Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших познавательных психических процессов является мышление, которое порождает новое знание на основе творческого отражения и преобразования действительности.
Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности — совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов развития мышления.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретическое исследование мышления детей дошкольного возраста
1.1 Мышление: понятие, характеристика, виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Особенности мышления ребенка дошкольного возраста
и проблема его развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2 Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста
2.1 Цели, задачи и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2 Обработка и анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.3 Методика развития мышления дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение А Картинка к методике «Нелепицы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение Б Картинки к методике «Что здесь лишнее?» . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Приложение В Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры» . . .42
Приложение Г Материалы для развития мышления дошкольников . . . .

Работа содержит 1 файл

мышление дошкольников Курсовая №1 2011 зима.doc

— 827.00 Кб (Скачать)

Приложение  А

 

Картинка к методике «Нелепицы»

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Картинки к методике «Что здесь лишнее?»

 


 

 

 

 

Приложение  В

 

 

Контуры вырезаемых фигур  к методике «Вырежи фигуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Г

 

Материалы для развития мышления дошкольников

 

Игра  «Кто летает?

Игра может проводиться  как родителями с одним ребенком, так и воспитателем в детском  саду с группой  ребят. Она способствует формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит детей выделять главные, существенные признаки предметов.

Игра проводится так: кто-то из родителей или воспитатель  является ведущим. Он говорит следующее: «Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает», — и показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?» — молчите   и   не   поднимайте   руки.

Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает?   Змей   летает?   Вертолет   летает?!!»

Игра  «Съедобное — несъедобное»

Эта игра проводится на улице  с использованием мяча, способствует формированию внимания ребенка, продолжает знакомить ребенка с существенными признаками,   свойствами   предметов. Можно играть с одним ребенком или с группой ребят. Более старшие дети могут играть с младшими.

Ведущий объясняет детям: «Я буду называть предметы (например яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т. д.). Если названный  предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и передвинетесь по «классам» вперед на одну клетку. Если названный предмет не съедобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также передвинуться вперед на одну клетку». Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пойман, хотя предмет не съедобен), то ребенок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с одним-двумя детьми, или 5—6, если играете с 4—5 детьми. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится   ведущим.

 

Загадки для детей дошкольного возраста

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.

Молоко  пьет,  песенки  поет,  чисто умывается,  а с водой  не знается.

Клохчет, квохчет, детей  созывает, всех под крыло собирает.

С  хозяином   дружит,   дом   сторожит,   живет под крылечком,   а хвост  колечком.

С бородой,  а не мужик,  с рогами,  а не бык.

Спереди  —  пятачок,  сзади  —  крючок,  посредине — спинка,  а на спинке —  щетинка.

У кого глаза на рогах,  а дом на спине?

Не  портной,   а  всю  жизнь с  иголками  ходит.

Зимой  и  летом  одним  цветом.

Нет ног, а хожу, рта  нет, а скажу, когда спать, когда вставать,  когда работу начинать.

Кто в дом ни  идет,  меня за ручку берет.

Голубой   платок,   алый  колобок,   по  платку  катается,  людям  улыбается.

Зимой  спит,   летом  ульи  ворошит.

Черный,   проворный,   кричит   «крак»,   червякам враг.

Хвост с узорами,  сапоги со шпорами.

Кто  зимой  холодной  ходит  злой,   голодный?

Черен,   да  не   ворон,   рогат,   да  не  бык,   шесть ног без  копыт.

Под  полом  таится,  кошки  боится.

Через речку лег,  пробежать помог.

Без досок,  без  топоров  через  речку мост готов.

 

Задание: отыщи два  одинаковых предмета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунках в каждом ряду необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Чем отличается предмет или фигура?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста