. Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные об­разы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как мета­фора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок куку­рузы становится башней, морковь — девицей с косой. Подчерки­вая эту особенность загадок, М.А.Рыбникова писала: "Загадка — ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора".

Метафора и сравнение  в загадках отличаются от метафор  и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что  здесь они даются в форме занимательной  игровой задачи, и внима­ние слушателя или читателя специально направлено на необходи­мость отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, ко­торая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию по­этического образа, развитию художественного мышления и твор­чества.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и  развития народных культур. В этом и  состоит их особая ценность. Они  формируют первые представления  о единстве мира и его закономерностях.

В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного  и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ре­бенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

В воспитательной работе с детьми можно использовать и  другие малые формы фольклора, имеющие  конкретные развивающие и обучающие  функции: скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).

Загадки о людях, их жизни и смерти, молодости и  старости непременно содержат материал, косвенно призывающий молодежь к  совершенствованию личности:

Чего  хочешь - того не купишь,Чего не надо - того не продашь.

Прекрасна поэтическая  форма загадки, глубока мысль, заключенная  в отгадке (молодость и старость), ценен призыв дорожить молодостью. Для ребенка - это загадка, а для  взрослого вместе с отгадкой уже  пословица. А вот другая загадка:

Когда я молод был,Светло светил.Старым стал Меркнуть стал.

Разве это - только загадка  о месяце? Это - одновременно и поэтический афоризм о человеческой жизни.Поэтические обобщения в загадках требуют большой мыслительной работы:

Без крыл летит,Без ног бежит,Без огня горит,Без ран болит.

Отгадка проста - ветер, туча, солнце, сердце. Память может подсказать отгадку: дети не раз отгадывали эту  загадку в иных вариантах, слышали  подобное в песнях и в разговорах (в песнях без огня горит не только солнце, но и сердце).

Народная  музыка  (музы­кальный фольклор). Народная  музыка  (музы­кальный фольклор) — вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего на­рода, музы­кальный фольклор существует бла­годаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций ис­ключительно устойчивы, живучи. В каж­дую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют тра­диционный музы­кальный фольклор.

Основной вид музы­кального фольклора — песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мело­дии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родствен­ных вариантов, характеризующих изме­нения народной музыки в процессе её испол­нения.

Жанровое богатство  народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масле­ничные, купальские песни); полевые ра­боты (покосные, жатвенные песни); рож­дение, свадьбу (колыбельные и свадеб­ные песни);смерть (похоронные плачи-причитания).

Позднее наибольшее развитие в фольклоре по­лучили  лирические жанры, где на смену про­стым, коротким напевам трудовых, обря­довых, плясовых и эпических песен или инст­рументальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяж­ная песня) и инструментальные.

Песня имеет ряд  преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство  песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю  вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.

Много песен создано  народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

Народный  театр. Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с уст­ным народным творчеством, зародился в глу­бокой древности: в играх, сопровождав­ших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (свя­точное ряженье, свадьба и т. д.). В про­цессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, паро­дирующие свадебный обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы.

В народном театре различают  театр живых актёров и театр  кукол, часто называвшийся по имени  героя представления (Петрушка в  России, Панч в Англии, Пульчинелла  в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообра­зие форм народного кукольного театра опреде­лялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионет­ки — куклы на нитках — и др.). Народные те­атры кукол разыгрывали пьесы, переска­зывающие сказки и легенды, инсцени­ровали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные пред­ставления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизиро­ванного текста).

Наиболее характерной  особенностью народного театра (как  и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и же­стов; в ходе представлений актёры непо­средственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать вто­ростепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной инте­рес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуа­ций, положений.

Информация о работе Народная педагогика